Использование автоматизированных информационных систем

Минск – 2007 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 3

РЕФЕРАТ.. 4

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 6

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 9

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.. 10

3.1 Использование автоматизированных информационных систем. 10

3.2 Использование информационно-поисковых систем. 11

3.3 Использование Интернет-технологий. 18

ГЛАВА 4 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ.. 24

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.. 27

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 28

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА) 32

КРУГ (ГРАФ) НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.. 33

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ.. 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 37

 

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

1. АИС – автоматизированная информационная система.

2. ГСПИ – Государственная система правовой информации.

3. ИПС – информационно-поисковая система.

4. ИТ – информационные технологии.

5. ИБ – информационный банк.

6. НЦПИ – Национальный центр правовой информации.

7. РЦПИ – Республиканский центр правовой информации.

8. СПС - справочная правовая система.

РЕФЕРАТ  

 

 

« Проблемы применения информационных технологий в гражданском судопроизводстве и адвокатской деятельности»

 

ВВЕДЕНИЕ

В исследовательской и практической деятельности юриста все большее место занимают компьютерные системы, функциональные возможности которых постоянно расширяются. В свою очередь, современное развитие информационных технологий, характеризуется своим быстрым и повсеместным внедрением в ежедневную работу юриста.

Деятельность адвокатуры и суда по оказанию юридической помощи теснейшим образом связана с обеспечением правовой информацией широкого круга лиц. Информирование граждан и организаций о действующем законодательстве и о других правовых вопросах составляет одно из основных направлений в деятельности адвоката и является конституционной гарантией права каждого «на получение юридической помощи» (ст. 62 Конституции Республики Беларусь) [4], в том числе в случаях, предусмотренных законом, оказываемой бесплатно (ст. 6 закона Республики Беларусь «Об адвокатуре») [3].

В своей профессиональной деятельности по предоставлению правовой информации адвокаты получают необходимую им информацию из различных источников, собирают сведения и факты для их дальнейшей обработки, систематизации и использования. Поэтому в настоящей работе рассматриваются как правовые, так и прикладные аспекты использования информационных технологий в сфере гражданского судопроизводства и адвокатской деятельности. Наряду с успехами в указанной сфере автор старается выявить и некоторые препятствия, которые затрудняют более широкое использование компьютерных технологий в адвокатской и судебной практике. Особое внимание сосредотачивается на предложениях, направленных на дальнейшее развитие правовой информатизации судебной системы и адвокатуры Республики Беларусь.

Целью данной работы является анализ отдельных проблемных вопросов обеспечения правовой информатизации в Республике Беларусь, а также рассмотрение некоторых современных средств информационных технологий, позволяющих сделать поиск информации по различным правовым вопросам быстрее и эффективнее.

В качестве главных задач настоящей работы, хотелось бы выделить изучение сферы применения информационных технологий в деятельности судов и адвокатуры Республики Беларусь, описание программ, используемых для поиска правовой информации, ведения делопроизводства, сравнение возможностей однотипных программ в связи с их использованием в повседневной работе адвоката или судьи, изучение возможностей по применению Интернет-технологий в деятельности адвокатуры и судов.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Библиографический список по предмету работы невелик, его ограничение происходит одновременно по нескольким параметрам. Первый из них заключается в том, что большинство исследований в области информационных технологий вообще не относятся к правовой сфере, во-вторых, подавляющая часть материала по данной тематике касается в основном прикладных аспектов правовой информатизации в зарубежных странах, в частности в Российской Федерации, в-третьих, в Республике Беларусь на настоящее время не написано ни одного полноценного научного труда по исследуемым нами вопросам использования средств информационных технологий в адвокатской деятельности и гражданском судопроизводстве.

Отмечу, что на сегодняшний день та или иная информация относительно проблем правовой информатизации в Республике Беларусь может быть почерпнута лишь из норм действующего законодательства и из немногочисленных научных публикаций, размещенных в журнале «Проблемы правовой информатизации», при этом авторство большинства из них принадлежит работникам Национального центра правовой информации Республики Беларусь, юристам-практикам из Беларуси и Российской Федерации.

Таким образом, теоретическую основу реферата составили идеи отечественных и российских авторов об обоснованной необходимости применения в современной практической деятельности юриста информационных технологий, закрепленные в работах А.В.Бобцова, О.А Гаврилова, М.Н.Сатолиной, Б.С.Славина, А.С.Шилович, И.И.Пляхимовича, В.И.Пастуховой, В.А. Ниесова, А.А. Попова и др. На анализе данных публикаций и нормативного материала во многом и основана настоящая работа.

Впервые о необходимости использования информационных технологий в деятельности судов было продекларировано в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года [3]. В ней, в частности, предлагалось создать при Министерстве юстиции республиканский центр правовой информации. По замыслу разработчиков Концепции наличие такого центра позволило бы всем заинтересованным субъектам оперативно получать сведения о действующих в республике нормативных правовых актах.

Республиканский центр правовой информации (далее — РЦПИ) был создан в мае 1992 года. Основные направления его деятельности были определены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1994 г. № 50 «O мерах по формированию республиканского эталонного банка данных правовой информации» [11].

Следующим шагом на пути внедрения достижений правовой информатизации явилось создание в 1997 году Национального центра правовой информации Республики Беларусь (далее — НЦПИ) [16].

Вопросам правовой информатизации, также посвящен ряд нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, в их числе Декрет Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь» [19];Указ от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь» [12]; Указ от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» [15]; Указ от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации» [10]; Указ от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» [14]; Указ от 4 января 1999 г. № 1 «Об утверждении Единого правового классификатора Республики Беларусь» [17]; Указ от 6 апреля 1999 г. № 195 «О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь» [13], которым была одобрена концепция государственной политики в области информатизации.

Нормативное закрепление распространения сферы ИТ на все виды деятельности, связанные с отправлением правосудия, не является выдумкой белорусского законодателя. Например, в США вопросам интеграции судебных информационных технологий и информационных ресурсов посвящен ряд законодательных актов. Так, в 1998 году Конгрессом США был принят Закон «Crime Identification Technology Act», которым предусматривается выделение 250 млн. долларов ежегодно в период с 1999 по 2003 гг. на использование и интеграцию информационных технологий, направленных на информационную поддержку осуществления правосудия [7, с. 67]. В свою очередь, задача построения Общенациональной системы правовой информации Российской Федерации была провозглашена в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г., утвердившего Концепцию правовой информатизации России [9].

На сегодняшний день основой для использования средств ИТ в деятельности судов и адвокатских объединений является государственная система правовой информации, которая состоит из государственной автоматизированной системы правовой информации, системы распространения правовой информации и системы межгосударственного обмена правовой информацией [20, с. 83]. Подобное построение ГСПИ характерно и для Российской Федерации [3, с. 152-153].

Государственная автоматизированная система правовой информации (далее — ГСПИ) позволяет обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь правовой информацией из эталонного банка данных в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» [14].

В основе ГСПИ лежат автоматизация процессов создания, накопления, систематизации и распространения тех категорий правовой информации, которые содержатся в текстах нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь, а также в текстах проектов нормативных правовых актов. Указанная модель позволяет на основе ведения системы учета и опубликования нормативных правовых актов формировать и вести эталонный банк данных правовой информации, представляющий собой автоматизированную информационно-поисковую систему по законодательству Республики Беларусь. Функционирование и развитие ГСПИ обеспечивает Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [5, c. 104].

Кроме того, в 1998 г. была принята и утверждена Министерством юстиции и НЦПИ Концепция автоматизации судебной системы Республики Беларусь, в соответствии с которой предполагается дальнейшее применение новейших информационных технологий в деятельности судов на основе использования средств вычислительной техники и создания программных комплексов и систем [20, с. 86]. Концепция определила основные направления автоматизации судебной системы. Как правильно отмечает Ю. Кашинский: «Распространение правовых актов в электронном виде имеет потенциальную тенденцию к значительному увеличению. Данная тенденция обусловлена большей практичностью баз и банков данных правовой информации, все большей доступностью сети Интернет, а также растущим объемом представляемой в электронном виде правовой информации по отношению к печатным изданиям» [4, с. 78].

В свою очередь, новые возможности для использования информационных технологий открылись в связи с принятием Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» [8]. Как сказано в Программе, ее основной целью является формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу. В приложении к Программе предусматривается комплекс работ по информатизации государственных органов, в том числе судов.

ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе работы над рефератом при обработке информации и построении выводов используются как общенаучные методы дедукции, индукции, анализа (критического, системного) и синтеза, так и частнонаучные: формально-юридический метод, исторический метод, сравнительно-правовой метод исследования и прочие.

Особое значение придавалось использованию нормативного и сравнительного методов исследования. Первый из них ориентирован на изучение всего массива нормативных актов, относящихся к регулированию сферы применения информационных технологий в Республике Беларусь. Благодаря второму методу удалось осуществить сравнительный анализ ряда информационно-поисковых систем, используемых в Беларуси.

Эмпирическую базу реферата составили изучение законодательства Республики Беларусь о информатизации, законодательства о судоустройстве и адвокатской деятельности; личные наблюдения автора.

ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В информационных отношениях адвокатские объединения и суды являются одновременно важнейшими поставщиками правовой информации широкому кругу лиц и массовыми потребителями информации, необходимой в их профессиональной деятельности. В этой связи нельзя не согласиться с мнением В.А. Ниесова и А.А. Попова, утверждающих, что «правовая информация должна отвечать требованиям достоверности и актуальности»[7, с. 65].

В этих условиях возникает необходимость модернизации и правового регулирования системного информационного обеспечения адвокатской деятельности и судопроизводства с обеспечением доступа представителям адвокатских объединений к информационным и телекоммуникационным ресурсам судебной системы. Достижение значительного улучшения информационного обеспечения деятельности судов и адвокатуры представляется в применении специально создаваемых для этих целей автоматизированных информационных систем судов, информационно-поисковых систем, а также путем использования Интернет-технологий.

Использование автоматизированных информационных систем

Информационно-правовое обеспечение деятельности адвоката и судьи является одной из гарантий качественного осуществления ими своих профессиональных функций. В основном данная проблема решается положительно, поскольку сегодня с развитием информационных технологий, использованием Интернета адвокаты и судьи осваивают в своей деятельности широкий мир информационных ресурсов, содержащих правовую информацию о действующем законодательстве Республики Беларусь, организуется доступ к юридической (судебной) практике, информационно-правовым базам данных, электронным архивам, библиотекам Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и иных государств.

Как справедливо отмечают некоторые ученые внедрение средств ИТ в виде специализированных автоматизированных информационных систем в деятельность государственных органов, в том числе судов, является приоритетной задачей в области информатизации [6, c. 12; 1, с. 57-59]. В настоящее время в судах Беларуси уже внедрены системы, позволяющие автоматизировать судебную практику. Однако, следует подчеркнуть, что данные АИС применяются только в судебных инстанциях, носят закрытый характер, что затрудняет процесс взаимодействия судов и адвокатских объединений, замедляет документооборот между указанными учреждениями юстиции, тем самым увеличивая сроки рассмотрения дел в суде. Примером удачного внедрения специализированных АИС в судопроизводстве является система ИАСУ-СХС «Калиф», действующая в хозяйственных судах Республики Беларусь. В системе общих судов осуществляются работы по созданию автоматизированной системы Верховного Суда Республики Беларусь (АИС «Верховный Суд»).

Верховным Судом Республики Беларусь совместно с Институтом прикладных программных систем Национальной академии наук подготовлена автоматизированная информационная система АИС «Верховный Суд». Основными целями названной разработки являются повышение эффективности организации деятельности Верховного Суда с использованием возможностей современных информационных технологий; создание интегрированного программного комплекса по основным направлениям деятельности Верховного Суда (судопроизводство, делопроизводство, обобщение судебной практики, работа с законодательством, обращениями граждан, исполнение судебных решений, управление кадрами, ведение архива; оперативное информационное взаимодействие Верховного Суда с государственными органами, нижестоящими судами, Министерством юстиции, управлениями юстиции облисполкомов и г. Минска).

Одной из важных составных частей действующей информационно-телекоммуникационной системы обеспечения судебных органов правовой информацией является интегрированный банк данных «Судебная практика». Эта система позволяет судьям оперативно находить и использовать соответствующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также материалы судебной практики. Она, также позволяет с помощью телефонных линий связи обновлять банк данных правовой информации, не требуя применения дорогостоящего оборудования и привлечения квалифицированных программистов.

Кроме того, практически во всех судах общей юрисдикции, юридических консультациях, государственных нотариальных конторах установлены копии эталонного банка данных правовой информации. В заключение данного раздела следует все же отметить, что, несмотря на достигнутые результаты, информатизация системы общих судов остается пока на низком уровне, поскольку до сих пор до конца не осуществлена комплексная автоматизация общих судов, компьютерный парк и программное обеспечение устарели, имеются проблемы с освоением компьютерных технологий как среди судей, так и служащих судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: