Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Исследования специалистов показывают перспективность решения дидактических задач путем более полной реализации межпредметных связей, способствующих систематизации знаний учащихся, выработке у них умений и навыков по ряду предметов. Однако эпизодическое использование знаний одного предмета при изучении другого способно лишь частично выработать синтезированные знания и умения.

Особая роль в решении вопроса по проблемам реализации межпредметных связей принадлежит формированию общих понятий на межпредметной основе.

Рассмотрев ситуацию, при которой межпредметные связи в преподавании используются успешно, многообразие видов деятельности учащихся можно объединить в три группы:

1. Привлечение понятий и фактов из родственных дисциплин для расширения области практического применения теории, изучаемой в данном предмете.

2. Привлечение теорий, изученных на других предметах, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.

3. Привлечение практических умений и навыков, полученных на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

Создание благоприятных условий для деятельности учителей и учащихся является важной задачей методистов, ученых-педагогов. В этой области предстоит еще много сделать. Требует углубленного изучения проблема координации учебных курсов по ступеням развития естественнонаучных понятий, методам экспериментального исследования и др. Необходимо также изучить вопросы согласования методических подходов к рассмотрению общих для курсов понятий, фактов, теорий.

Наряду с тем, что отдельные важные вопросы межпредметных связей еще не разработаны, трудности в их использовании возникают также по причине слабой соответствующей подготовки учителей. Принципиально методику обучения учащихся, основанную на использовании межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Этапы обучения на основе использования межпредметных связей

 

Первая ступень – воспроизводящая

Цель – приучить учащихся использовать полученные знания

1 этап Учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин. 2 этап Учитель объясняет новый учебный материал, используя факты и понятия из одного учебного предмета, на примерах из другого. 3 этап Учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.

Вторая ступень – использование знаний

Цель – перенос знаний из предмета в предмет

4 этап Учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины. 5 этап Учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усваиваемых знаний на уроках другой. 6 этап Учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого.

Третья ступень – обобщающая

Цель – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира,, а также использовать общие законы диалектики для объяснения явлений.

7 этап Учитель объясняет проявление в изучаемых на уроках данной дисциплины явлениях общих законов диалектики. 8 этап Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира. 9 этап Учащиеся воспроизводят общие законы диалектики при объяснении явлений, изучаемых на уроках данной дисциплины.

   Выделенные ступени и этапы довольно условны. В практической работе учителя этапы обучения учащихся переносу знаний из предмета в предмет могут в значительной мере варьироваться. Основная цель использования ступеней и этапов состоит, во-первых, в упорядочении работы учителей по реализации межпредметных связей в преподавании, во-вторых, они позволяют судить о достигнутых в работе результатах обучения, в-третьих, дают возможность оценить степень овладения учащимися умением переносить и использовать знания, полученные на занятиях смежных дисциплин. Всё это, безусловно, повышает уровень познавательной деятельности учащихся.

 

Межпредметные связи в обучении предметам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: