Для зарождения и развития ППО необходимы определенные условия:
- наличие в школе творческой обстановки;
- положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;
- наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.
Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).
Цель поисково-организационного этапа – обнаружение и сопоставление противоречий между традиционными формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности – с другой; выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе (в частности, опыт под реальные затруднения, которые существуют в педагогическом коллективе); фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.
|
|
Основные пути выявления ППО:
· наблюдение и результаты анализа уроков, воспитательных мероприятий по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы, позволяющие сравнить опыт работы педагогов;
· результаты мониторинга качества обученности и воспитанности учащихся;
· информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инновационном режиме;
· беседы и анкетирование учащихся и родителей;
· анкетирование педагогов;
· ознакомление с планами работы и другой документацией учителей;
· анализ дидактического материала, наглядных пособий, оборудования уроков;
· изучение работы методобъединений;
· педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;
· педагогические выставки;
· педагогические чтения;
· конкурсы профессионального мастерства;
· диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
· творческие отчеты;
· педагогические консультации и др.
Источником ППО выступает известная повторяемость педагогической практики, ее задач, ситуации.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки необходимо разработать критерии и показатели, в которых должны быть обозначены:
1) признаки объекта;
2) мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта;
3) точка отсчета.
Изучению и обобщению может подлежать:
- целостная система педагогической деятельности;
|
|
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме;
- использование одного эффективного приема или опыт освоения новых технологий.
Этап завершается принятием решения о дальнейшей судьбе опыта. Далее начинается совместная работа педагога и той команды, которая занимается обобщением опыта.
В предварительных материалах рекомендуется зафиксировать:
1) ситуацию, в которой оказался автор опыта и которая побудила его искать новое решение;
2) профессиональные затруднения, возникшие в ходе разрешения ситуации;
3) анализ границ применения опыта и условий, в которых он реализуется;
4) проявившиеся личностные особенности автора опыта;
5) особенности личного профессионального почерка педагога;
6) результаты педагогической деятельности на данном этапе.
ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ППО
В изучении и обобщении ППО условно выделяют два уровня:
· накопление и обобщение опыта учителя «для себя» в процессе повседневной учебно-воспитательной работы;
· анализ, обобщение и описание передового опыта с целью передачи его другим участникам образовательного процесса (методист, методист совместно с учителем, учитель и администратор).
Изучение с целью издания опыта нельзя отождествлять с проверкой работы учителя (педагогического коллектива), так как при этом ставятся различные цели.
Основные этапы изучения педагогического опыта с целью его распространения
I. Осмысление.
Нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта, на основе наблюдений и анализа работы педагогов. Анализ противоречий, которые вызвали появление опыта. Выявление причин профессиональных затруднений.
II. Теоретическая и практическая подготовка:
· четкое определение темы, выделение объекта и предмета изучения и обобщения;
· планирование работы по исследованию, изучению и обобщению опыта;
· определение основных методов изучения;
· распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт;
· подготовка инструментария:
- формулировка вопросов для беседы;
- составление различного рода анкет;
- разработка материалов для мониторинга и др.
III. Накопление фактического материала.