Как мы уже видели в этой главе, духовное производство, продуктом которого и является культура, существует в тесном переплетении с производством вообще, включая его материально-технологическую базу, социальную и политическую структуры.
Эти компоненты взаимодействуют друг с другом, порождая то сложное и многомерное образование, которое и называется обществом. В этом взаимодействии могут возникать в принципе различные варианты: взаимное согласование, расхождение и сосуществование разных типов. Все эти варианты могут встречаться почти в любом обществе, и даже в так называемом тоталитарном неизменно формируются внутренние структуры и появляются какие-то инородные компоненты, подрывающие его кажущуюся монолитность. Однако в макро-социологическом плане принято выделять некоторые основные типы социальности, отвечающие исходному принципу согласования духовного производства с материальным, с соответствующей ему социальной структурой и политическим устроением. Обычно выделяют доиндустриально-традиционный, индустриально-капиталистический и постиндустриальный типы. Установление различий между этими типами на уровне базисных фак
|
|
торов позволит выявить отвечающие им варианты духовного производства, а значит, и возникающие в их рамках культурные ценности и представления.
Попробуем сопоставить это общее теоретическое положение с часто встречающимися в популярном научном дискурсе понятиями Запад — Восток. Приходится констатировать метафоричность, а зачастую и путаницу, вытекающую в том числе и из-за того, что базисные социокультурные измерения общества получают географическую прописку и после этого идет длительное дискуссионное выяснение относительно того, что представляют собой эти геокультурные сущности, существуют ли они вообще и как “Запад проникает на Восток”, а “Восток на Запад”. В историческом плане действительно “Запад” возник на Западе, а точнее — на узкой западной оконечности громадного Евразийского континента.
Но еще Колумб отправился на Запад, чтобы достичь Востока, и хотя он до конца дней упорствовал в своей ошибке, настаивая на том, что он приплыл во владения Великого Хана, т.е. китайского императора, после него стало очевидно, что “земля — шар”, а следовательно, что географические реалии не совпадают с социокуль-турными.
Это не отменило последующего глобального деления земного шара на Запад и Восток. Длительное время западная общественная мысль осваивала это деление как различие между “развитым, промышленным, урбанизированным, секуляризованным и гражданским обществом” и “неразвитым, аграрным, сельским, фанатичным, деспотичным (или патриархальным)” Востоком. Вырабатывались критерии оценки и отношения, служившие руководством к действию, политическим и экономическим акциям. Конечно, эти критерии складывались в рамках того типа менталитета, который мы рассмотрели как идеологию. Вокруг этих базисных стереотипных конструкций велись длительные идеологические и научные дискуссии, итогом которых стало выяснение той социальной нагрузки, которую несли эти понятия в духовной жизни и обосновании колониальной и империалистической политики Запада в незападных регионах.
|
|
Каковы бы ни были идеологические причины, вызывавшие к жизни обманчивые и оспариваемые стереотипы, научное мышление раскрывало и весомые социоэко-номические и социокультурные факторы, которые разделяли в общем плане два типа обществ, получавших “модельное” развитие на этих условных цивилизацион-ных территориях.
Дихотомичное макромасштабное деление человеческих обществ на два основных типа — устойчивая конструкция в социологической и культуроведческой мысли. Хотя и в различных терминах, такой подход развивает Ф. Теннис, проводивший различие между органической и инстинктивной “общностью” и расчетливым и рационалистическим “обществом”. Э. Дюркгейм постоянно сопоставляет общества, основанные на “механической солидарности”, возникающей на основе общих коллективных представлений, и “органической солидарности”, порождаемой разделением труда. Но еще в работах К. Маркса получила основательную разработку классификация основных типов социальных отношений на межличностные и товарно-денежные. Так как вторые присущи только капиталистическому типу организации, то к первым в общем плане относятся все докапиталистические. Эта концепция использовалась рядом советских ученых в 70—90-х гг., хотя она так и не проникла в нормативную истматовскую школу, отстаивавшую формационное членение общественных типов. Между тем обращение к этой конструкции К. Маркса дает нам возможность ввести первичную классификацию социокультурных суперсистем, чтобы затем дать более подробное их деление.
В доиндустриальных структурах производство основано на преобладании живого труда над накопленным, естественных факторов над преобразованными трудом, социальной кооперации труда над материальными предпосылками. На этой стадии общество еще в сильной степени зависит от природы. И процесс труда, и сам образ жизни населения во многом зависят от географических и климатических условий, от устоявшихся в прошлом социальных отношений, обеспечивающих воспроизводство основного общественного ресурса — са
мого человека. Поэтому в традиционном обществе тип социальности принципиально отличен от тех рыночных отношений, которые утверждаются при капитализме. До-индустриальная социальность основана на межличностных отношениях. В научной литературе в применении к нерыночным связям принято употребление разных терминов: “коммунократические”, “коммуналистские”, <солидаристские”, “коллективистские”, “ассоциативные” отношения. Каждый из них в определенной степени оправдан, хотя и подразумевает специфический вариант таких отношений или какую-либо их сторону. Определение этих отношений как общинных или традиционных оказывается слишком размытым или частичным, не отражающим существа положения.
Как показал К.Маркс, в структурах, не преобразованных товарным обменом, общественные связи проявляются для людей “как их собственные отношения, а не облекаются в костюм общественных отношений вещей, продуктов труда”*. В рамках межличностных (со-лидаристских) отношений осуществляется взаимодействие индивидов и групп производителей, разделение труда и кооперация, происходит соединение индивида с объективными предпосылками производства. Членство в сложившейся группе — семья, община, родственная группа, этнос, каста, клан — во многом обеспечивает доступ к средствам существования. Каждый получает то, что необходимо ему для выживания и для осуществления функций, отвечающих сложным потребностям всей группы или общества. Этот механизм поддерживает существование многих категорий населения, не имеющих земли или другой собственности и не занятых непосредственно производительным трудом, но так или иначе входящих в совокупную социокультурную организацию общества.
|
|
Анализ таких типов социальности систем,как в слаборазвитых странах, так и в индустриальных обществах, показывает, что здесь, как на первичном уровне, т.е. в рамках самого производственного хозяйства, так и в обществе в целом, огромное значение имеют формы
Маркс К., ЭнгельсФ. Соч.- Т.23.- С.8
распределения, связанные с межличностными отношениями. Распределение, с одной стороны, обеспечивает поддержание различных групп населения, их жизнедеятельность и взаимодействие. Но с другой стороны, оно совпадает с системой трудовых обязанностей, повинностей, выплат, привилегий, деления добычи и т.д., что снижает возможности производителя распоряжаться своим продуктом.
Принципы распределения, обеспечивающие поддержание межличностных отношений, расходятся с принципом частной собственности, которая в таких обществах — или таких группах или компонентах буржуазного общества — остается неразвитой.