Культура как сфера духовного производства

В отличие от деятельности вообще производство име­ет определенно целенаправленный характер и отвечает потребности общества в создании разнообразных систем жизнеобеспечения, только благодаря которым и появля­ется возможность ведения разнообразной внепроизвод-ственной деятельности. Однако производство отнюдь не следует представлять как сферу сугубо утилитарной работы по выпуску продуктов и созданию необходимых для этого производительных сил. Помимо материальной стороны всякое производство требует обеспечения и ду­ховной стороны, которая и составляет сущность духов­ного производства.

Именно в сфере духовного производства формиру­ется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения. Культура составляет, таким образом, содержание духов­ного производства.

В самом общем и сжатом виде культура — это про­цесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потребле­нию духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, не­

обходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей дея­тельности. Вместе с тем она способствует духовной ин­теграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере со­знания — в интеллектуальной или художественной фор­ме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства зна­ка или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы).

Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие институты, кадры — все то, что воп­лощают в себе система образования, религиозные ин­ституты и светская культура.

Чтобы произвести свой продукт, духовное производ­ство включает в себя и материальные элементы (фи­нансы, издательства, научное оборудование, школы, те­атры, храмы, музеи, средства массовой коммуникации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская ин­теллигенция) и социальные институты (церковь, учеб­ные заведения, научные центры). В каждом из пере­численных компонентов присутствует и вклад других сфер: нельзя строить храмы и переписывать книги без соответствующих материальных затрат. Но именно культура в данном случае является определяющим фак­тором.

В своем материальном воплощении культура пере­живает своего рода инобытие, лишь условно отража­ющее духовную сторону. Для ее сохранения требуется и опредмечивание, т.е. воплощение в материальной обо­лочке — и притом в “вечной”, если каким-то ценностям придавалось непреходящее, сакрализованное значение. Впрочем, знаку придавалось гораздо большее значение, чем материальному воплощению. Метафорическое вы­ражение этого положения мы найдем в известном сти­хотворении Державина “Памятник”:

Я памятник воздвиг себе чудесный, вечный. Металлов тверже он и выше пирамид...

Хотя утраты рукописей и произведений искусства на протяжении истории всех обществ были огромными, тем не менее сохранность культурных ценностей в зна­ковом выражении оказалась гораздо выше, чем опред-меченных в материальном виде. Впрочем, это относится прежде всего к знакам особого типа, а именно тем, что подвергались сакрализации как процедуре возвы­шения над обыденностью. Сохранность светской куль­туры неизменно оказывалась намного ниже.

Вместе с тем духовное производство — важная пред­посылка как производства вообще, так и совокупных общественных отношений, подверженных влиянию тех ценностей, знаний и ориентации, которые вырабатыва­ются в культуре. В духовном производстве специфичны и те средства, с помощью которых создается его про­дукт. Здесь орудия труда могут подчас в принципе не отличаться от орудий материального производства, представляя собой предмет или комплекс предметов, которые человек ставит между собой и природой (на­пример, в сфере науки). Но, скажем, орудием деятель­ности писателя или художника является не ручка с пером или кисть (это только вспомогательные средст­ва), а выразительные средства языка или изобрази­тельного искусства, благодаря которым создается ху­дожественный образ. Ученый и философ используют анализ и синтез, индукцию и дедукцию, гипотезы — все формы логического мышления, а также модели, кон­цепции, научные направления.

Самостоятельность культуры как особой сферы де­терминации означает, что ее нельзя свести к “надстро­ечному” или “остаточному” фактору в общей системе регуляции, где постоянный приоритет или конечное сло­во принадлежит способу материального производства. Эта самостоятельность и взаимозависимости обеих сто­рон могут проявляться на любом уровне регуляции социальной жизни: всего общества, его части или от­дельной личности.

Как известно, активным началом в хозяйственном развитии общества большей частью выступает не все

население, а какая-то особая часть, группа, отличающая­ся своими социокультурными характеристиками. Это может быть и класс, относящийся в общем к той же самой национальной общности, но может быть и ино-культурная группа — этнически или конфессионально отличающаяся от остального населения. Именно особое значение культурного фактора может объяснить как зарождение капитализма в ряде обществ Западной Ев­ропы, так и успех экономических меньшинств во мно­гих странах Азии или Африки.

Как мы установили, культура отнюдь не сводится к изящным искусствам или культовым действиям. Ду­ховное измерение присутствует не только в аскетиче­ских созерцаниях или литературных дискуссиях, но и в практической деятельности купца и предпринимателя, крестьянина, ремесленника или рабочего. Поэтому, в частности, неосновательны рассуждения о кризисе или исчерпанности культуры, упадке творчества, если под этим подразумевается снижение статуса сложившейся классической или признанной культуры с присущими ей смыслами и, конечно, с соответствующими институ­тами. Большей частью совершающийся при этом про­цесс заключается в достаточно заметном изменении ха4 рактера и стиля культуры, ее переходе в новое каче^ ство, смене эпох, стилей, столиц — или цивилизаций.!

Еще более важная сфера, выпадающая из внимания исследователя при узком понимании сферы культуро­логии,— практически-действенная, событийная история общества, фиксирующая накопление важнейшего опыта в исторической памяти о войнах и революциях, ре­формах и типах правления.

В духовном производстве разделение труда весьма отличается от того, которое существует в производстве материальном.

Его продукт не обязательно является результатом не­посредственной кооперации, совместного труда индиви­дов. Но в то же время именно в духовном производстве продукт труда наиболее отчетливо выступает как резуль­тат всеобщего труда, так как он синтезирует опыт не только современников, но и прошлых поколений, поддер­живает связь с историей как прошлым опытом.

В процессе разделения труда формируются специа­лизированные формы духовного производства, необхо­димые для поддержания совокупного общественного производства. В ходе общественно полезной деятель­ности создаются и сохраняются, поддерживаются и рас­пространяются те нормы и ценности, знания и смыслы, которые обеспечивают процесс функционирования об­щества в целом. Эта специализация в немалой степени связана и с разделением труда в материальном про­изводстве, для поддержания которого нужны профес­сиональные знания, формируемые прежде всего в мно­гообразной системе образования. Вместе с тем духовное производство в немалой степени формирует ту особую сферу социальной регуляции, которая обеспечивает под­держание социальной целостности во всей ее социально и культурно обусловленной дифференциации.

Произведения духовного творчества зачастую уни­кальны и поэтому персонифицированы. Даже воспро­изведение уже созданных образцов очень часто связано с персонификацией исполнителя: актера, певца, музы­канта, издателя. Это свидетельствует о большем зна­чении субъектного фактора в духовной деятельности, чем это имеет место в материальном производстве, где авторство коллектива или предприятия в большой сте­пени размыто наличием многих соучастников-смежни­ков. Эта персонификация никоим образом не снимает проблемы социальной значимости произведений куль­турного творчества. Напротив, именно от состояния без­личного и многоголового общества зависит и судьба деятеля культуры и признание — или забвение — его произведения.

Для того чтобы культурные творения стали досто­янием многих, их необходимо сохранять и репроду­цировать. Сохранению выдающихся культурных тво­рений служат такие учреждения, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи. Для хранения духов­ных ценностей используются современные технические средства, благодаря которым уникальные произведения становятся менее подверженными разрушительной силе времени. Современная техника способствует воспроиз­ведению раритетов: огромными тиражами выходят ред­

кие книги, репродукции картин. Тем самым широкие массы знакомятся с уникальными произведениями.

В современной массовой культуре, как мы увидим в гл. XIV, способ воспроизводства во многом меняется. Происходит снижение значения авторского, индивиду­ального, уникального начала, а на первый план выходит массовость, доступность, всеобщность в потреблении, а также и коллективное начало в производственном про­цессе. Но массовая культура превращается в значи-гельной степени в индустрию культуры, превосходящую по своей доле в валовом национальном продукте (ВНП) многие другие отрасли.

Сохранение духовных ценностей — это не только предотвращение их физической гибели или забвения. Это также способ обеспечения преемственности в раз­витии духовной культуры, что подразумевает отбор ду­ховных ценностей, их распространение и обеспечение их функционирования в культурной среде новой эпохи.

Распространение ценностей культуры осуществляется прежде всего через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т.д.). От количества учебных заведений, качества обу­чения, квалификации преподавательского состава, от до­ступности всех видов образования широким массам на­селения во многом зависит уровень духовной жизни об­щества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, а также театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Распределение многообразной духовной деятельности членов общества по различным родам и видам делает необходимым обмен элементами культуры, сущностью которого является духовное общение людей, обмен про­изводственным опытом, достижениями науки, продукта­ми научного поиска и художественного творчества.

Индивиды, участвующие в научной деятельности, не могут обойтись без гуманитарных принципов, а научные знания, полученные учеными, так или иначе воздейст­вуют на духовную атмосферу эпохи. Без такого вза­имного обмена невозможно функционирование общества и его развитие.

Как и материальные блага, продукты духовного про­изводства, ценности культуры предназначены для по­требления, а вернее — для освоения. Это освоение су­щественно отличается от потребления благ материаль­ных, в процессе которого продукт либо уничтожается, либо изнашивается (одежда, обувь, мебель и т.п.). Ду­ховными ценностями пользуются многократно многие люди. Они по своей природе не являются объектом монопольного индивидуального владения, хотя при оп­ределенных социальных условиях культурные ценности становятся достоянием узкой элиты или привилегиро­ванного класса. Освоение осуществляется в той или иной степени как передача, трансляция культуры, как ее распространение между группами и индивидами по уровням, т.е. от культурной элиты в широкие слои об­щества или же, наоборот, от народных низов — в выс­шие слои.Распространение культуры происходит также от центра к периферии, между различными центрами и т.д.

Освоение духовных благ может быть пассивным ус­воением, но допускает и широкую амплитуду активного приобщения. Чтение художественной литературы, вос­приятие музыки, театрального спектакля или фильма в какой-то степени всегда — диалог автора и зрителя, предпосылка общения публики и т.д. Спрос на данное произведение обусловлен прежде всего потребностями личности или социальной группы, и если этот спрос достаточно интенсивен, то он может преодолеть навя­занную систему распределения культурной продукции, как об этом свидетельствует вся история борьбы с цен­зурой и существование “самиздата”.

Духовные потребности складываются в зависимости от ряда факторов, среди которых следует прежде всего выделить уровень общего цивилизационного развития общества, тип цивилизации, степень и характер фор­мирования нации, характер экономического и полити­ческого строя, специфику социальной принадлежности. Особое значение имеют индивидуальные характеристи­ки культурного субъекта, так как художественная куль­тура в высокой степени направлена на удовлетворение индивидуальных запросов.

Высокая степень выделенности художественной куль-гуры из всей системы духовной деятельности приводит к тому, что зачастую именно с ней связывается пред­ставление о культуре как сфере подлинной духовности и творческих устремлений. Такое понимание сильно сужает культуру, отсекая от нее мировоззренческие ори­ентации широких слоев населения, находящие выраже­ние в религии и идеологии, соционормативные компо­ненты, такие, как политическая и правовая культура, мораль, а также специфическую познавательную систе­му науки.

Важное значение духовных мотиваций, вырабатыва-, емых в культуре, заключается еще и в том, что они составляют необходимый компонент хозяйственной культуры, без которой хозяйство может функциони­ровать только в качестве разорительной и пагубной системы принудительного труда, порождающего реакцию отторжения и социального протеста. Духовные потреб­ности, соединяясь с собственно хозяйственными прин­ципами, оказывают воздействие и на экономическое по­ведение. В культуре вырабатывается отношение к хо­зяйству со стороны общества в целом и его различных социальных слоев.

В доиндустриальном обществе хозяйственная дея-гельность может представать как вторичная, подчинен­ная каким-то более важным принципам социальной ре­гуляции, исходящим из сакральных законов или из властных установлений. На шкале престижности в этом обществе наиболее высокое место занимала священни­ческая деятельность по поддержанию “вечных” ценно­стей, либо верховная власть, управлявшая обществом, либо война как выражение мощи и насилия. В бур­жуазной системе хозяйственная деятельность приобре-1ает высокий статус важного источника социального статуса, хотя и на условии ее эффективности, измеря­емой финансовыми критериями.

Культурные факторы входят в состав трудовых ори­ентации, формируют отношение к накоплению и богат­ству, влияют и на потребности, формирующие спрос на продукт материального производства. Хорошо из­вестно, что предметы потребления, то, что человек ест, пьет, во что одевается, как строит жилище и т.п., за­висят не только от достигнутого уровня производства и характера технологии, но и от культурно обуслов­ленных потребностей. К тому же создание, выбор или внедрение технологии обусловлено набором причин и факторов, среди которых важное место занимают ду ховные установки.

Об острой значимости духовных факторов произ­водства мы можем составить впечатление не только из изучения “Протестантской этики” М.Вебера, но и из трудностей, возникающих в ходе хозяйственных реформ в России и других государств на территории бывшего СССР. В немалой степени эти трудности вызваны яв­ным рассогласованием между экономическими принци­пами хозяйственных изменений в том виде, как они сложились в зрелом западном обществе (прежде всего в евро-американском варианте), и социокультурной си­стемой, веками складывавшейся в евразийском регионе. В результате такого рассогласования происходит от­чуждение населения от навязываемых моделей, что вы­зывает неприятие или явное сопротивление реформам, не отвечающим запросам данного общества. Таковы бы­вают последствия форсированной модернизации, подры­вающей культурную самобытность. К этим проблемам мы обратимся в главе о модернизации.

Культура и техника. Существенным компонентом хозяйственной деятельности является техника, входящая в состав производительных сил общества. Она создает­ся на основе опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний*.

Но как определить соотношение между техникой и культурой? Некоторые теоретики полагают возможным свести технику к сумме специальных средств, облегча­ющих труд и делающих его более производительным, но не имеющих отношения к собственно культуре. Дру­гие, напротив, полагают возможным рассматривать тех­нику как продукт человеческих идей и целей, форми руемых в сфере культуры. В такого рода расхожде-

*См.: Волков Г. Техника//Философская энциклопедия,— М 1970.- Т.5.- С.227-230.

ниях в точках зрения и двойственном отношении к технике — как полезном изобретении или как дегума-низирующей силе — проявляется действительное про­тиворечие в статусе техники в системе человеческой деятельности. Назначение техники и ее огромная роль для общества заключается в том, что она обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей и без нее само существование человека было бы ограничено са­мым примитивным уровнем. Но вместе с тем техника предстает как средство выхода человека за рамки пер­вичных потребностей и создания новых возможностей бытия, которые и связаны с собственно культурой. За рамками собственно производственной необходимости, где решающее значение имеет техника, человек создает искусственную сферу бытия, имеющую особые духовные измерения, в которых он и реализует свои цели и программы.

Возвращаясь к началу главы, к теме соотношения между деятельностью и производством, подчеркнем еще раз, что культура рассматривается нами в рамках нашей дисциплины как составная часть и деятельности в це­лом, и совокупного производства. Однако важное от­личие этих двух модусов ее социального бытия состоит в том, что культура как продукт духовного производ­ства является регулирующей основой для культуры как формы деятельности вообще. Именно в рамках духов­ного производства формируются те принципы, нормы, смыслы и ценности, которыми располагает общество для самой разнообразной деятельности — будь то хозяйст­венная, политическая, рекреативная, игровая, “искусство для искусства” или же антисоциальная, девиантная либо криминальная, если общественно признанные цен­ности и смыслы не внедрились в достаточной степени в ткань социальных отношений и в обществе постоянно проявляются силы разлада, выводящие различные груп­пы населения за рамки общественно оправданных ори­ентации. К рассмотрению этих исходных элементов, формируемых в процессе духовного производства, мы и обратимся в следующей главе. Из исходных струк­турных элементов складываются те содержательные компоненты культуры — мифология, религия, идеология, художественная культура, наука, право и философия, которые и составляют целостную систему духовной де­ятельности.

Однако в само содержание техники культура вносит свои особые требования и стимулы. Развитие техники стимулируется отнюдь не только стремлением к удов­летворению собственно витальных потребностей. Имен­но духовные потребности вели к созданию монумен­тальной архитектуры или скульптуры, воплощенной в пирамидах, храмах, монастырях, дворцах, памятниках. Дороги и транспортные средства служили не только целям перевозки полезных товаров, но и для общения между народами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: