Проблемы и перспективы совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц- индивидуальных предпринимателей

 В целях активизации развития малого предпринимательства создания условий для вовлечения граждан в легальную экономику, необходимо принятие следующих мер налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства:

Ø поддержка отечественного товаропроизводителей;

Ø выработка условий для благоприятного развития субъектов малого бизнеса производственной направленностью;

Ø  смещение акцентов контроля налоговых органов с розничной торговли на оптовую;

А также внесение предложений по вопросам действующей системы налогообложения и таможенного регулирования:

Ø введение упрощенного механизма налогообложения субъектов малого предпринимательства;

Ø введение единой льготной ставки на совокупный доход субъектов малого предпринимательства;

Ø расширение сферы деятельности по патентам, упрощение и усовершенствованной формы налоговой отчетности по патентам;

Ø предоставление налоговых льгот в соответствии с Законам «О Государственной поддержки малого предпринимательства»: производственным предприятиям, а также на услуги по договорным франчайзинга;

Ø упрощение процедур и сокращение сроков рассмотрение и оформление документов по внешнеэкономическим операциям, льготная уплата таможенных тарифов для субъектов малого предпринимательства;

Ø   изменения механизма таможенного регулирования в целях защиты внутренней товаропроизводителей.

Малый бизнес как составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентов тонуса в экономике любого государства, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, формирует новый социальный строй предпринимательства.

Малый бизнес как структурный элемент экономики тесно связан с производствам крупных промышленных предприятий. В государственной программе своевременно поднят вопрос о возрождении и развитии ремесленничества и старательских артелей. Возрождение стратегического движения, как исконно традиционного для нашего региона, возможна при решении ряда моментов. Необходимо внести поправки и изменения в Указ Президента РК «О недрах и недрапользовании». Для возрождения старательского движения необходима:

- либерилизовать доступ к геологическим информации;

- разрешить старателям- одиночкам индивидуальной деятельности связанную с разведкой и добычей драгоценных металлов и камней по лицензиям, выданным по упрощенной схеме;

 Создать Ассоциацию стратаелей и старательских артелей.

Помимо создания финансовых источников ключевое значение имеет закрепление малого предпринимательства в предоставлении преференции при размещении государственного заказа на производства определенных видов товаров, работ и услуг. Механизм предоставления преференции субъектам малого предпринимательства законодательно закреплен.

Размещение заказов бюджетных организаций на предприятиях района в том числе на предприятиях малого бизнеса на спецодежду, спецобувь, мягкий и твердый инвентарь и различные виды работ и услуг позволит увеличить объём производства, занятость трудовых ресурсов и налоговых поступлений.

 Казахстан имеет достаточно широкий опты применения специальных режимов налогообложения для различных категорий налогоплательщиков, особенно это касается индивидуальных предпринимателей.

Расширяя данную проблему, остановимся на характеристике патентной системе. Ее сущность заключается в своеобразной форме договора трех сторон: предпринимателей, акимата и налогового органа. Предприниматель до начала занятия бизнесом обязан не только заявить предполагаемый доход, но и представить в налоговый орган для начисления стоимости патента документы, подтверждающие его будущие расходы, связанные с осуществлением деятельности. На практике чаще всего предприниматель отказывается от проведения индивидуального хронометража и соглашается с теми ставками патента, которые рассчитаны по усредненными показателям и утверждены налоговым органом по согласованию акимата.

Введенная в Казахстане патентная система работы в середине 90-х годов показала себя только с положительной стороны: Ее особенностью является то, что предприниматели/ еще не получив доход, с огромным разрывом по времени, не учитывая размера полученного в будущем дохода, вынуждены заранее уплатить все налоги в бюджет государства. Казахстан при этом снимал две основные проблемы, стоящие перед бюджетом:

1) Проводились пополнение бюджета:

2)   пополнение происходило даже до получения дохода непосредственно налогоплательщиком. Не следует считать, что данная система отвечала только фискальным функциям государства, как правило предпринимателей также устраивал данный подход: заплатив сумму патента, индивидуальные предприниматели были освобождения от угрозы проверок со стороны фискальных органов (которые как правило, в любой деятельности могут найти несоответствия), а главное, от необходимости ведения подробного учета доходов и расходов.

Здесь нельзя не сказать, что некоторые авторы считают, что патент- неадекватно отражает отношения налогоплательщика с бюджетом» (26,1.18), однако по нашему мнению, если данный режим утраивал всех (а индикаторам такого положения являются поступления в бюджет от предпринимателей, применяющих патентную систему), то его использование в налоговой системе государства является оправданным.

Так, например, данный опты Казахстана в Российской Федерации переняла в первую очередь Москва, введя на своей территории подобные режимы налогообложения.

Необходимо отметить, что попытка перевода на патентную систему юридических лиц в 2001 году (данная система просуществовало окало года) не удалось, в основном по причине недостаточной просчитанности сумм налогов, уплачиваемых в общеустановленном порядке. Так или иначе, но данная система налогообложения у нас не прижилась, и в новом Налоговым Кодексом не нашла отражения.

Что касается патентной системы налогообложения, действующей с 1  января 2002 года, то необходимо отметить, что она видоизменилась, причем это изменение является принципиальным: в настоящее время возможность работы по патенту ограничивается следующими условиями: данный специальный налоговый режим  могут применять индивидуальные предприниматели:

1)  Не использующие труд наемных работников;

2)  Осуществление деятельность в форме личного предпринимательства;

3)  Доход за год не превышает 1 млн. тенге (ст.374 Закон РК «О Налогах и других обязательных платежах в бюджет»(Налоговый Кодекс) от 12 июня 2001 года за №210 –ЗРК)

Таким образом, огромная категория индивидуальных предпринимателей, использующая труд наемных работников (имеющая производств, несколько торговых точек и проч.), оказалось не попадающей в данный режим. Кроме того, годовой доход в размере 1 млн тенге означает 83,3 тыс тенге в месяц, что даже при рентабельности в 20-50% означает 16-40 тыс тенге в месячной прибыли или заработной платы для данного индивидуального предпринимателя, что является очень небольшой суммой. То есть условия работы по патенту отсекают также тех предпринимателей, чей доход превышает рассмотренный. таким образом, под условия, предусмотренные специальным налоговым режимом на основе патента, попадает очень незначительная часть индивидуальных предпринимателей.

 Возможна, именно данная причина- изменение в налоговом законодательстве условий работы по патенту для индивидуальных предпринимателей- послужило причиной резкого снижения поступлений в бюджет от налогоплательщиков - физических лиц по итогам 2002 09 месяцев 2003 года (23, с. 23).

В этой связи представляется спорным усечение применения такого формы предпринимательской деятельности как патент в современном налоговом законодательстве Казахстана, особенно после уже двухгодичной апробации. И в свете сказанного предлагаем вернуться к отработанной в 1998-2001 годах патентной системе, что такое предложение найдет отклик у предпринимателей Казахстана.

Все направления трансформации специального налогового режима для индивидуальных предпринимателей на основе патента сгруппированы в модели его реформирования (рис.9)

Рисунок 9.

Модель реформирования СНР на основе патента для стимулирования развития малого предпринимательства.

 

 

Предлагаемая модель направлена на стимулирования развития малого предпринимательства за счет адаптации инструментов и технологии, действующих в практике налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах и за счет совершенствования действующего СНР на основе патента.

Рассмотрим изменения в специальных налоговых режимах для субъектов малого бизнеса в 2009 году согласно новому Налоговому Кодексу:

На основе разового талона до 2011 года;

 На основе патента

 На основе упрощенной декларации;

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:

- из перечня видов деятельности, на которые не распространяется СНР, не исключены лицензируемые виды деятельности:

ü В дополнении к действовавшим ограничениям по применению СНР: ведено положение, согласно которому СНР также не вправе применять юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25%, а также юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего СНР;

ü Ограничение по применению СНР в случае наличия иных обособленных структурных подразделений и объектов налогообложения в разных населенных пунктах не будет распространятся на налогоплательщиков: осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества;

ü Ограничение по доходу для применения СНР на основе патента установлено в размере 200- кратного минимального размера заработной платы;

ü При определении размера дохода по патенту или упрощенной декларации в доход не будет включаться доходы от прироста стоимости, выбытия фиксированных активов, имущественный доход. Исчисление подоходного налога по таким доходам будет производиться в обще установленном порядке;

ü Предусмотрено вынесение решения налоговым органом в течение 3 рабочих дней по заявлениям налогоплательщика по применение СНР;

ü В упрощенной декларации будет отражаться исчисление суммы ИПН у источника   выплаты: обязательные пенсионные отчисления, социальные отчисления за наемных работников;

В специальным налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств:

ü Изменена ставка единого земельного налога для исчисления налога по пашням- введена сложна- прогрессивная шкала от 0,1% -0:5% в зависимости от площади земельного участка;

ü Исключение представление Расчета текущего платежа по единому земельному налогу;

ü Пересмотрен в строну увеличения срок уплаты единого земельного налога: социального налога: ИПН у источника: ОПВ: социальных отчислений и отдельных плат (10 ноября, 10 апреля);

ü Пересмотрен в строну увеличении срок представления Декларации для плательщиков единого земельного налога7 При этом в данную Декларацию также будет включаться исчисленные суммы плат за эмиссии в окружающую среду, пользование водными ресурсами поверхностных источников.

Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов:

- специальный налоговый режим, распространявшийся ранее только на юридических лиц- производителей сельскохозяйственной продукции: предусмотрен и для сельских потребительских кооперативов, членами которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства, а также кооперативы у которых доходы от сельхоздеятельности составляют не менее 90%;

- исчисление суммы КПН, НДС, социального, земельного налогов, налогов на имущества, транспортные средства, платы за пользование земельными участками будет подлежат уменьшению на 70 процентов;

- в дополнение к действовавшим ранее ограничениям по применению СНР введено положение, согласно которому СНР также не вправе применять юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 %, а также юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего СНР;

- Исчисление, уплата вышеуказанных налогов и платы в рамках СНРП, и представление налоговой отчетности по ним, производится вообще установленном порядке;

- Отменено положение, предусматривающее выдачу патента.

 

 

Заключение

Одним из приоритетов деятельности Министерства финансов РК в Программе 2030 выделено участие в совершенствовании фискальной политики. Налоговая политика должна соединить интересы государства и налогоплательщика.

Основные направления процесса налогового изъятия по анализу зарубежный статистики налоговых доходов государства могут быть сгруппированы следующим образом: подоходные налоги с населения идут на четвертом месте после подоходных налогов с  корпораций, социального и косвенного налогообложения. Ключевыми вопросами данного исследования являлись проблемы в сфере налогообложения и законодательства как основные условия, регламентирующие вопросы подоходного налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Подоходный налог с лиц, имеющих самостоятельно доходы, в сферу которого попадают такие доходы, как дивиденды, проценты, рента и другие доходы от коммерческой деятельности граждан, по своей сущности довольно близко примыкает к налогу на прибыль компании, так как объектом налогообложения является чистый доход физических лиц. Роль этого налога в процессе изъятия приблизительно такой же, как и налога на прибыль компании. На его долю в последние годы приходилась 10-14% в США, 6-7%- В Великобритании и 5-7% в Германии. Динамика доходов от него весьма неустойчива и также зависит от многих факторов.

 В ходе работы над данной темой было изучено действующее налоговое законодательства в сфере индивидуального подоходного налогообложения в Казахстане. Особое значение было придано изучению режимов налогообложения населения в западных странах.

 В работе показано что представляют собой налоговый режим вообще, что есть налоговый режим, что представляют собой специальный налоговый режим, как соотносится между собой эти режимы, а также соотношение понятий «налоги» и «специальный налоговый режим»

Налоговый режим – система средств, с помощью которой распределяется время налоговое бремя между налогоплательщиками.

В Налоговом Кодексе РК введен так называемые «специальные налоговые режимы», по которому устанавливается упрощенный порядок исчисления и уплаты индивидуального подоходного налога у частных предпринимателей. Объектом обложения является доход за налоговый период состоящий из всех видов доходов, полученных на территории РК и за ее пределами. Упрощенный порядок декларации, фермеров, нотариусов, адвокатов.

 Особое внимание в дипломной работе уделено вопросам предоставления налоговой декларации Индивидуальными предпринимателями. Развитию предпринимательства уделяется повышенное внимание не  в последнюю очередь из за того, что налоги, отчисляемые представителями данного сектора экономики, существенно пополняют бюджет государства. В объеме налоговых поступлений области удельный вес налогов и платежей субъектов малого предпринимательства постоянно растет (29).

 В дипломной работе проведен анализ поступлений налогов и платежей от субъектов малого предпринимательства. Из общей суммы налоговых поступлений 173,7 млрд.тенге приходится на субъектов малого предпринимательства, что составляет 12,8% от общей суммы поступлений. От индивидуальных предпринимателей поступление составило 48,5 млрд тенге или 3,5% от общего объема налоговых поступлений в государственный бюджет Казахстана.

Наибольшее количество поступлений от физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, приходится на г. Алматы (23,8% от общего уровня республиканского поступления), затем идет Алматинская область (8.%) и Восточно- Казахстанская область и Южно- Казахстанская область 3,6 млрд тенге(7,4%) и 3.5% млрд тенге (7.2%), соответственно.

В разрезе отраслей наибольшее поступление налогов от физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, приходится на такие  отрасли, как:

- торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования-12:9 млрд тенге или 26:6 % от общей суммы поступлений;

- предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг потребителям-2321 млн тенге или 4.8%.

Режимы налогообложения малого бизнеса, применяемые в мире, можно разделить на три группы:

1. Общеустановленная система в определенным набора льгот и налоговых стимулов для данных хозяйствующих субъектов;

2. Упрощенные режимы налогообложения;

3. Налоговые режимы с использованием косвенных методов определения налоговых обязательств.

Вторую и третью группу условно называют специальными налоговыми режимами, которые предназначены для решения проблемы стимулирования развития бизнеса с помощью налогового законодательства.

 

Наши предложения в дипломной работе каслись патентной системе налогообложения, измененной с 1 января 2002 года




double arrow
Сейчас читают про: