Глава IV. Содержательные элементы духовной жизни общества: обычаи. Нормы, ценности, смыслы и значения

Основные темы. Аффективное и культурно-регули­руемое поведение. Соотношение социальной психологии и социологии.

Обычаи как привычные и не подверженные рефлексии образцы поведения. Роль формирования привычек в жизне­деятельности индивида и социальной группы.

Нормы как средство добровольного и осознанного со­трудничества людей. Ожидаемое поведение. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы в поведении, хозяй­ственной деятельности, политике, языке, художественной куль­туре. Ролевые функции и ролевые конфликты. Санкциони­рование норм. Нормы и право. Нормотворчество и предел нормативности. Нарушение норм и смена стереотипов. От­ношение индивида к принятым нормам. Проблематика норм в художественной литературе.

Ценности как выбор объекта или состояния, имеющих особое позитивное значение, выходящее за рамки обыден­ности. Сходство и различие понятий: ценности, интересы, потребности, ориентации, мотивации, идеалы. Ценности как наиболее общий термин в этом ряду. Классификация цен­ностей: витальные, моральные, социальные, политические, ре­лигиозные и эстетические. Отдельные типы ценностей в раз­ных культурах: семья, межличностные отношения, богатство, труд, красота и т.д.

Практицизм (прагматизм) как ценность в разных куль­турах. Этика предпринимательства.

Телесность, эрос и культура. Психофизические и социо-культурные факторы в отношении к телесности и сексу. Социальная, профессиональная и культурная обусловленность телесности и любовного поведения. Социокультурные меха­низмы дистанцирования полов и формирования любовных отношений; воспитание, нормирование, морализация, эстети­зация. Обогащение любовных отношений как фактор возвы­шения культурных ценностей. Любовные мотивы в худо­жественной культуре. Мотивы любви-секса в массовой куль­туре.

Механизм действия ценностей через возвышение статуса особых действий или состояний человека, качеств окружаю­щего мира.

Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. Анти-номичные ориентации: быть — иметь, работа — досуг, богат­ство — солидарность, наука — мораль и т.д. Ценностный поли­морфизм в разных культурах: “хризантема и меч” (о япон­ской), “дворец, собор и костер” (о Европе эпохи Возрождения), “икона и топор” (о русской эпохе средневековья) и т.д.

Социальное распределение ценностных ориентации. Су­ществуют ли “классовые ценности”? Принципы упорядочи­вания ценностного полиморфизма и налаживания социальной коммуникации.

Понятия ядра культуры и срединной культуры как ус­тойчивого комплекса ценностей, разделяемых основной час­тью общества.

Культура и повседневность.

Рациональность как ценностное измерение человеческого действия. Рамки рационализации человеческого поведения. Рациональность как ценность и как практическая цель. Цель и средства. Рациональное и иррациональное в культуре. Тема иррациональности в художественной культуре.

Аномия и отчуждение. Цели и средства действия в кон­цепции Р.Мертона. Противоречие между ценностными ори-ентациями и средствами ее достижения. Аномия как разлад в структуре регуляции деятельности. Культ успеха и “цен­ностная репрессия” против неудачников в западной культу­ре. Аномия как проблема художественной литературы, права и социологии девиантного поведения. Этические принципы

частной конкуренции.

Отчуждение как социологическая категория, используе­мая для критики антагонистических отношений в обществе. Концепция отчуждения в марксизме и радикальной социоло­гии. Когда оправданно говорить об отчуждении? Отчуждение в культурной жизни. Отображение отчужденных состояний в художественной литературе. Отчуждение и аномия в со­ветском обществе.

Знание как элемент культуры, фиксирующий результат

познавательной деятельности человека. Типы знаний: прак­тическое, духовное, эмпирическое и теоретическое. Социаль­ные и культурные факторы, влияющие на формирование со­знания и функционирование знаний. Гносеологические и со­циальные аспекты познавательного процесса. Какая реаль­ность получает выражение в знании? Проблема “превра-щенности” сознания как непрямого отражения действитель­ности, его связи с социальным действием. Социология знания в системе культурологии. Знание и вера. Знание и инфор­мация. Гносеологическая и операциональная оценки инфор­мации. Социология знания и теория информации.

Значения (смыслы) как элемент культуры. Значения как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. Основные сферы обозначи-вания: природная, предметная и духовная. Проблема сохра­нения и изменения значений. Язык, знаковые системы, сим­волы как средства обозначения фиксации и передачи зна­чений. “Объективные” значения и “внутренние” смыслы че­ловеческого бытия. Семиотика и социолингвистика как дис­циплины культурологического комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: