Реализованные межпредметные связи

                                                                                                                                                                        Таблица 3.

Наименование учебника, автор Название раздела Тип связи
1 2 3

 «Информатика. 5-6 класс. Начальный курс» Макарова Н.В.

Учимся работать на компьютере

Односторонняя операционная

Компьютерная графика

«Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория» Макарова Н. В.

Информация. Информационные процессы Двусторонняя содержательная

Информационная картина мира

Односторонняя содержательная
Многосторонняя содержательная
Односторонняя операционная

Техническое обеспечение информационных технологий

 

 

Односторонняя содержательная
Односторонняя методическая
История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники Односторонняя содержательная

«Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям»

Макарова Н. В.

Освоение системной среды Windows 95 (98) Односторонняя операционная
Освоение среды табличного процессора    
Программирование в среде ЛОГО  

«Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию»

Макарова Н. В.

Моделирование в среде графического редактора Односторонняя операционная
Моделирование в электронных таблицах    
«Информатика и информа-ционно-коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень» Макарова Н. В. Информационные процессы, модели, объекты Многосторонняя содержательная
«Информатика и информа-ционно-коммуникационные технологии. 11 класс. Базовый уровень» Макарова Н. В. Информационные системы и технологии Односторонняя содержательная

«Информатика и информационно-

коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса» Семакин И. Г.

Человек и информация

Односторонняя содержательная
Многосторонняя содержательная
Односторонняя операционная
Двусторонняя операционная

Графическая информация и

компьютер

Многосторонняя содержательная
Односторонняя содержательная
Технология мультимедиа Односторонняя операционная

Таблица 3 (окончание)

1 2 3

«Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса» Семакин И. Г.

Информационное моделирование

 

Многосторонняя содержательная
Односторонняя содержательная
Односторонняя операционная
Хранение и обработка информации в базах данных Односторонняя операционная
Табличные вычисления на компьютере Односторонняя содержательная
Управление и алгоритмы Односторонняя содержательная
Программное управление работой компьютера Односторонняя содержательная
«Информационные технологии» Односторонняя операционная

«Информатика. 10класс»

Семакин И. Г.

 

Введение в информатику Односторонняя содержательная
Информационное моделирование и системология Односторонняя содержательная
«Информатика. 11-й класс» Семакин И. Г. Математическое моделирование в планировании и управлении Односторонняя операционная

«Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов»

Угринович Н. Д.

Информация. Двоичное кодирование информации Односторонняя содержательная
Основы логики и логические основы компьютера Односторонняя содержательная

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Односторонняя содержательная
Односторонняя операционная
Моделирование и формализация Односторонняя содержательная
Информатизация общества Односторонняя содержательная
Технология обработки числовых данных Односторонняя операционная

 

Анализ базовых учебников по информатике позволяет сделать вывод о том, что реализация межпредметных связей с математикой осуществляется в основном на уровне односторонних и содержательных связей. Практически отсутствуют многосторонние и методические связи, что позволяет сделать вывод о необходимости усиления межпредметных связей курсов информатики и математики в рамках специально разработанной методики. Так реализацию многосторонних и методических связей, выводящих на уровень теоретических связей предметов математики и информатики можно осуществить на интегрированных уроках и специально разработанных внеклассных занятиях.

Для достижения этой цели были проанализированы учебники для 10-11 классов по математике, по которым обучаются учащиеся МОУ СОШ № 75/42: 1. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 - 11 классов средней школы.       Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др.

2. Геометрия: Учебник для 10 - 11 классов средней школы. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.

3. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 - 11 классов средней школы. С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.      

Анализ основных содержательно-методических линий школьного курса математики позволяет выделить темы, в рамках которых целесообразно осуществлять реализацию межпредметных связей с курсом информатики (см. табл. 4)

Таблица 4

№ п/п

Основные содержательные линии курса математики

Темы курсов, позволяющие реализовывать межпредметные связи

математика информатика
1 2 3 4
1 Числа и вычисления 1.Действия над рациональными числами 1.Вычисления на компьютере с помощью калькулятора 2.Работа с электронными таблицами Excel, математические расчеты 3.Ввод математического текста, работа с редактором формул в Word 4.Использование Mathcad в качестве суперкалькулятора
2 Уравнения и неравенства 1.Рациональные и трансцендентные уравнения и неравенства 2.Системы уравнений и неравенств 1.Численное решение уравнений в Excel и Mathcad 2.Решение нелинейных уравнений в Mathcad 3.Решение неравенств в Excel и Mathcad 4.Решение систем уравнений и неравенств в Excel и Mathcad
3 Функции и их свойства 1.Элементарные функции и их свойства 2.Построение графиков функций 3.Производная функции 1.Построение графиков функций с помощью Paint 2.Построение простейших графиков функций в Excel 3.Табулирование функций в Word и Excel
1 2 3 4
    4.Интеграл 4.Интервальная переменная. Способы задания функции в Mathcad 5.Построение графиков функции в Mathcad 6.Вычисление интегралов и производных в Mathcad
4 Геометрические фигуры и тела 1.Свойства геометрических фигур (треугольник, окружность, многоугольники) 2.Свойства геометрических тел (призма, пирамида, круглые тела) 1.Построение геометрических фигур Paint и Word 2.Создание геометрических композиций в Paint 3.Геометрическое моделирование в Excel 4.Геометрические операции в Mathcad. Программирование в Mathcad
5 Геометрические величины 1.Вычисления площадей, длин отрезков, углов, объёмов 1.Моделирование геометрических операций в Paint 2.Математические вычисления в Excel и Mathcad
6 Векторный анализ 1.Прямоугольная система координат на плоскости и в пространстве 2.Действия над векторами 1.Векторная графика в Paint и Word 2.Иследование математических моделей и программирование в Mathcad

 

Из анализа учебников по информатике и математике видно, что их содержание не всегда соответствует друг другу: присутствуют темы, изучаемые в информатике раньше, чем темы математики, на материал которых опирается их содержание. Следовательно, учителю информатики необходимо при разработке собственной программы проанализировать программу учителя математики и соответствующие ей учебники для построения логики изучения своего предмета с учетом межпредметных связей информатики и математики.

 

Планирование педагогической деятельности.

Проект будет внедряться в образовательный процесс в течении пяти лет (2007 -2012 гг.) на базе МОУ СОШ 75/42. Основная цель проекта состоит в практической проверке научной гипотезы исследования и оценки эффективности применяемой методики. Для достижения поставленной цели определен план работы на этот период (таб. 5).

Планирование педагогической деятельности

Таблица 5

Сроки Основные целевые ориентиры Содержание деятельности
1 2 3
2007-2008 гг.                        2007 – 2009 гг. Определение межпредметных связей математики и информатики в учебной литературе.     Создание комплексного методического обеспечения педагогического процесса. 1. Сравнительный анализ программ и школьных учебников математики и информатике с целью установления межпредметных связей этих дисциплин.   2. Выявление тем по основным содержательно-методических линиям школьного курса математики при изучении которых целесообразно устанавливать межпредметные связи с курсом информатики.   3. Определение тем учебных проектов и научно-исследовательских работ учащихся, в процессе работы над которыми уславливаются межпредметные связи 1. Определение тематики интегрированных уроков, способствующих реализации межпредметных связей математики и информатики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.   2. Разработка интегрированных уроков с использование различных методик активизации познавательной деятельности учащихся.   3. Разработка системы внеклассных занятий по информатике направленных на усиление межпредметных связей её с математикой.     4. Определение конкретных тем учебных проектов и научно-исследовательских работ учащихся, в процессе работы над которыми уславливаются межпредметные связи.     5. Выявление оптимальных средств диагностики активизации познавательной деятельности учащихся.

Таблица 5 (продолжение)

1 2 3
2008 – 2010 гг. Апробация и внедрение методики реализации межпредметных связей математики и информатики 1. Апробация интегрированных уроков и внеклассное занятий по темам: «Показательная функция», «Логарифмическая и тригонометрическая функция», «Вычисление площадей с помощью интегралов», «Построение графиков функций», «Программа калькулятор».   2. Банк тем научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности учащихся: «Решение систем уравнений в пакете MathCAD», «Решение транспортной задачи с использованием ГИС», «Создание учебного сайта во FrontPage на тему Тригонометрия», «Статистическая обработка данных в Excel», «Создание учебного сайта в программе Publisher по теме Сечения конуса», «Возможности математического пакета MathCAD», «Система математических расчетов в MathCAD».   3. Школьные турниры и конкурсы: конкурс «Теоремы геометрии в рисунках», турнир «Детективное расследование: Найти человека».
2009-2010 гг. Исследование результативности разработанной методики.   1. Диагностика и анализ результатов качества знаний учащихся; самоанализ собственной научно-методической деятельности и активизации познавательной деятельности учащихся.   2. Коррекция и совершенствование дидактического обеспечения процесса установления межпредметных связей математики и информатики.

 

 

                                                                                                                          

Таблица 5 (окончание)

1 2 3
2010-2012 гг.   Оценка эффективность собственной деятельности.   Определение путей совершенствования методики реализации межпредметных связей математики и информатики. 1. Изучение динамики изменения активизации познавательной деятельности учащихся и уровня успеваемости учащихся, анализ результатов пед. диагностики и контроля.   2. 2. Проведение сравнительного анализа фактических и прогнозируемых результатов с целью установления причинно-следственных связей между результатами и условиями.     3. Выявление конкретных психолого-педагогических проблем, возникших в ходе реализации исследования и их решение.     4. Внесение корректив в методику реализации межпредметных связей математики и информатики.     5. Совершенствование данной методики.

Определение путей дальнейшего совершенствования методики обучения. На протяжении всего периода предполагается:

- проведения научно-методической и научно-исследовательской работы по теме исследования;

- активное участие в научно-практических конференциях различного уровня;

- проведения рефлексии собственной деятельности, ее результатов и эффективности;

- совершенствование собственной профессиональной деятельности, учитывая современные тенденции развития системы образования;

- повышение квалификации и актуализация собственного опыта.

В ходе работы над данным проектом предполагается партнерское взаимодействие с другими образовательными учреждениями города, в том числе с Нижнетагильской государственной социально-педагогической академией, НТИ УГТУ-УПИ, Уральский Институт Управления и Права.                                                                                      



Заключение.

На сегодняшний день межпредметные связи занимают особое место в процессе обучения. Так как они являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

В ходе проделанной работы была проанализирована литература и ресурсы Интернета на тему межпредметных связей, работая с которой можно сделать вывод, что данная тема весьма актуальна: большое число статей и практических разработок различных авторов в широком объеме представлено на сайтах, в педагогических журналах, книгах.

В настоящее время для повышения эффективности учебного процесса стало необходимым использование интегрированных уроков, при разработке которых преподаватель должен четко знать, в каком классе, и в какое время изучается та или иная тема, знание которой необходимо для изучения планируемого учебного материала.

Исходя из главной цели МОУ СОШ 75/42 - реализации Образовательной программы заключается в последовательной реализации федеральной и региональной политики в области общего образования, гарантирующей права граждан на качественное образование, обеспечивающее развитие предметных и ключевых компетентностей, осознанность выбора будущей профессии и жизненную успешность.

В связи с этим в рамках нашего исследования мы провели анализ учебной литературы по информатике и по математике (алгебра и начала анализа и стереометрия) в 10 - 11-х классах.

Из анализа учебников мы сделали вывод, что их содержание не всегда соответствует друг другу: присутствуют темы, изучаемые в информатике раньше, чем темы математики, на материал которых опирается их содержание. Следовательно, учителю информатики необходимо при разработке собственной программы проанализировать программу учителя математики и соответствующие ей учебники для построения логики изучения своего предмета с учетом межпредметных связей информатики и математики.

Основываясь на этих рассуждениях, мы смогли определить примерный круг тем курса информатики старшей школы, в которых учащиеся применяют знания по математике, что помогло при разработке интегрированных уроков.

Наиболее подходящей программной средой для проведения интегрированных уроков информатики и математики, на наш взгляд, являлся математический пакет MathCAD, так как оформление решения в нем наиболее похоже на решение задач в тетради, следовательно, детям легче будет освоить основы работы в данной программной среде.

Таким образом, проблема реализации межпредметных связей информатики и математики в школьном курсе информатики рассмотрена в достаточном объеме. Это не отменяет дальнейших перспектив в развитии методики реализации межпредметных связей математики и информатики в процессе преподавания, так как современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, что является предпосылкой реализации межпредметных связей между всеми науками.

 

 

 

 

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2004.

2. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

3. Доклад Министра образования и науки А.Фурсенко на расширенной коллегии: "О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования" 2001.

4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/

5. Областной закон «Об образовании Свердловской области» 2005.

6. Активные методы обучения: учебно-методические материалы. -М.,1992.

7. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 - 11 классов средней школы.-М., 2000.      

8. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия: Учебник для 10 - 11 классов средней школы. –М., 2000.

9. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразователь­ной школы. -М., 1985.

10. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология: учеб.пособие. -
Ростов н/ Д., 2000.

11. Брейтигам Э. К., Тевс Д. П. Интегрированные уроки математики и
информатики// Информатика и образование 2002 №2. С. 89 - 94.

12. Верб М. А. Активизация учебно-познавательной деятельности
учащихся. - Л., 1984.

13. Горшкова В. В. Методологические и теоретические проблемы активи­зации учебно-познавательной деятельности. - Л., 1986.

14. Губанова А. А. Реализация межпредметных связей информатики и математики для формирования целостного научного мировоззрения учащихся. http://www.informika.ru/text/school/its.html (2001).

15. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М., 2001.

16. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. -
М., 1996.

17. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1989.

18. Кожаринов М. Г. Типы межпредметных связей. М., 1980.

19. Леонова Е. А. Реализация межпредметных связей при формировании
содержания школьного курса информатики на основе технологического подхода// Ининфо 2003 № 4. С. 30 - 35.

20. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные
технологии. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2006. — 238 с: ил.

21. Макарова Н. В. Информатика и информационно-коммуникационные
технологии. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2006. — 224 с: ил.

22. Макарова Н. В. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник.
2-е изд., переработанное /Под ред. Н.В.Макаровой. - СПБ.: Питер, 2005. -
160 с:

23. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-
задачник по моделированию/ Под ред. Н. В. Макаровой. - СПБ.: Питер, 2003. -176 с:

24. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум
по информационным технологиям/ Под ред. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2003.-288 с: ил.

25. Макарова Н. В. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под
ред. Н. В. Макаровой. - СПБ.: Питер, 2003. - 368 с:

26. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса
обучения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.

27. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном
процессе: Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена.,1986.

28. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 - 11 классов средней школы. –М.,2002.

29. Пестова С. Ю. О Формировании понятия «Величина» с учетом
межпредметных связей курсов математики и информатики. http://www.informika.ru/text/school/ito.html (2002).

30. Рамоданова Т. В., Горячева Т. Е., Хохлова С. Л. О методике реализации
межпредметных связей в школьном курсе «Информатика и информационные технологии». http://www.yandex.ru/конrpecc конференщий/ИТО-2005.html (2005).

31. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

32. Семакин И.Г. Информатика. 10-й класс/ И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 165 с:

33. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для
9 класса/ И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, СВ. Русаков, Л. В. Шестакова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 359 с: ил.

34. Семакин И. Г. Информатика и информационно-коммуникационные
технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ И. Г.Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2006.-176 с: ил.

35. Семакин И. Г. Информатика. 11-й класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер.
— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. — 139 с: ил.

36. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - М., 1999.

37. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии.
Учебник для 10 - 11 классов / Н. Д. Угринович. — 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 511 с: ил.

38. Федорец Г. Ф. Проблемы реализации межпредметных связей в практике
школьного обучения. – М.,1983

39. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. - М., 1985.






















Приложение 1. Конспекты интегрированных уроков по информатике и математике.

Задача интегрированных уроков информатики и математики состоит не только в углублении и систематизации знаний учащихся, но и в привитии им математической культуры (точнее, ее первого элемента - математической грамотности), развитии интереса к предмету.

Наиболее подходящей программной средой для проведения интегрированных уроков математики и информатики, на наш взгляд, является математический пакет MathCAD.

Ниже представлены конспекты примерных интегрированных уроков по информатике и по алгебре и началам анализа для учащихся 11-х классов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: