Основные темы. Аффективное и культурно-регулируемое поведение. Соотношение социальной психологии и социологии.
Обычаи как привычные и не подверженные рефлексии образцы поведения. Роль формирования привычек в жизнедеятельности индивида и социальной группы.
Нормы как средство добровольного и осознанного сотрудничества людей. Ожидаемое поведение. Классификация норм по сферам деятельности. Нормы в поведении, хозяйственной деятельности, политике, языке, художественной культуре. Ролевые функции и ролевые конфликты. Санкционирование норм. Нормы и право. Нормотворчество и предел нормативности. Нарушение норм и смена стереотипов. Отношение индивида к принятым нормам. Проблематика норм в художественной литературе.
Ценности как выбор объекта или состояния, имеющих особое позитивное значение, выходящее за рамки обыденности. Сходство и различие понятий: ценности, интересы, потребности, ориентации, мотивации, идеалы. Ценности как наиболее общий термин в этом ряду. Классификация ценностей: витальные, моральные, социальные, политические, религиозные и эстетические. Отдельные типы ценностей в разных культурах: семья, межличностные отношения, богатство, труд, красота и т.д.
|
|
Практицизм (прагматизм) как ценность в разных культурах. Этика предпринимательства.
Телесность, эрос и культура. Психофизические и социо-культурные факторы в отношении к телесности и сексу. Социальная, профессиональная и культурная обусловленность телесности и любовного поведения. Социокультурные механизмы дистанцирования полов и формирования любовных отношений; воспитание, нормирование, морализация, эстетизация. Обогащение любовных отношений как фактор возвышения культурных ценностей. Любовные мотивы в художественной культуре. Мотивы любви-секса в массовой культуре.
Механизм действия ценностей через возвышение статуса особых действий или состояний человека, качеств окружающего мира.
Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. Анти-номичные ориентации: быть — иметь, работа — досуг, богатство — солидарность, наука — мораль и т.д. Ценностный полиморфизм в разных культурах: “хризантема и меч” (о японской), “дворец, собор и костер” (о Европе эпохи Возрождения), “икона и топор” (о русской эпохе средневековья) и т.д.
Социальное распределение ценностных ориентации. Существуют ли “классовые ценности”? Принципы упорядочивания ценностного полиморфизма и налаживания социальной коммуникации.
Понятия ядра культуры и срединной культуры как устойчивого комплекса ценностей, разделяемых основной частью общества.
|
|
Культура и повседневность.
Рациональность как ценностное измерение человеческого действия. Рамки рационализации человеческого поведения. Рациональность как ценность и как практическая цель. Цель и средства. Рациональное и иррациональное в культуре. Тема иррациональности в художественной культуре.
Аномия и отчуждение. Цели и средства действия в концепции Р.Мертона. Противоречие между ценностными ори-ентациями и средствами ее достижения. Аномия как разлад в структуре регуляции деятельности. Культ успеха и “ценностная репрессия” против неудачников в западной культуре. Аномия как проблема художественной литературы, права и социологии девиантного поведения. Этические принципы
частной конкуренции.
Отчуждение как социологическая категория, используемая для критики антагонистических отношений в обществе. Концепция отчуждения в марксизме и радикальной социологии. Когда оправданно говорить об отчуждении? Отчуждение в культурной жизни. Отображение отчужденных состояний в художественной литературе. Отчуждение и аномия в советском обществе.
Знание как элемент культуры, фиксирующий результат
познавательной деятельности человека. Типы знаний: практическое, духовное, эмпирическое и теоретическое. Социальные и культурные факторы, влияющие на формирование сознания и функционирование знаний. Гносеологические и социальные аспекты познавательного процесса. Какая реальность получает выражение в знании? Проблема “превра-щенности” сознания как непрямого отражения действительности, его связи с социальным действием. Социология знания в системе культурологии. Знание и вера. Знание и информация. Гносеологическая и операциональная оценки информации. Социология знания и теория информации.
Значения (смыслы) как элемент культуры. Значения как специфически культурное средство соединения человека с миром и обществом. Роль культурных значений в ориентации человеческой жизнедеятельности. Основные сферы обозначи-вания: природная, предметная и духовная. Проблема сохранения и изменения значений. Язык, знаковые системы, символы как средства обозначения фиксации и передачи значений. “Объективные” значения и “внутренние” смыслы человеческого бытия. Семиотика и социолингвистика как дисциплины культурологического комплекса.