Особенности построения учетного процесса, как основа формирования структуры службы бух дела

Рациональная орг-я бу – система элементов и ср-в, наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной для упр-я инфой о дея-ти орг-и и осущ-и контроля за эффективностью контроля произв ресурсов.

Осн элементами и ср-ми рациональной орг-и бу:

1. рабочий план счетов бу

2. регистры бу

3. первичные учетные док-ты

4. внутр бух отчет-ть

5. документооборот

6. исп-е ср-в автоматизации учета                                                                                   

7. построение учетного аппарата и опред-е выполняемых им ф-й (орг-я бух службы)

Учетный процесс вкл-ет взаимосвязанные этапы системы бу:

- текущее наблюдение, измерение и рега фактов хоз дея-ти

- систематизация и группировка учетной инфы, а также контроль за движением имущ-ва орг-и и её обяз-в путем отражения операций на счетах бу

- обобщение инфы об имущ-ве орг-и и её обяз-х путем составления бух отчет-ти и представление её пользователям с целью принятия реш-й.

Для построения учетного процесса как единой инф системы необх-мо основываться на след организационных принципах:

а) гос регулирование общих принципов и правил орг-и, а также методики и техники бу

б) в учетной политике сочетать гос регулирование при выборе организационно-технических аспектов реал-и бу и отраслевые, технологические и др особенности фирмы

в) орг-я вопросов совершенствования бу, повышение квалификации кадров бух аппарата и на этой основе постоянное повышение роли бу в эф-ти функционирования организац системы орг-и

г) совершенствование форм и методов представления инфы с целью контроля и анализа за эффективностью процесса произ-ва

д) применение эк методов упр-я и обеспечение оптимизации построения учетного аппарата

Осн предпосылками рациональной орг-и бу явл-ся:

- изучение орг-и инструкций, законоположений, нормативных актов и др регламентирующих док-в по учету и отчет-ти

- установление наиболее рациональных взаимоотношений м\у произв участками и бухгалтерией

- опред-е характера и объема бух инфы

- рациональное распределение труда м\у работниками бух службы

При ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ орг-и необх-мо установить её организационно-правовую форму, организационную стр-ру и стр-ру упр-я, опред-ть наличие различных видов произв-в и видов хоз дея-ти, а также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств, а также их территориальное расположение. Изучению также подлежат технологич особенности и метод упр-я видами дея-ти орг-и. Все перечисленные аспекты оказывают влияние на орг-ю и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, методич и технических аспектов бу при разработке и приянтии учетной политики орг-и.

При орг-и учета важным явл-ся знания раб-ами бух службы з\д актов и прочих регламентирующих бух учет и бух отч-ть нормативных док-ов в РФ

Без знания общеустановленных правил, принципов, методики и техники ведения бух учета нельзя рационально орг-ть работу счетного аппарата или бух службы и правильно отражать хоз операции.

При орг-и бу необходимо установить наиболее рациональные взаимоотношения произв-х подразделений с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны обеспечить получение необходимой инф-и для контроля за ходом произв процессов и упр-ем хоз дея-тью орг-и.

Для опред-я объема и хар-ра бух инф-и надо установить направление и хар-р учетных работ путем опред-я штата сотрудников бухгалтерии и распред-е между ними обяз-тей.

Рациональное распред-е труда между сотрудниками бухгалтерии означает составление перечня всех учетных операций, подлежащих выполнению, и установление нормы времени для выполнения каждой операции сотрудником бухгалтерии.

Для этого разрабатывают план орг-и бух учета.

План орг-и бух учета состоит:

- плана документации и документооборота

- плана инвентаризации

- рабочего плана счетов и проекта их корреспонденции

- плана отч-ти (внешний и внутрефирменный)

- плана технич оформления учета

- плана орг-и труда и повышения квалификации раб-ов бухгалтерии

- плана проверок и ревизий

- орг-я бух архива

В плане документации перечисляют док-ты, необходимые для орг-и учета хоз операций, а также составляют расчет потребности в бланках (в бумаге). Здесь же опред-ся перечень док-ов, формы которых будут установлены сам-но. На этом этапе должен быть разработан график документооборота.

В плане инвентаризации опред-ют порядок, сроки и кол-во проведения инвентаризаций отдельных видов имущ-ва, обязательств и процессов хоз дея-ти.

В плане отч-ти опред-ют калькуляционный период и период опред-я фин рез-ов. Также устанавливают формы и сроки для составления и представления внешней и внутр отч-ти

В плане технич оформления учета опред-ют форму бу, которая будет применима в данной орг-и. Здесь дают подробную хар-ку выбранной формы учета и приводят послед-ть выполнения всех бух процедур.

В плане орг-и труда и повышения квалификации раб-ов бухгалтерии опред-ют штат сотрудников и стр-ру бухгалтерии, дают должностную хар-ку каждому раб-ку, намечают мероприятия по повышению их квалификации, сост-ют график учетных работ и посещения занятий, а также составляют график консультаций для др сотрудников бухгалтерии.

В плане корреспонденции счетов рабочего плана счетов опред-ют проект корреспонденции по предполагаемым хоз операциям.

Кроме того, рациональность орг-и бух учета в значит степени зависит от правильности опред-я стр-ры бух службы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: