Оценка системы налогового регулирования предпринимательской деятельности

 

    Любая административная реформа ставит целью повышение эффективности государственного аппарата. И одним из факторов, влияющих на такое повышение, является совершенствования законодательства. В этой связи Налоговый Комитет министерства Финансов РК в стратегии развития на ближайшие пять лет основной делает максимальное упрощение налогового законодательства[21].

    Такое упрощение – один из факторов существенного повышения налогового администрирования и обеспечения максимальной полноты поступления налогов. В этом направлении недостаточно косметических поправок, нужно определиться с принципиальными подходами и внести коренные изменения в Налоговый кодекс.

    В системе приоритетов, связанных с дальнейшим развитием экономики страны, Глава государства в своем Послании народу Казахстана особое место уделил проведению гибкой налоговой и таможенной политики[22].

    В качестве примера гибкости налоговой и бюджетной политики я бы назвал бюджетную концепцию Лэффера, получившую признание в 70-80-е годы ХХ века в западных странах. Лэффер исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы.

    По его утверждению, увеличение ставок выше определенного уровня сократит налоговые поступления в государственный бюджет за счет подрыва налоговой базы плательщиков, лишения их стимула к производственной деятельности (так называемая кривая Лэффера).

    В нашей ситуации рост деловой активности также предпочтительнее решать путем облегчения налогового гнета. Снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение же роста производства без инфляции, как подтверждает мировой опыт, достигается умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивностью самой системы налогообложения.

    Так, в конце прошлого века США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности. В первую очередь были снижены ставки налога на прибыль корпораций. В итоге в США ставка корпоративного подоходного налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании – с 45 до 35%; во Франции – в 1986 году с 50 до 45%, а в 1991-м – до 42%; в Японии – в 1989г. с 42 до 40%, а в 1990-м – до 37,5%.

    Финансисты отмечают, что американская законодательная практика при предоставлении налоговых льгот и преференции ставит во главу угла их стимулирующую роль для национальной экономики. Это расширение производства определенного круга товаров и услуг, повышение квалификации сотрудников, уровня образования, здравоохранения.

    В последние три года действующая налоговая политика в республике также была направлена на содействие качественному структурному преобразованию отраслей экономики страны. Вот, например, для укрепления тандема научно-технической и предпринимательской сферы, развития и внедрения инноваций введен особый налоговый режим на территориях вновь создаваемых экономических зон. Это, в первую очередь, уменьшение исчисленного к уплате корпоративного подоходного налога, освобождение от налога на добавленную стоимость, на имущество и земельного налога.

    Введена, кроме того, норма по стимулированию отечественных предприятий по производству товаров с высокой добавленной стоимостью и внедрению системы менеджмента качества и управления окружающей средой в рамках международных стандартов. Это шаг связан с введением особого режима обложения корпоративным подоходным налогом организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью, и при соблюдении необходимых условий предполагает уменьшение суммы исчисленного налога на 30%. А в случае наличия доходов от реализации товаров собственного производства, сертифицированных в порядке, установленном законодательными актами РК и в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000, сумма исчисленного корпоративного подоходного налога уменьшается на 50%.

    Для поощрения инвестиционной активности предпринимательской, стимулирования развития конкурентоспособных экспортированных производств расширена сфера предоставления инвестиционных налоговых преференций по КПН, введена норма по освобождению от уплаты налога вновь зарегистрированных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств. При этом Правительству РК предоставляется возможность устанавливать срок действия преференций до десяти лет. Предусмотрено также льготное налогообложение отдельных организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности, в целях стимулирования новых производств по глубокой переработке углеводородов. Законодательно закреплено и поощрение притока инвестиций: помимо налоговых преференций и натурных грантов предусмотрены и таможенные преференции.

    Сейчас значительно расширена сфера действия специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода, а также изменения градации доходов в шкале ставок налогообложения. Однако актуальной проблемой продолжают оставаться снижение налоговой нагрузки, уменьшение ставок налогообложения. Кстати сказать, ещё в 2004 году Министерству экономики и бюджетного планирования РК было предложено изменить порядок применения специального налогового режима для субъектов малого бизнеса. Ведь что получается: на сегодняшний день специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса включает в себя только порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. А исчисление и уплата по другим видам налогов производится в общеустановленном порядке. То есть под специальный налоговый режим не попадают НДС, земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства. И если мы действительно хотим облегчить жизнь субъектам малого бизнеса, то надо предоставить им возможность все указанные выше налоги исчислять и уплачивать в виде одного фиксированного суммарного налога.

    У нас среди стран СНГ самая низкая ставка НДС. Более того, с 2007 года снижена ставка налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008-2009 годов – ещё на 1-2%. Правда, в республике до сих пор не ведется аналитическая работа в части того, какие секторы экономики в результате налоговых послаблений получили позитивное развитие, а в каких – положение дел не изменилось к лучшему; кто оказывается в выигрыше – добывающие или перерабатывающие отрасли, возросли ли расходы на конечное потребление, в том числе домашних хозяйств и так далее.

    И в первую очередь подобный анализ должен стать заботой министерств финансов, индустрии и торговли.

    До сих пор, например, продолжает оставаться неизвестной «участь» мер, в рамках которых с 1 июля 2001 года ставка НДС была снижена с 20 до 16%. А ведь по итогам 2001 года индекс потребительских цен составил 6,4%, что ниже на 3,4% соответствующего показателя предыдущего года. Есть ли в снижении уровня инфляции «вклад» понижения ставки НДС – никто не ответит.

    В системе налоговых служб республики уже имеются межрегиональные налоговые комитеты, которые контролируют налоги недропользователей, осуществляющих свою деятельность в рамках заключенных контрактов и являющихся наиболее крупными налогоплательщиками страны. В функции указанных комитетов входит учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательств бюджет, соответствующий мониторинг и необходимый контроль.

    Что же касается специализированного отдела Налогового комитета Министерства финансов, считаю, что его права и обязанности должны быть не только расширены, но и в первую очередь направлены на обеспечение баланса интересов государства и недропользователя, неукоснительное соблюдение последним всех условий контракта, в том числе, это относится к казахстанскому содержанию. Сегодня установленные законодательством и контрактам требования по обеспечению определенного процентного размера казахстанского содержания по отношению к закупаемым недропользователями товарами попросту не соблюдаются, как и положение, обязывающее недропоользователей при прочих равных условиях отдавать приоритет казахстанским товарам. А ведь положение о приоритете местных товаров входит в обязательный перечень общеустановленных требований всех нефтедобывающих государств мира.

    Примечателен в этом плане опыт Норвегии, которой за короткий период удалось увеличить долю местного содержания с 20 до 70-80%, что способствовало росту нефтехимической промышленности, высокотехнологичных сервисных предприятий. Анализ же казахстанского содержания свидетельствует об очень низком уровне этого показателя по сравнению с другим нефтедобывающим государством. По данным Казахстанского контрактного агентства, исследовавшего 199 предприятий в 14 регионах Казахстана, фактическая доля казахстанского содержания в закупаемых нефтедобывающими компаниями товарах составляет всего 2-3%. И происходит это в силу ущемления прав казахстанских производителей при организации и осуществлении нефтегазодобывающими компаниями закупок.

    Во всем мире наряду с введением налоговых льгот и преференций адекватно ужесточаются санкции за нарушение налогового законодательства. В этих целях необходимо поднять статус Налогового комитета Министерства финансов. Кроме того, необходимо на государственном уровне принимать все возможные меры институционального и материально укрепить Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ждет своего решения и одна из злободневных проблем, возникающая пр возмещении НДС по нулевой ставок, - это наличие большого числа фирм-однодневок, с «помощью» которых (с применением схемы возврата НДС) расхищаются бюджетные средства. И здесь оптимальным видится отыт РФ, где функции по государственной регистрации юридических лиц отданы в ведение налоговых служб.

    При этом, во-первых, реализуется принцип «одного окна», когда в одном органе юридическое лицо получает одновременно и регистрационные документы, и РНН; во-вторых, налоговый орган, как наиболее заинтересованный по выявлению фирм-однодневок, примет все меры, чтобы установить круг лиц, «специализирующихся» на создании подобных «подснежников».

Ужесточение бюджетной дисциплины необходимо обеспечить на всех этапах бюджетного процесса, начиная от планирования бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения. На более высоком уровне – обеспечивать контроль исполнения бюджетных расходов на всех стадиях контроля: предварительного, текущего и последующего. Причем еще на начальном этапе планирования необходимо пресекать непомерные аппетиты администраторов бюджетных программ. Скажу откровенно, вызывают сомнения бюджетные программы, цель которых производить какой-либо мониторинг. Их анализ показывает, что такие расходы пользуются у администраторов бюджетных программ большой популярностью. Выборочное же изучение паспортов бюджетных программ свидетельствует: во многих из них отсутствуют конкретные цели, задачи, четкие критерии качества ожидаемых результатов. Планы мероприятий составляются по принципу «объять необъятное», что позволяет администраторам программ при их реализации производить любые виды расходов. Можно сказать, что составление паспортов бюджетных программ превратилось в самоцель, в одно сплошное бумаготворчество. Поэтому в первую очередь надо навести порядок с паспортами бюджетных программ, поскольку именно здесь создается почва для необоснованных и неэффективных бюджетных расходов.

    С момента введения в действие с 1 января 2002 года Налоговый кодекс претерпел значительные изменения. Некоторые из них не согласуются с теми целями и задачами, на решения которых они были изначально направлены. При разработке Налогового кодекса в 2001 году в целях установления сбалансированной налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков ранее существовавшие налоговые льготы были выведены из Налогового кодекса и сформулированы в Законе о введении в действие Налогового кодекса с целью дальнейшей их поэтапной отмены.

    Однако последующими налоговыми реформами в Налоговый кодекс были введены дополнительные отраслевые налоговые льготы. А те, которые были выведены в закон, постоянно продлевались.

    Произошедшие изменения в налоговой политике не могли не сказаться на качестве налогового администрирования, поскольку они полностью определяются налоговой политикой. При этом налоговые льготы обуславливает непрозрачное и неэффективное администрирование.

    За все это время Налоговый кодекс буквально обрастал различными налоговыми льготами из года в год. На 1 января 2002 года налоговых льгот насчитывалось 107, а 5 лет спустя они уже насчитывали 173 различных льготы.

    Единственная льгота по КПН, вынесенная в закон о введении с целью последующей отмены, - освобождение банков по вознаграждению по кредитам, постоянно продлевалась. Данная льгота должна была утратить силу с 1 января 2004 года, но ее продлили до 1 января 2006 года, а затем в части ипотечных кредитов продлили ещё до 2008 года. Проблем, возникающих вследствие различных налоговых льгот, на самом деле намного больше, чем выгод.

    Льготы – это прежде всего дополнительные бюджетные затраты, в частности, особый льготный режим налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территории специальных экономических зон (СЭЗ), потребовал создания специальных налоговых комитетов, в задачи которых входит осуществление контроля и администрирования налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы. Кроме того, государство несет издержки на создание и функционирование таможенных органов и дирекций на территориях СЭЗ. Наряду с бюджетными потерями имеет место злоупотребление особым режимом налогообложения со стороны налогоплательщиков. Вместе с тем следует отметить низкую эффективность налоговых льгот.

    Льготы по НДС для СЭЗ «Астана – Жана кала», введенные для удешевления строительства, не достигли ожидаемого результата. Несмотря на предоставленные льготы, средняя рыночная стоимость жилья на левом берегу на конец 2006 года составила свыше 1600 долл. за 1 кв.м. Тогда как на правом берегу – 1200-1400 долл. за 1 кв.м.

    Также налоговые льготы требуют систематического дополнительного финансирования на совершенствование действующих информационных систем налоговых органов.

    Упрощение налогового законодательства - один из факторов повышения валового администрирования и обеспечения максимальной полноты поступления налогов. А налоговые льготы нарушают единый алгоритм действий в процессе выявления нарушения налогового законодательства и влекут создание многоступенчатой логически сложной последовательности действий в информационных системах, увлеченная тем самым нагрузку на каналы связи и в целом на техническое оборудование. Было бы эффективным для налогового администрирования автоматизировать Налоговый кодекс, поскольку качественно спроецированное налоговое администрирование на информационные системы – это прочная основа для улучшения качества услуг, оказываемых населению налоговыми органами, упрощение налоговых процедур и противодействие коррупции. Однако наличие налоговых льгот и, более того, введение новых делают эту задачу практически невыполнимой.

    Следующий аспект проблематичности налоговых льгот – это изменение форм и методов налогового контроля, что представляет собой почву для коррупции. Налоговые органы созданы для обеспечения полноты поступления налогов в бюджет, то есть для того, чтобы собирать налоги. Однако расширяющиеся налоговые льготы привели к ситуации, когда налоговые органы занимаются не сбором налогов, а вынуждены вести контроль за правомерностью применения льгот.

    В этом вопросе важно ещё и то, что в процессе налогового контроля над применением налоговых льгот постоянно усложняется и расширяется налоговая отчетность, на что постоянно жалуются сами бизнесмены. Вводятся различные разрешительные процедуры, привлекаются уполномоченные государственные органы, в компетенцию которых входит задача выдачи различных заключений по подтверждению правомерности применения субъектом бизнеса налоговых льгот. А для того чтобы получить такое разрешение, приходится обращаться в уполномоченный орган/ это также может создавать основу коррупции.

    Следующий аспект неэффективности налоговых льгот – тяжело прописать положения в Налоговом кодексе о налоговых льготах так, чтобы при реальном администрировании этих льгот не возникло вопросов. Отказ от налоговых льгот, когда налогами будут облагаться все без исключения существенно упростит налоговое администрирование.

    Льготы дестимулируют развитие бизнеса, создавая неравные условия для конкуренции субъектами бизнеса, имеющими налоговые льготы, не надо думать над совершенствованием технологий производства, они и так имеют конкурентные преимущества перед предпринимателями, исполняющими свои обязательства в полном объеме. Последнее стремятся уже к изменению технологий, не к новациям, а к тому, чтобы любыми способами попасть под льготный режим налогообложения. Те компании, которые не могут получить налоговые льготы, стремятся уйти в тень. Все вышеизложенное опять-таки создает питательную почву для проявления коррупционных правонарушений.

    Ситуация усугубляется тенденцией расширения налоговых льгот, в частности, это касается освобождения от НДС казахстанских товаров, произведенных на территории, где действует таможенный режим свободного склада, и реализуемых на остальной части таможенной территории. Это очень яркий пример, кА одна льгота расширяется и приводит к тому, что ею пользуются все большее количество предпринимателей, но не для того, чтобы развиваться, а для того, чтобы просто воспользоваться льготами. Эта льгота была введена с 2005 года и предназначалась для стимулирования развития отраслей сельхозмашиностроения. То есть при введении этой льготы решили, что она будет предназначаться только для сельхозмашиностроения. Но в кодексе нельзя прописать конкретно налогоплательщика, поэтому была прописана общая норма. Но уже в июле 2005 года к перечню товаров сельхозмашиностроения были причислены товары производства электронной бытовой техники, затем в 2006 году были причислены товары нефтегазовой и нефтехимической отраслей. И в настоящие время нет никаких гарантий, что это перечень не будет расширяться вновь – каждый производитель стремится к тому, чтобы товары, производимые им, производились без обложения НДС.

    Ещё один пример – СЭЗ «Парк информационных технологий». В 2004 году особый режим налогообложения включал льготирование трех видов деятельности – производство программного обеспечения, без данных и аппаратных средств, создание новых информационных технологий на основе искусственных иммунных и нейтронных систем. Но уже с 2007 года перечень льготированных видов деятельности дополнен ещё тремя – производство офисной техники, аудиоаппаратуры и бытовой техники.

    Также можно затронуть и специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса был направлен на упрощение порядка расчетов с бюджетов и снижение налоговой нагрузки на данную категорию налогоплательщиков. И сфера применения специальных налоговых режимов имеет устойчивую тенденцию к расширению, пороги все время увеличиваются. Но если обратиться к первоначальной концепции специальных налоговых режимов, то изначально задумывалось, что данные режимы позволят малому бизнесу пройти все этапы становления и развития бизнеса, а затем стать субъектом среднего бизнеса и перейти на общеустановленный порядок налогообложения. Вследствие расширения сферы применения специальных налоговых режимов субъекты малого бизнеса, которые по западным меркам по сути можно уже отнести к среднему бизнесу, абсолютно не спешат переходить на общеустановленный порядок налогообложения, в том числе посредством дробления предприятий на отдельные, более мелкие предприятия. Таким образом, происходит следующие – бизнес - структуры используют специальные налоговые режимы не как механизм становления и развития бизнеса, а как способ минимизации налогов.

    Исследования Всемирного банка показали, что практика преследования налоговых льгот в Казахстане привела к дисбалансу экономических интересов льготируемых и нельготируемых отраслей экономики, что выражается в нежелании развиваться без льгот.

    Учитывая вышеперечисленные негативные последствия налоговых льгот, налоговый комитет выносит на рассмотрение специально созданной рабочей группы по реформированию налоговой политики при Министерстве экономики и бюджетного планирования вопрос об исключении налоговых льгот с целью обеспечения справедливости налогообложения. Предлагается перейти к классической схеме взимания налогов по КПН и НДС. По НДС будут отменены льготы, освобождению будут подтверждены только государственный сектор, финансовый сектор, сектор здравоохранения и образования. Нулевая ставка – только на экспорт и международные перевозки. По КПН мы также выступаем за отмену льгот. Целесообразнее рассмотреть снижение ставки КПН.

    Во всем мире целью совершенствования налогового администрирования является максимальный сбор налогов при создании равных условий налогообложения, что способствует минимизации затрат на администрирование как для государства, так и для налогоплательщиков. В этом и заключается задача по повышению конкурентоспособности налоговой системы Казахстана.

    Принципы совершенствования налоговой политики:

    - максимальное упрощение налоговой политики;

    - отмена налоговых льгот при одновременном снижении налоговой нагрузки;

    - приведение в соответствие международному опыту и стандартам;

    - прорывная модернизация работы налоговых органов;

    - реальное формирование налоговой культуры.

    Анализ информации о применении специального налогового режима для субъектов малого бизнеса (далее – СНР для СМБ), а также обращений, поступивших в ходе проведения семинаров в рамках разъяснения норм Налогового кодекса и презентации электронных форм налоговой отчетности показали, что территориальных налоговых комитетах не на должном уровне организована работа по пропаганде и разъяснению положений налогового законодательства по СНО для СМБ[23].

    В отдельных налоговых комитетах отсутствуют информационные стенды об условиях применения и порядке расчетов с бюджетами в рамках СНР для СМБ (далее – информационные стенды для малого бизнеса) либо информация на стендах неполная и устаревшая. Допускается размещение на информационных стендах для малого бизнеса объявлений коммерческого характера о продаже контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ с ФП), проведении платных семинаров и др.

    Налоговым комитетам по областям, гг. Астаны и Алматы:

    1) было запрещено проводить проверку наличия и правильности ведения учета Книги и учета доходов и расходов в ходе проведения рейдовых проверок;

    2) в ходе налоговых проверок налогоплательщиков, применяющих СНР для СМБ, за исключением налогов и других обязательных платежей в бюджет, не входящих в СНР для СМБ, требования по ведению бухгалтерского учета предъявлять только по доходу;

    3) проводить разъяснительную работу среди ИП по вопросу ведения бухгалтерского и налогового учета;

    4) оформить в налоговых комитетах информационные стенды для малого бизнеса;

    5) не допускать размещение на информационных стендах для малого бизнеса объявлений коммерческого характера;

    6) по мере внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство своевременно производить обновление информационных стендов для малого бизнеса.

    При проведении разъяснительной работы:

    - рекомендовать ИП, применяющим СНР для СМБ использовать прилагаемые упрощенные формы налогового учета;

    - обратить внимание ИП, применяющих СНР для СМБ, что упрощенные формы налогового учета носят рекомендованный характер и их использование является правом налогоплательщиков.

        

 

 

2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: