Европейское политическое сотрудничество (70-е годы 20 века)

Интеграция в рамках Сообществ, предполагала не только создание общего рынка и проведение общей политики в разных областях через наднациональные институты, но и осуществление единой «европейской» внешней политики по отношению к странам, не входящим в Сообщества и международным организациям.

Процесс формирования «европейской» внешней политики начался еще в 50-60-е годы. Обладая международной правосубъектностью Сообщества, получили возможность выступать едиными представителями всех стран-членов в международных отношениях.

Экономической основой для единого внешнеполитического курса стало создание в 1968 г. таможенного союза, в результате чего все пространство Сообществ превратилось в единую таможенную территорию, на границах которого действовал единый таможенный тариф.

Предметом внешней политики Сообществ служили только вопросы внешней торговли и другие экономические отношения. При этом остальные «политические» вопросы по-прежнему решались государствами-членами самостоятельно.

Положение стало меняться на рубеже 60-70–х годов. В соответствии с решением, принятым в 1969 г. на встрече глав государств стран Европейских сообществ в Гааге, был создан специальный комитет из дипломатов от всех стран. Документ, подготовленный этим комитетом, - Доклад о проблемах политической унификации, положил начало Европейскому политическому сотрудничеству.

Европейское политическое сотрудничество (ЕПС) было создано как специальный механизм координации действий государств-членов Европейских сообществ на международной арене с целью постепенного формирования «европейской» внешней политики.

Элементами данного механизма являлись регулярные встречи министров иностранных дел (не менее двух, а затем четырех раз в год), а так же вспомогательные органы: Политический комитет и различные рабочие группы.

ЕПС, как новое интеграционное образование, носило исключительно межправительственный характер и этим сильно отличалось от Европейских сообществ. В Сообществах решения принимались наднациональными органами, которые имеют реальные властные полномочия и руководствуются исключительно общими интересами Сообществ, а не интересами отдельных стран. В рамках ЕПС все решения принимаются непосредственно государствами через своих полномочных представителей путем единогласного одобрения.

Институты Европейских сообществ при обсуждении вопросов ЕПС имели крайне ограниченную компетенцию, как правило, получая право совещательного голоса.

Из сказанного видно, что процесс европейской интеграции в 70-е годы разделился на две ветви. С одной стороны, Сообщества, фактически представляющие единую наднациональную структуру в социально-экономической сфере. С другой, ЕПС, межправительственная организация, занимающаяся вопросами внешней политики. При этом и Сообщества, и ЕПС имели один и тот же состав государств-членов, но действовали на основе разных учредительных документов и имели разные руководящие органы.

Европейское политическое сотрудничество стало прообразом общей внешней политики и политики безопасности, которая со временем станет частью структуры Европейского Союза.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: