Поисково-организационный этап

Для зарождения и развития ППО необходимы определенные условия:

- наличие в школе творческой обстановки;

- положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;

- наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.

Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).

Цель поисково-организационного этапа – обнаружение и сопоставление противоречий между традиционными формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности – с другой; выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе (в частности, опыт под реальные затруднения, которые существуют в педагогическом коллективе); фиксация внешних, формальных отличий опыта на основе непосредственного эмоционального восприятия.

Основные пути выявления ППО:

· наблюдение и результаты анализа уроков, воспитательных мероприятий по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы, позволяющие сравнить опыт работы педагогов;

· результаты мониторинга качества обученности и воспитанности учащихся;

· информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инновационном режиме;

· беседы и анкетирование учащихся и родителей;

· анкетирование педагогов;

· ознакомление с планами работы и другой документацией учителей;

· анализ дидактического материала, наглядных пособий, оборудования уроков;

· изучение работы методобъединений;

· педагогические советы, совещания по проблемам педагогики;

· педагогические выставки;

· педагогические чтения;

· конкурсы профессионального мастерства;

· диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;

· творческие отчеты;

· педагогические консультации и др.

Источником ППО выступает известная повторяемость педагогической практики, ее задач, ситуации.

Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки необходимо разработать критерии и показатели, в которых должны быть обозначены:

1) признаки объекта;

2) мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта;

3) точка отсчета.

 

Изучению и обобщению может подлежать:

- целостная система педагогической деятельности;

- система работы педагога по какой-либо одной проблеме;

- использование одного эффективного приема или опыт освоения новых технологий.

Этап завершается принятием решения о дальнейшей судьбе опыта. Далее начинается совместная работа педагога и той команды, которая занимается обобщением опыта.

В предварительных материалах рекомендуется зафиксировать:

1) ситуацию, в которой оказался автор опыта и которая побудила его искать новое решение;

2) профессиональные затруднения, возникшие в ходе разрешения ситуации;

3) анализ границ применения опыта и условий, в которых он реализуется;

4) проявившиеся личностные особенности автора опыта;

5) особенности личного профессионального почерка педагога;

6) результаты педагогической деятельности на данном этапе.

 

ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ППО

В изучении и обобщении ППО условно выделяют два уровня:

· накопление и обобщение опыта учителя «для себя» в процессе повседневной учебно-воспитательной работы;

· анализ, обобщение и описание передового опыта с целью передачи его другим участникам образовательного процесса (методист, методист совместно с учителем, учитель и администратор).

Изучение с целью издания опыта нельзя отождествлять с проверкой работы учителя (педагогического коллектива), так как при этом ставятся различные цели.



Основные этапы изучения педагогического опыта с целью его распространения

 

I. Осмысление.

Нахождение отдельных особенностей в организации образовательных процессов, характерных для данного опыта, на основе наблюдений и анализа работы педагогов. Анализ противоречий, которые вызвали появление опыта. Выявление причин профессиональных затруднений.

 

II. Теоретическая и практическая подготовка:

· четкое определение темы, выделение объекта и предмета изучения и обобщения;

· планирование работы по исследованию, изучению и обобщению опыта;

· определение основных методов изучения;

· распределение обязанностей между членами группы, изучающей опыт;

· подготовка инструментария:

- формулировка вопросов для беседы;

- составление различного рода анкет;

- разработка материалов для мониторинга и др.

 

III. Накопление фактического материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: