Более подробно остановлюсь на анализе состояния потенциала Литвы в борьбе с преступностью и Стратегического плана действий на 2006-2008 гг. в данной сфере государственного управления, так как данная программа может послужить примером для разработки российской концепции борьбы с организованной преступностью.
Отмечу, что большая часть бюджета Литовской Республики выделяется на программы, основная цель которых — обеспечение общественной безопасности, общественного порядка и требований Европейского Союза по охране внешних границ Литвы.
В связи с тем, что упрощенная система пересечения границ на территории Европейского Союза влечет за собой большое передвижение людей, в том числе и преступников, соответственно возникает опасность терроризма, организованной преступности, торговли людьми, человеческими органами, нелегальной торговли оружием, нелегальной миграции и распространения опасных болезней, в том числе СПИДа.
В 2005 г. Департамент полиции при Министерстве внутренних дел Литвы и британская компания «Анализ Балтии» провели анализ общественного мнения по вопросу «Взгляд на полицию Литвы», результаты которого уже используются в оценке деятельности полиции, в подготовке и совершенствовании стратегических планов, перспектив и приоритетов. Результаты таких опросов показали, что большое внимание полиции следует обращать на следующие два аспекта: усиление патрулирования в общественных местах и наиболее быстрое реагирование на сообщения от населения о совершенных правонарушениях. Главными инструментами предотвращения преступлений признаются их превенция и улучшение профессиональной подготовки сотрудников полиции.
|
|
Внутренние проблемы полиции Литвы связаны с нехваткой денежных средств — нет возможности снабдить полицейские комиссариаты всей необходимой техникой и другими средствами, в частности, для обслуживания лабораторий по криминалистической экспертизе и оснащения их техническими устройствами.
При разработке Стратегического плана действий Литвы на 2006-2008 гг. в сфере борьбы с преступностью было обращено внимание на состояние национальной полиции: ее сильные места и ее слабыеместа.
Возможности развития стратегии борьбы с преступностью заложены в следующем: общественная безопасность и общественный порядок — одна из стратегических целей Правительства Литовской Республики; поддержка Европейского Союза и других стран; поддержка негосударственных учреждений; дополнительное финансирование и повышение внимания органов власти; правовая база, регламентирующая заработную плату, которая в будущем обеспечит гарантии сотрудников полиции; увеличение доверия к полиции со стороны граждан; помощь полиции со стороны общественности; создание единого информационного пространства связи, использование и распространение технических средств; вхождение в систему Европейского Союза по сотрудничеству и борьбе с преступностью; усиление контроля по расследованию преступлений, связанных с наркотическими средствами, распространением наркотиков несовершеннолетними; усиление международного сотрудничества по борьбе с нелегальной миграцией.
|
|
Таким образом, внедренный в органы полиции, стратегический план действий по борьбе с преступностью, ориентированный на возможности и опыт ЕС, создаст благоприятные условия для использования методов государственного управления в рассматриваемой сфере.
Эффективное международное сотрудничество, добросовестное исполнение международных договоров — все это создаст благоприятные условия для поддержки Литвы со стороны Европейского Союза и других государств, со стороны правительства и других органов власти и соответственно получение дополнительных средств.
Итак, литовский Стратегический план действий по борьбе с преступностью на 2006-2008 гг. включает:
1. Активизацию работы с общественностью,подготовку и осуществление программы по предотвращению преступлений, улучшение состояния национальной полиции. Немало вопросов по предотвращению преступлений литовская полиция решает с местными промышленниками, бизнесменами и с частными охранными предприятиями. Постоянными партнерами литовской полиции являются: Центр по предотвращению преступлений в Литве, Центр СПИД, Университет Mikolo Romerio, Министерство образования, Литовское объединение стрелков, VI «Детский дом», ОАО «Пять континентов», общественные организации «Родители против наркотиков», «Вильнюсский женский кризисный центр», движение «Останови преступность», а главное — органы местного самоуправления.
В 2005 г. Правительством Литовской Республики была утверждена программа по защите и охране деревень, поселков и других малых поселений, а также повышению квалификации инспекторов, работающих на данных территориях. Цель этой программы — повысить уровень защиты граждан, проживающих в таких поселениях, обеспечить права и свободы граждан, общественный порядок и создать все необходимые условия для сотрудников, работающих в данных местах.
2. Увеличение раскрываемости и улучшение методов расследованиятяжких и особо тяжких преступлений, связанных с организованной преступностью, наркотиками, а также преступлений против граждан и государства. Важно обеспечить поддержку сотрудников, участвующих в следствии, и усилить гарантии лиц, участвующих в программе по защите свидетелей.
С целью эффективной борьбы с преступлениями, совершаемыми при помощи современных технологий, Литва присоединилась к международной Конвенции об электронных преступлениях.
Деятельность полиции в сфере охраны интеллектуальной собственности опирается на опыт работающих в данной сфере международных организаций. В территориальных подразделениях полиции назначены сотрудники, ответственные за защиту прав интеллектуальной собственности, которые обеспечивают сотрудничество с общественными организациями (Агентство по защите прав литовских авторов, Ассоциация по изготовлению и распространению фонограмм, Ассоциация индустрии литовской музыки). По приказу генерального комиссара Литвы в 2004 г. подразделение по защите прав интеллектуальной собственности при Бюро криминальной полиции было реорганизовано в отдел. В дальнейшем планируется активизировать сотрудничество полиции с государственными правозащитными органами Литовской Республики. Обмен оперативной информацией между этими органами необходим для расследования преступлений, а также административных правонарушений в данной сфере.
|
|
3. Усиление сотрудничества между правоохранительными органами Литвы и стран Европейского Союза, а также другими государствамина основе стандартов, закрепленных в праве Европейского Союза.
Для достижения указанной цели число сотрудников, участвующих в международных миссиях, в 2006 г. повысилось до 57. Данные сотрудники будут участвовать в таких программах ЕС, как: Европейская сеть по предотвращению преступлений. Участие в деятельности европейской ассоциации полицейских колледжей (CEPOL). Семинары рабочих групп. Международные миротворческие миссии. Европейская программа руководителей Task Force, AGIS. Программа TISPOL Европейской транспортной полиции1.
В заключение хотелось бы отметить один большой плюс Стратегического плана действий Литвы на 2006-2008 гг. — его открытость, возможность его общественного обсуждения. В этом видится отношение как самой полиции, так и Правительства Литвы к выполнению насущных, наиболее важных, стратегических задач государства на демократических принципах, с учетом мнения населения, зарубежных партнеров, что позволяет, несмотря на объективные социально-экономические трудности, обосновывать планы финансирования программ, направленных на борьбу с преступностью, поддержку правоохранительных органов. В целом все это создает благоприятные условия для эффективного государственного управления в сфере обеспечения общественной безопасности и правопорядка.