V. Оценка изученного опыта и принятие решений

Элементы ППО подвергаются оценке по следующим критериям и показателям:

1. Общая методическая система работы:

– педагогические задачи (какие конкретно цели поставил учитель перед собой по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками (как цели формулируются и сообщаются учащимися, как реализуются, как учитываются при подведении итогов урока, как соотносятся с программой);

– деятельность учителя (соответствует ли она поставленным целям, специфике содержания урока, индивидуальным особенностям учащихся, обеспечивает ли развитие и воспитание учащихся, их активизацию, какими средствами и методами оперирует учитель);

– деятельность учащихся (методы работы, владение рациональными приемами работы, отношение к своей деятельности);

– оснащение уроков (целесообразность средств, их многообразие, умелое использование, наличие средств, изготовленных учащимися);

– организационные формы обучения;

– организация внешних условий;

– результаты обучения.

 

2. Частная методическая система:

– планирование учителем программного материала (правильное распределение его по урокам, постепенное изучение материала курса из четверти в четверть (без перегрузки учащихся);

– подготовка учителя к урокам (подбор и систематизация материала по отдельным темам и урокам, образцовые планы и конспекты, совершенствуемые из года в год в результате повышения профессионализма учителя, использование новейшей литературы по преподаваемому предмету и его методике);

– средства и приемы, повышающие эффективность каждого урока (экономия времени, активизация учащихся, сочетание фронтальной и индивидуальной работы, рационализация проверки домашней работы и методики проверки пройденного материала и т.д.);

– целенаправленные дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками, не умаляющие значения основной работы на уроках и способствующие предупреждению неуспеваемости;

– внеклассные занятия, тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочению и углублению знаний учащихся;

– средства и приемы, обеспечивающие решение той или иной важной частной методической задачи при обучении данному предмету.

Анализ должен проводиться с установлением взаимосвязи критериев, т. е. расчленение педагогического процесса одновременно должно сопровождаться установлением связи между этими частями, так как каждый критерий — часть целого, а это является предпосылкой к обобщению.

После тщательного анализа, установления взаимосвязей всех критериев, устанавливаются линии, формулируются идеи или выводы общего характера — именно это и передается другому, преемнику, последователю (не сам опыт, а идея опыта, его суть). Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов, что очень важно для оформления рекомендаций.

Конкретный ППО сравнивается с эталоном. Процесс сравнения принципиален на стадии обобщения, так как делает возможным определение воспроизводимых элементов опыта и указывает направление его оптимизации в целом.

Анализ и обобщение опыта должны проводиться при контакте с учителем. При этом:

– руководитель должен знать сильные и слабые стороны учителя (классного руководителя);

– помочь учителю осмыслить свой опыт;

– организовать работу учителя по обобщению опыта;

– научить самоанализу работы (его хорошо делать в личных дневниках): что получилось хорошо (сколько моментов), как усвоено учащимися главное, обоснованность причин того, что получилось хорошо, какие изменения внесены по сравнению с тем, что было, как его еще улучшить (записывается в дневниках).

 

VI. Определение форм обобщения и распространения опыта работы.

При научном подходе к опыту происходит перевод его обоснования с практического уровня на психолого-педагогический. Именно в этом и заключается главная задача методической службы, занимающейся вопросами изучения и обобщения ППО.

Методист пишет нормативный текст, в котором раскрываются особенности опыта с точки зрения современного научного знания.

Описание ППО

Возможная структура изложения материала

1.Наименование опыта (тема).

Должна быть четко отражена основная характеристика опыта, область применения, характер решаемой им методической или учебно-методической проблемы.

   2.Условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о школе, микрорайоне, классе).

   3.Обоснование актуальности и перспективности опыта:

· в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой;

· какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в данном опыте.

   4.Теоретическая база опыта (какие теории, законы, закономерности творчески реализуются автором).

   5.Новизна опыта (репродуктивность, рационализаторство, новаторство).

   6.Ведущая педагогическая идея (идея сотрудничества, учения без принуждения, максимальной помощи ученику, идея свободного выбора, опережения, укрупненного изучения и т.д.).

Примечание: предпочтительна формулировка идеи, включающая в себя решаемую в опыте проблему и средства ее решения (например: «Обеспечение успешного учения каждого школьника на основе максимально действенной помощи и поддержки»).

7.Технология опыта (система конкретных педагогических действий, организация содержания, формы, приемы, методы обучения, воспитания):

-постановка целей и задач;

-содержание учебной и воспитательной работы (соответствие поставленным целям и задачам; определить, на какой уровень развития знаний, умений учащихся направлено содержание и др.);

-формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями; технология их применения;

-результативность – связь полученных результатов с поставленными целями (проценты и другие количественные показатели должны быть обоснованы, т.е. названы точки отсчета выше прежних результатов).

8.Трудоемкость опыта (какие трудности в организации работы, в освоении формы работы и т.д.).

Чтобы расширить представления о вариантах оформления ППО, приведем некоторые примеры моделей, предложенных в пособии М.М. Уваровой. Их структуру можно использовать как образцы, наполняя своим содержанием.


 

 

 

Оформление опыта

 

Монографическое описание

  Сборники

1. Много-аспектное   2. Проблем-ное   3. Портрет-ное

             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: