1. Описание опыта работы.
В описании опыта
- показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;
- цели, поставленные педагогом;
- даются теоретические обоснования, концепции, послужившие отправной точкой для формирования опыта;
- определяется соответствие деятельности педагога специфике содержания уроков, занятий, мероприятий и т.д.;
- дается характеристика условий, в которых формировался опыт;
- описывается деятельность участников образовательного процесса (методы работы);
- описывается ход разработки замысла;
- характеризуется сам опыт: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;
- дается описание и оценка результатов;
- показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были) и, по возможности, пути их разрешения;
- очерчиваются границы использования опыта;
- раскрывается ценность опыта для других;
- формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.
2. Приложения к описанию опыта.
|
|
- План работы учителя по самообразованию.
- План работы по теме.
- Поурочные планы.
- План кружковой работы.
- План работы факультатива.
- План работы предметного кабинета.
- Сценарии внеклассных мероприятий.
- Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и др.
- Работы учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии и др.).
- Данные, подтверждающие эффективность и результативность деятельности педагога.
- Данные о выпускниках и бывших учениках и др.
Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала рекомендуется использовать следующие методы работы:
· наблюдение (применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы), так и косвенное (ознакомление с учебно-производственной документацией и др. материалами). Объектами наблюдения могут быть отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения и др.);
· беседа (дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются);
· анкетирование дает возможность изучить мнение большого количества участников процесса и получить обширную информацию о состоянии и значимости изучаемого ППО для коллег, учащихся, родителей);
|
|
· анализ документов (различного характера) автора ПО (проводится с целью выявления нетрадиционных сторон его педагогической деятельности);
· мониторинг деятельности участников образовательного процесса;
· изучение продуктов деятельности участников образовательного процесса и др.
Эти методы принесут определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.
IV. Обработка фактического материала.
Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать.