Разработка технико-экономического обоснования

 

 

Только после положительных заключений по перечисленным выше вопросам можно приступать к разработке технико-экономического обоснования (ТЭО).

В соответствии с действующим порядком, основным проектным документом является технико-экономическое обоснование строи­тельства. Его содержание определено нормативными документами (Рис. 1.6) и должно показать:

ü социально-экономическую целесообразность строительства (реконструкции, расширения) предприятия (объекта);

ü обоснованность технико-экономических показателей и соответствие объекта строительным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

ü возможности реализации проекта в выбранном месте;

ü условия реализации проекта.

Это обстоятельство делает невозможным представление процесса разработки ТЭО в виде одной «обобщённой работы» и заставляет оперировать более детальными понятиями конкретных работ.

Применение рассмотренных методов и средств управления проек­тами позволяет достигать результатов требуемого качества, эконо­мить время, деньги, снижать риски и повышать надежность проек­тов в целом.

 

 

 


Рисунок 1.6 – Технико-экономическое обоснование строительства предприятия

Технико-экономическое обоснование строительства предприятия должно содержать:

1) Социально-экономическая целесообразность строительства предприятия:

ü соответствие нового предприятия программе социально-экономического развития региона:

- развитие промышленного потенциала;

- создание новых рабочих мест;

- участие в развитии инфраструктуры;

- стимулирование жилищного строительства;

ü соответствие антимонопольному законодательству РФ;

ü целесообразность производства данного вида продукции;

ü возможности обеспечения предприятия ресурсами;

ü наличие квалифицированной рабочей силы;

ü использование местного сырья;

ü использование энергетической базы.

2) Технико-экономическая характеристика предприятия:

ü генеральный план. Основные архитектурно-строительные решения:

- количество и размеры зданий и сооружений;

- взаимное расположение объектов;

- дороги, автостоянки, внутриплощадочные коммуникации;

ü стоимость строительства;

ü основание проектной мощности;

ü виды производства. Основные технологические решения;

ü грузооборот и транспорт:

- объем перевозок железнодорожным транспортом;

- объем перевозок автомобильным транспортом;

- схемы транспортных потоков.

ü потребляемые ресурсы:

- сырье;

- вода;

- электроэнергия;

- газ;

- нефтепродукты;

ü защита окружающей среды:

- характеристика выбросов в атмосферы

- характеристика сбросов

- меры по охране здоровья работников

3) Возможности реализации проекта:

ü пригодность земельного участка для строительства предпри­ятия:

­ заключение экологов об уровнях загрязнения воздуха, почвы и радиационном фоне;

­ климатические характеристики участка;

­ данные геологической разведки участка.

ü наличие строительных организаций;

ü  возможности и технические условия подключения к инженер­ным коммуникациям:

­ сети электроснабжения, водоснабжения, канализации, тепло­снабжения, связи;

­ автомобильные дороги;

­ железные дороги.

ü наличие квалифицированной рабочей силы.

4) Условия реализации проекта:

ü согласие администрации на строительство предприятия:

­ согласование места строительства предприятия;

­ разрешение на проведение изысканий на участке;

­ решение на проведение изысканий на участке;

­ постановление о строительстве предприятия;

­ оформление землеотводных документов;

­ выдача архитектурно-планировочного задания;

­ вынос границ участка на местности;

­ оформление права землепользования;

­ выдача разрешений на строительство.

ü положительное заключение государственной экспертизы на проект;

ü соответствие строительной документации СНиПам и Гостам;

ü заключение о возможности строительства на участке:

­ комитетом по охране природы;

­ геологической службы;

­ противопожарной службы;

­ министерством обороны;

­ гражданской авиации.

Разрабатывать ТЭО и рабочую документацию могут только лицензированные проектные организации. Это обязывает инвесторов, когда они используют даже частично проекты или проектные решения, разработанные западными фирмами, проводить обязательную проверку их на соответствие российским строительным нормам и правилам теми компаниями, которые имеют лицензию на право строительной деятельности. Отмеченное требование обусловлено тем, что лицензирование само по себе предполагает государственный контроль квалификации разработчиков ТЭО.

Затем контроль качества проектной документации проводится лицом, ответственным за проект (главным инженером проекта, управляющим проектом), который письменно удостоверяет её соответствие государственным нормам, правилам и стандартам.

После чего предложенные в ТЭО проектные решения должны пройти согласование в специализированных административных и надзорных органах (рекомендовано до 25 организаций различных ведомств и служб).

Проверенное и согласованное ТЭО направляется на государствен­ную вневедомственную экспертизу - четвёр­тый уровень контроля качества проекта.

Понять целесообразность многократной проверки качества работ, выполненных лицензированными организациями и специалистами, сложно. Такой порядок не только приводит к затягиванию сроков реализации инвестиционных проектов, но и ставит под сомнение саму идею лицензирования строительной деятельности в сущест­вующей форме.

Управление разработкой ТЭО заключается в том, что на каждом из указанных шагов Инвестор (Заказчик) проверяет соответствие результата действующим нормам и любыми легальными методами добивается такового. Если разработчик ТЭО не имеет лицензии на право строительной деятельности или не зарегистрировал её в соот­ветствующем органе субъекта федерации, то необходимо указать ему на допущенные нарушения и добиться их устранения.

В особом контроле нуждаются вопросы проверки пригодности выбранного земельного участка для строительства предприятия (объекта), согласования трасс для инженерных коммуникаций, легитимности оформления права на землепользование. Поскольку стоимость инженерных коммуникаций во многом определяется тех­ническими условиями на подключение к соответствующим сетям, необходимы экономическая оценка и техническая обоснованность предлагаемых вариантов, переговоры по «тяжёлым» (влекущим большие финансовые затраты) пунктам технических условий, а по­рой и выбор альтернативного варианта. Если планируется использо­вать проектные решения, на которые нет норм или нормы устарели, необходимо согласовать такие решения с соответствующими надзор­ными органами.

Состав ТЭО, представляемого на государственную вне­ведомственную экспертизу следующий:


Сметная стоимость.

2) Пояснительная записка:

ü основные данные о заказчике проектно-сметной документации и проектной организации:

­ адреса, телефоны копии лицензий на выполнение проектных работ и функций заказчика;

­ сведения об авторах проекта.

ü основания для проектирования:

­ постановления, решения и другие документы.

ü документы по отводу земельного участка:

­ решение  Администрации  на  проведение  проектно-изыскательских работ;

­ акты на возмещение убытков и потерь землепользователей;

­ акты выбора земельных участков;

­ землеотводный план.

ü задание на проектирование;

ü архитектурно-планировочное задание согласовано с:

­ Главарихтектурой;

­ Штабом ГО и ЧС.

ü технические условия на подключение к инженерным сетям:

­ канализации;

­ газоснабжения;

­ электроснабжения;

­ телефонизации и радиофикации;

­ решение энергосистемы на подключение мощности;

­ решение Энергонадзора на подключение нагревательных приборов для отопления и приготовления пищи;

­ разрешение на вид топлива;

­ справка о составе сточных вод;

­ справка по вопросам рекультивации плодородного слоя почвы

­ справка Геоцентра об отсутствии полезных ископаемых

ü запись главного инженера проекта о соответствии разработан
ной проектной документации ГОСТ и СНИП и техническим условиям;

ü краткая характеристика объекта и его состав:

­ состав ТЭО;

­ характеристика участка строительства;

­ инженерно-геологические и климатические условия;

­ краткая характеристика объемно-планировочных и конструк­тивных решений проектируемых зданий и сооружений;

­ потребность в трудовых ресурсах;

­ сведения об организации, специализации и кооперации произ­водства;

­ сведения о потребности в топливе, воде, тепло- и электроэнер­гии;

­ другие сведения о пусковых комплексах;

­ сведения о рассмотренных вариантах проектных решений и ре­зультатах их сравнения;

­ технико-экономические показатели на весь объект и по пуско­вым комплексам;

­ результаты обоснований инвестиций в строительство, вклю­чающие данные по экономике производства;

­ генеральный план и транспорт (основные показатели и реше­ния);

­ инженерные сети и коммуникации (основные показатели и решения);

­ архитектурно-строительная часть;

­ технологическая часть;

­ инженерное оборудование;

­ общие сведения, характеризующие условия и охрану труда;

­ годовая мощность и номенклатура продукции;

­ решение вопросов инфраструктуры.

3) Охрана окружающей среды:

ü общая характеристика экологической ситуации на площадке строительства;

ü характеристика и объем сточных вод, вредных выбросов;

ü мероприятия по спецводопользованию;

ü мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов, по рекультивации земельного участка
и использованию плодородного слоя почвы;

ü размеры санитарно-защитной зоны;

ü влияние на окружающую среду в данном районе действующих, строящихся и назначенных к строительству предприятий;

ü экономическая эффективность осуществления природоохран­ных мероприятий и оценка экономического ущерба от загряз­нения окружающей среды.

4) Эффективность инвестиций.

5) Проектные материалы:

ü генеральный план и транспорт:

­ общие данные;

­ ситуационный план (масштаб 1:2000);

­ генеральный план;

­ картограмма земельных масс;

­ план трасс внутри площадочных линейных сооружений.

ü наружные инженерные сети:

­  обоснование источников обеспечения объекта электрической и тепловой энергией и топливом;

­  обоснование обеспечения предприятия водой;

­  принципиальные схемы, планы и профили инженерных сетей;

­  чертежи основных сооружений;

­  планы, схемы основных отопительно-вентиляционных устройств, электрооборудования, автоматизации управления инженерными системами, мероприятия по защите инженерных сетей;

­  противопожарные мероприятия.

ü отчеты   по   инженерно-геодезическим   и   инженерно-
экологическим изысканиям;

ü архитектурно-строительная часть:

­ сведения об инженерно-геологических, гидрологических усло­виях площадки строительства;

­ краткое обоснование и описание архитектурно-строительных решений;

­ мероприятия по электро-пожарной безопасности, защита строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии;

­ планы, разрезы и фасады зданий и сооружений со схематич­ным изображением основных несущих и ограждающих конст­рукций.

ü проект организации строительства:

­ особенности организации и сроки осуществления строительства;

­ основные мероприятия по организации строительства;

­ объем основных строительно-монтажных работ, потребность в важнейших строительных материалах, механизмах, трудоем­кость строительства, определяемые по укрупненным нормати­вам и показателям.

 

Поскольку в соответствии с Законом на каждое согласование отво­дится до месяца, да плюс ещё 1 - 2 месяца на государственную вне­ведомственную экспертизу, то период разработки проекта, контроля его качества и согласования с заинтересованными организациями ста­новится определяющим этапом инвестиционного цикла.

Опыт показывает, что самыми трудоёмкими и продолжительными являются работы по получению технических условий на примыкание предприятия к инженерным коммуникациям и согласованию (экспер­тизе) ТЭО. Эти работы должен выполнять сам Инвестор (при этом не­обходимо получить лицензию на право выполнять функции Заказчи­ка, что в настоящее время уже противоречит Закону) или поручить их тем компаниям (физическим лицам), которые уже имеют такую лицензию (государственный сертификат).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: