Многоаспектное
Вариант 1
Предисловие: основные идеи опыта | Изложение опыта + комментарии исследователя | Заключение: возможность использования опыта |
Вариант 2
Оценка опыта | Описание опыта | Опыт в современной практике |
Проблемный анализ опыта
Формирование проблемы | |||||
1 | 2 | 3 | – элементы ее разрешения в работе педагога | ||
Вывод о значении опыта |
Портретный опыт педагога
Сборники
Проблема | ||||
Опыт 1 | Опыт 2 | Опыт 3 | ||
Заключение. Выводы |
Обобщение опыта должно быть нацелено на то, чтобы предоставить учителю, воспитателю реальную возможность адаптировать ППО к собственной методике и не просто репродуцировать, но целенаправленно его совершенствовать.
Жанр документа о ППО зависит от уровня обобщения.
|
|
Научный уровень – это теоретический анализ, обобщение фактов и условий выявления новых закономерностей, лежащих в основе педагогического опыта. Данный уровень требует исследовательского подхода и сотрудничества с учёными.
Методический уровень – раскрытие системы конкретных действий, показ конкретной методики работы. Именно на методическом уровне даётся характеристика достигнутых результатов, показываются принципиальные улучшения при реализации этих приёмов и методов работы. Главную роль выполняют школьные МО и методисты РУМК, ИПК.
Практический уровень – это конкретное описание определённой системы педагогической деятельности, показ результатов данного опыта, раскрытие его преимущества и перспектив использования. На данном уровне обобщают опыт чаще всего руководители учреждения образования.
ТРАНСЛЯЦИЯ ППО
При подготовке опыта к распространению необходимо учитывать готовность преподавателей воспринять данный опыт. Подготовленность к восприятию чужого опыта предполагает:
– осознание несоответствия собственной деятельности предъявляемым требованиям, стремление выйти из трудной ситуации и получить желаемый результат;
– формирование проблемного мышления;
– овладение методикой изучения передового опыта.
Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня его обобщения:
- открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат и др. (практический уровень);
- педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогического творчества, мастер-класс, школа педагогического мастерства, авторская школа, единый методический день и др. (методический уровень);
|
|
- публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др. (научный уровень).