Копинг- стратегии поведения в фрустрирующих ситуациях

Введение

   Понятие копинг используется для описания характерных способов поведения человека во фрустрирующих ситуациях. Копинг-стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. [4, 5]. Психологическое предназначение coping состоит в том, чтобы эффективнее адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, избежать или привыкнуть к ним, таким образом погасив стрессовое действие ситуации. Задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.

Психология тренинга является актуальным разделом практической психологии. В отечественной психологии этот психокоррекционный метод остаётся слабо изученным.

Западные исследования по оценке эффективности гештальт-тренинга дают основания предполагать, что этот вид групповой психокоррекции способствует самореализации индивида, углублению его самосознания, усилению самостоятельности и другим характеристикам личностного роста.

Групповая психотерапия позволяет человеку осознавать актуальные чувства и действия и создает дополнительные возможности для самоизменения.

Гештальт-терапия является одним из наиболее используемых и эффективных направлений в групповой психотерапии. В гештальт-тренинге любой человек может получить поддержку, доверие, отработать со своими проблемами, почувствовать собственную силу, опору, усилить самореализацию, стать более успешным, удовлетворенным. Гештальт- терапевтические группы направлены на усиление свободы выражения личности, развитие способности принятия себя и других, ослабление психологический «защит», на создание условий открытия новых путей для решения проблемных ситуаций членами группы.

 Для оценки эффективности воздействия гештальт-тренинга на личностные структуры нами были взяты показатели динамики копинг-стратегий.

В зарубежной психологии исследованиями по проблемам совладающего/копинг поведения занимались С. Фолкман, Р. Лазарус, в отечественной - Л.И.Анциферова, С.К.Нартова - Бочавер, Т.Л. Крюкова.

Исследователи копинг-поведения разделяют продуктивные: решение задачи, работа и достижение, профессиональная помощь, социальную поддержку и непродуктивные стратегии совладающего поведения: пассивность, избегание, самообвинение, уход в себя, надежда на чудо.

Целью данной работы является уточнение содержания динамики копинг-стратегий по результатам воздействия гештальт-тренинга.

Задачи  исследования:  

- осуществить общетеоретический анализ подходов к исследованию копинг-стратегий;

- теоретический анализ основных положений концепций гештальт-тренинга в индивидуальных и групповых формах;

- разработать и осуществить гештальт-тренинг;

- обосновать и описать применяемые методы;

- осуществить диагностический и феноменологический анализ воздействия тренинга на членов тренинговой группы. 

Объект исследования –копинг- стратегии студентов- членов тренинговой группы.

Предмет данной работы - динамика копинг-стратегий членов тренинговой группы.

Рабочая гипотеза: в результате воздействия гештальт-тренинга у участников тренинговой группы повысится частота использования  продуктивных копинг-стратегий и снизится частота использования  непродуктивных копингов.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических положений концепций гештальт-терапии и систематизации подходов к исследованию копинг-стратегий.

Практическая значимость работы: исследование воздействия гештальт-тренинга на копинг-стратегии.

Контингент составили юноши и девушки- студенты I и II курсов НПО ОГОУ «Профессиональное училище №1» г. Воронежа в возрасте 17-18 лет. Общее количество участников 10 человек. Все ребята впервые принимали участие в психологическом тренинге.

 

 

Глава I. Копинг- стратегии поведения.

Копинг- стратегии поведения в фрустрирующих ситуациях.

В последние годы в зарубежной психологии проблеме психологического преодоления —"coping behavior" посвящено значительное количество работ. Психологическое предназначение "coping" состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привык­нуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Поэтому главная задача "coping" - обеспечение и поддержание благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными от­ношениями.

Понятие "coping behavior" используется для описания характерных спо­собов поведения человека в трудных ситуациях. Первоначально оно использовалось в психологии стресса R. Lazarus и S. Folkman и было определено как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [14].

Критериями эффективности психологического преодоления служат снижение уровня невротизации, выражающееся в ситуативном изменении тревожности, раздражительности, и ослабление чувства уязвимости к стрессам. Психологическое преодоление определяется субъективным значением переживаемой ситуации, отвечая преимущественно одной из задач: урегулированию отношений с окружающими или корректировке самооценки, решению проблемы или ее эмоциональному переживанию.

В зарубежной и отечественной психологии выделяют несколько подходов к проблеме преодоления. Первый подход рассматривает преодоление с точки зрения динамики Эго как способы психологической защиты, ослабляющие психическое напряжение. Второй подход рассматривает преодоление в терминах черт личности - как постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом. В третьем подходе преодолевающее поведение понимается как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью активности личности, направленной на решение возникших проблем при столкновении ее со стрессовым событием. Последний подход наиболее распространен.

Р. Лазарус и С. Фолкман предложили две стратегии психологического преодоления: [14].

- проблемно-ориентированный копинг - усилия направляются на решение воз­никшей проблемы;

- эмоционально-ориентированный копинг - усилия направляются на изменение собственных установок в отношении ситуации.

С. Хобфолл (1994) указывает на следующие модели преодолевающего поведения:

- активная стратегия (соперничество, стремление к успеху, готовность риско­вать, настойчивость, уверенность);

- пассивная стратегия (осторожные действия, избегание);

- просоциальная стратегия (поиск социальной поддержки, вступление в соци­альный контакт);

- асоциальная стратегия (асоциальные действия, агрессивные действия);

- прямая стратегия (импульсивные действия);

- непрямая стратегия (манипулятивные действия).

Л. И. Анциферова выделяет основные стратегии совладающего поведения [3]:

- преобразующие стратегии совладания, в результате которых субъект опреде­ляет трудную ситуацию как проблему (ставит цели, намечает план решения, способы достижения цели и их возможные последствия);

- приемы приспособления, изменяющие собственные личностные характери­стики и отношения к ситуации;

- вспомогательные приемы самосохранения (уход или бегство из трудной си­туации, отрицание).

Исследователи копинг- поведения выделяют конструктивные и неконструктивные стратегии поведения.  К конструктивным относят: опора на собственные силы или обращение за помощью к другим при достижении целей; анализ ситуации, ее планирование; переосмысление (поиск положительных сторон). Неконструктивные стратегии поведения: прибегнуть к психологической защите; избегание; экстравагантные поступки; агрессивные реакции [ 12].

Человек не придерживается строго одной выбранной им копинг- стратегии, он совмещает их в разных ситуациях. Кроме того, приемлемая стратегия в одной ситуации может оказаться недейственной для другой.

При выборе копинг- стратегии разрешения проблем разрешение  рассматривается как когнитив­но–поведенческий процесс, путем которого личность обнаруживает эффектив­ные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повсе­дневной жизни.

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из са­мых мощных копинг-ресурсов. Социальная поддержка, смягчая влияние стрес­соров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека. Социальная поддержка может иметь, не только позитивный, но и негативный эффект. Последний связан с чрезмерным и неуместным оказанием поддержки, что может привести к потере чувства контроля и к беспомощности.

Копинг-стратегия избегания становится веду­щей стратегией при формировании аддиктивного поведения. Это стратегия, направленная на совладание со стрессом, способствующая его редукции, но обеспечивающая функционирование и развитие индивида на более низком функциональном уровне.

Все три описанные копинг- стратегии являются базисными в теории копинг- поведения.

Существует различие между понятиями «копинг» и «психологическая защита». Последняя порождает психическое искажение реальности, при этом не происходит реального изменения ситуации или изменения личности. Такая защита не приводит к эффективной адаптации. С этой точки зрения психологические механизмы защиты противопоставляются стратегиям совладания. Копинг- стратегии предполагают конкретные действия, способствующие преодолению ситуации, не уклоняясь от неприятностей. Субъект достигает реалистического приспособления к окружающей действительности, позволяя удовлетворять свои потребности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: