Борьба с организованной преступностью во Вьетнаме

В последнее время во Вьетнаме организованная преступность развивается качественно и количествен­но, приобретает новые характеристики в условиях рыночной экономики. Однако до сих пор отсутствует закон "О борьбе с организованной преступностью". И эта борьба не может осуществляться грамотно на ос­нове некоторых норм Уголовного Кодекса и других нормативных документов. В Постановлении "О программе создания законов и указов в 2007 г. вьетнам­ского Национального Собрания одиннадцатого созыва, десятой сессии, №72 от 29 ноября 2006 года" ука­зывается, что на данный момент законопроект «О борьбе с организованной преступностью» - не раз­работан. Вместе с тем в Постановлении Национально­го Собрания Вьетнама "О плане социально - экономи­ческого развития на период 2006-2010" подчеркивает­ся необходимость повышения эффективности борьбы с преступностью, в том числе и с организованной, со­здание здоровой среды для социально-экономического развития1.

Государственная программа борьбы с пре­ступностью и Постановление Правительства Вьетна­ма "Об усилении борьбы с преступностью в новых условиях" (1998 г.) определяют организованную пре­ступность как деяние с высокой степенью опасности, предусматривают причины и меры профилактики пре­ступности, устанавливают виды преступной деятель­ности, на которые следует особо обратить внимание (такие как контрабанда, коррупция, наркобизнес, торговля людьми и др.). К сожалению, эти виды от­носятся лишь к обычным преступным деяниям, а не к организованной преступности, хотя они являются сущностными ее проявлениями. Таким образом, в основе борьбы с организованной преступностью должен быть проведен глубокий анализ данного яв­ления и на основе этого следует выработать дей­ственные меры правового характера, позволяющие эффективно предопределять политическую волю государства, основывающуюся на нормах уголовно­го законодательства.

Во Вьетнаме до 1985 г., когда еще не было Уголов­ного Кодекса СРВ (УК), вопросы, касающиеся совершения преступлений организованной группой, регла­ментировали некоторыми юридическими документа­ми. Например, в Циркуляре Премьер - Министра №442ATg от 19 января 1955 г. содержались понятия "дорожный грабеж или организованная кража", "орга­низованное телесное повреждение". В указах Посто­янного Комитета Национального Собрания СРВ "О наказании за совершение преступлений против со­циалистической собственности" и "О наказании за преступления против личного имущества" от 21 октяб­ря 1970 г., совершение преступления организованной группой лишь предусматривалось в качестве квалифи­цирующего состава, но не определялось само понятие организованной преступности. Поэтому правоохрани­тельные органы допускали немало ошибок, когда ква­лифицировали деяния, относящиеся к организованнойпреступности. В данной ситуации Министерство внут­ренних дел, Верховная Народная Прокуратура и Вер­ховный Народный Суд совместно приняли Циркуляр от 16 марта 1973 г. (для руководства единым понима­нием вопросов, предусмотренных в указах).

Несмотря на недостаток кри­минализации организационной деятельности, она со­гласно реалиям характеризует некоторое развитие уголовного права Вьетнама, но крайне недостаточно. До настоящего времени эти проблемы не решены. Действующий УК 1999 г., как и предшествующий, не имеет ясных критериев, позволяющих дифференциро­вать организованныепреступные формирования от обычных преступных групп, совершающих отдельные преступления по предварительному сговору. Введя термин "организованнаягруппа", законодатель не определил, что такое организованная группа и тем са­мым до сих пор в квалифицирующем аспекте не понят­на суть организованной преступной деятельности. На практике это причиняет трудности судебным органам в применении норм Общей части Уголовного кодекса при разбирательстве преступлений, совершаемых ор­ганизованными группами.

Для устранения явных недостатков вьетнамского законодательства и помощи судебным органам в пра­вильном рассмотрении дел, касающихся преступле­ний, совершаемых организованной группой, Судей­ский Совет Верховного Народного Суда Вьетнама при­нял постановление 02/NQ-HDTP от 16 ноября 1988 г., в котором дополнительно разъяснил порядок примене­ние некоторых норм Обшей части УК. В нем, в част­ности, указывается, что "в случаях соучастия соучаст­ники заранее сговариваются и распределяют роли в совершении преступления, но не всякий случай пред­варительного сговора и распределения ролей является характерным для преступлений, совершенных органи­зованной группой.

Эти положения, конечно, важны. Однако толкование Судейского Совета Верховного Народного Суда не совсем отвечает требованиям борьбы с преступностью в целом и организованной вчастности.

До разработки и принятия национальной программы борьбы с организованной преступностью, в стране необходимо качественно изменить и доработать Уголовный Кодекс, т.к. без этого основополагающего закона, отвечающего всем современным требованиям, невозможно добиться больших результатов в этой борьбе не только у себя в стране, но и в международном сотрудничестве в данном вопросе. Юристы Вьетнама предлагают, исходя из опыта уголовного законодательства России и Украины и из особенностей Вьетнама, дополнить Общую часть УК СРВ 1999 г. рядом ситуаций, касающихся уголовной ответственности за совершение преступления организованными преступниками. А также предусматривается введение новых статей о видах соучастников преступлений и об уголовной ответственности создателей организованных сообществ. И только после этого будет целесообразно говорить о создании стройной национальной программы по борьбе с организованной преступностью.

Таким образом, рассматривая опыт отдельных государств по противостоянию с организованной преступностью, можно отметить, что некоторые из них, например США, Литва добились определенных успехов. В России и некоторых странах СНГ выходит целый массив документов призванных бороться с этим явлением, но пока не существует стройной комплексной программы всех усилий, зачастую, бывает недостаточно. А в некоторых странах, как например Вьетнам, речь идет только о выработке уголовных норм для борьбы с организованной преступностью.

Заключение

На рубеже веков в большинстве стран мира были отмечены такие негативные явлении, как рост числа террористических актов, расширение сфер влияния международной наркомафии, глобализация экономи­ческого экстремизма, транснационализация органи­зованной преступности, появление новых, ранее не существовавших, преступлений, связанных с бурно развивающимися новейшими технологиями, инфор­матизацией и всеобщей компьютеризацией мира.

Все это приводит к насущной необходимости международного противостояния данной проблеме.

Признаки, выделяющие организованную преступность из "традиционной", довольно многочисленны и характеризуют самые различные стороны субъектов преступной среды и совершаемых ими преступных деяний.

На первое место среди целей организованной преступной деятельности практические работники подразделений по борьбе с организованной преступностью ставят получение значительных преступных доходов. Именно наличием финансовой базы и сильна организованная преступность.

Можно сделать первый вывод, что транснациональная организованная преступность выступает в качестве закономерного результата развития преступной деятельности общества, ее организованных сфер и представляет собой более изощренную систему организованной преступной деятельности.

Нет необходимости обосновывать тезис о потребности законодательного урегулирования вопросов борьбы с организованной преступностью. Государственные органы, общественные организации не могут противостоять ей вне правового поля своей страны, или вне рамок международного права.

Зарубежная нормотворческая практика знает три основных подхода к созданию законов, направленных на борьбу с организованной преступностью. Это: обобщенные законы о борьбе с организованной преступностью; законы, касающиеся отдельных видов преступлений, в которых наиболее ярко выражена организованность противоправных структур; отдельные положения, направленные на борьбу с организованной преступностью, включенные в нормативные акты более широкого плана.

Международное сотрудничество по борьбе с пре­ступностью представляет собой деятельность специ­альных субъектов (Организация Объединенных Наций, ее органы и специализированные учреждения; неправительственные международные организации; надгосударственные органы; международные объединения руководителей полицейских служб суверенных государств; правоохранительные органы суверенных государств, осуществляющие борьбу с преступностью; органы отраслевого сотрудничества государственно-политических объединений, основанную на нормах международного и внутригосударственного права, направленную на противодействие международным преступле­ниям, преступлениям международного характера, транснациональным преступлениям.

Представляется, что реалистичное понимание проблемы диктует путь борьбы с оргпреступностью. Он связан с формированием правового поля борьбы с преступнос­тью на субрегиональном уровне. Совпадение ключе­вых элементов правовой системы, совпадение криминальной проблема­тики, сходство социально-экономических и иных детер­минант преступности заставляют те или иные блоки го­сударств, оформленные, как правило, по признаку эко­номической, политической, геокультурной близости, формировать такие прикладные антикримнальные док­трины и конкретные правовые решения, которые ока­зываются весьма эффективными именно для данной группы государств.

Насущной мировой проблемой и задачей является разработка национальных стратегий в борьбе с преступностью, как теорий управления государством в данной сфере, определяющей общий алгоритм успешного обеспечения мирового спокойствия и мирового развития.

Помимо этого внутри государств должны быть разработаны действенные законодательные акты, УК, УПК, способные адекватно реагировать на рост организованной преступности. Без таких норм и законодательных актов данную проблему не решить, тем более на мировом уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: