Опыт Литвы в противостоянии организованной преступности

 

Более подробно остановлюсь на анализе состоя­ния потенциала Литвы в борьбе с преступностью и Стратегического плана действий на 2006-2008 гг. в данной сфере государственного управления, так как данная программа может послужить примером для разработки российской концепции борьбы с организованной преступностью.

Отмечу, что большая часть бюджета Литовской Республики выделяется на программы, основная цель которых — обеспечение общественной безопасности, общественного порядка и требований Европейского Союза по охране внешних границ Литвы.

В связи с тем, что упрощенная система пересече­ния границ на территории Европейского Союза влечет за собой большое передвижение людей, в том числе и преступников, соответственно возникает опасность терроризма, организованной преступности, торговли людьми, человеческими органами, нелегальной тор­говли оружием, нелегальной миграции и распростра­нения опасных болезней, в том числе СПИДа.

В 2005 г. Департамент полиции при Министерстве внутренних дел Литвы и британская компания «Анализ Балтии» провели анализ общественного мнения по вопросу «Взгляд на полицию Литвы», результаты кото­рого уже используются в оценке деятельности полиции, в подготовке и совершенствовании стратегических планов, перспектив и приоритетов. Результаты таких опросов показали, что большое внимание полиции следует обращать на следующие два аспекта: усиление патрулирования в обществен­ных местах и наиболее быстрое реагирование на сооб­щения от населения о совершенных правонарушени­ях. Главными инструментами предотвращения преступ­лений признаются их превенция и улучшение профес­сиональной подготовки сотрудников полиции.

Внутренние проблемы полиции Литвы связаны с нехваткой денежных средств — нет возможности снаб­дить полицейские комиссариаты всей необходимой техникой и другими средствами, в частности, для обслу­живания лабораторий по криминалистической экспер­тизе и оснащения их техническими устройствами.

При разработке Стратегического плана действий Литвы на 2006-2008 гг. в сфере борьбы с преступнос­тью было обращено внимание на состояние нацио­нальной полиции: ее сильные места и ее слабыеместа.

Возможности развития стратегии борьбы с пре­ступностью заложены в следующем: общественная безопасность и общественный по­рядок — одна из стратегических целей Правительства Литовской Республики; поддержка Европейского Союза и других стран; поддержка негосударственных учреждений; дополнительное финансирование и повышение внимания органов власти; правовая база, регламентирующая заработную плату, которая в будущем обеспечит гарантии сотруд­ников полиции; увеличение доверия к полиции со стороны граждан; помощь полиции со стороны общественности; создание единого информационного простран­ства связи, использование и распространение техни­ческих средств; вхождение в систему Европейского Союза по со­трудничеству и борьбе с преступностью; усиление контроля по расследованию преступлений, связанных с наркотическими средствами, распро­странением наркотиков несовершеннолетними; усиление международного сотрудничества по борьбе с нелегальной миграцией.

Таким образом, внедренный в органы полиции, стра­тегический план действий по борьбе с преступностью, ориентированный на возможности и опыт ЕС, создаст благоприятные условия для использования методов государственного управления в рассматриваемой сфере.

Эффективное международное сотрудничество, доб­росовестное исполнение международных договоров — все это создаст благоприятные условия для поддержки Литвы со стороны Европейского Союза и других госу­дарств, со стороны правительства и других органов власти и соответственно получение дополнительных средств.

Итак, литовский Стратегический план действий по борьбе с преступностью на 2006-2008 гг. включает:

1. Активизацию работы с общественностью,подготов­ку и осуществление программы по предотвращению пре­ступлений, улучшение состояния национальной полиции. Немало вопросов по предотвращению преступле­ний литовская полиция решает с местными промышлен­никами, бизнесменами и с частными охранными пред­приятиями. Постоянными партнерами литовской поли­ции являются: Центр по предотвращению преступлений в Литве, Центр СПИД, Университет Mikolo Romerio, Ми­нистерство образования, Литовское объединение стрелков, VI «Детский дом», ОАО «Пять континентов», общественные организации «Родители против наркоти­ков», «Вильнюсский женский кризисный центр», движе­ние «Останови преступность», а главное — органы мес­тного самоуправления.

В 2005 г. Правительством Литовской Республики была утверждена программа по защите и охране дере­вень, поселков и других малых поселений, а также повы­шению квалификации инспекторов, работающих на данных территориях. Цель этой программы — повысить уровень защиты граждан, проживающих в таких посе­лениях, обеспечить права и свободы граждан, обще­ственный порядок и создать все необходимые условия для сотрудников, работающих в данных местах.

2. Увеличение раскрываемости и улучшение мето­дов расследованиятяжких и особо тяжких преступлений, связанных с организованной преступностью, наркотика­ми, а также преступлений против граждан и государства. Важно обеспечить поддержку сотрудников, участвующих в следствии, и усилить гарантии лиц, уча­ствующих в программе по защите свидетелей.

С целью эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми при помощи современных технологий, Литва присоединилась к международной Конвенции об электронных преступлениях.

Деятельность полиции в сфере охраны интеллекту­альной собственности опирается на опыт работающих в данной сфере международных организаций. В терри­ториальных подразделениях полиции назначены со­трудники, ответственные за защиту прав интеллекту­альной собственности, которые обеспечивают сотруд­ничество с общественными организациями (Агентство по защите прав литовских авторов, Ассоциация по из­готовлению и распространению фонограмм, Ассоциа­ция индустрии литовской музыки). По приказу генерального комиссара Литвы в 2004 г. подразделение по защите прав интеллектуальной собственности при Бюро криминальной полиции было реорганизовано в отдел. В дальнейшем планируется активизировать со­трудничество полиции с государственными правоза­щитными органами Литовской Республики. Обмен оперативной ин­формацией между этими органами необходим для расследования преступлений, а также адми­нистративных правонарушений в данной сфере.

3. Усиление сотрудничества между правоохрани­тельными органами Литвы и стран Европейского Со­юза, а также другими государствамина основе стан­дартов, закрепленных в праве Европейского Союза.

Для достижения указанной цели число сотрудни­ков, участвующих в международных миссиях, в 2006 г. повысилось до 57. Данные сотрудники будут участво­вать в таких программах ЕС, как: Европейская сеть по предотвращению преступлений. Участие в деятельности европейской ассоциации полицейских колледжей (CEPOL). Семинары рабочих групп. Международные миротворческие миссии. Европейская программа руководителей Task Force, AGIS. Программа TISPOL Европейской транспортной по­лиции1.

В заключение хотелось бы отметить один большой плюс Стратегического плана действий Литвы на 2006-2008 гг. — его открытость, возможность его обществен­ного обсуждения. В этом видится отношение как самой полиции, так и Правительства Литвы к выполнению на­сущных, наиболее важных, стратегических задач госу­дарства на демократических принципах, с учетом мне­ния населения, зарубежных партнеров, что позволяет, несмотря на объективные социально-экономические трудности, обосновывать планы финансирования про­грамм, направленных на борьбу с преступностью, под­держку правоохранительных органов. В целом все это создает благоприятные условия для эффективного го­сударственного управления в сфере обеспечения об­щественной безопасности и правопорядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: