Функция — дисфункция — латентная (скрытая) функция

За социальным, политическим или культурным яв­лением можно обнаружить совсем иные социальные факторы, оказывающиеся скрытыми от поверхностного сознания. Это различие между явлением и сущностью, между явными и скрытыми (латентными) функциями получило основательную разработку в марксистской социологии при анализе многих существенных сторон социальной жизнедеятельности. В частности, в этой со­циологии многое было сделано, чтобы показать связь политических или культурных явлений, религии или идеологии с интересами различных социальных слоев

и классов. Важное значение в утверждении такой кон­цепции придается известной работе К.Маркса и Ф.Эн­гельса “Немецкая идеология” (написана в 1846 г.). В ней Маркс и Энгельс показывают, как идейные обра­зования можно объяснить, исходя из материальной практики и классовых отношений.

Проблема функциональности различных сторон со­циальной и духовной жизни много занимала поздней­ших социологов и культурологов. Выше (в гл. II) мы уже рассматривали, как в рамках более позднего струк­турного функционализма, представленного Р.Мертоном и другими социологами, концепция функциональности подвергалась более тщательной разработке и усложне­нию, отвечающему сложности характера своего объекта — общества и его культуры. Мертон показал недопусти­мость сведения функции к полезному воздействию на систему и необходимость различия между субъектив­ным мотивом и объективной функцией и ее реальными последствиями. Каждое явление может иметь несколько функций, а одна и та же функция может выполняться разными средствами, которые способны заменять друг друга. Набор этих средств не является неограничен­ным, и именно эта ограниченность и обозначает пределы приспосабливаемости общества к требованиям среды.

Одно и то же явление может быть одновременно функционально полезным в каком-то отношении и вредным в другом, что и заставляет рассматривать его с точки зрения функциональности и дисфункциональ-ности. Если функция — это то, что способствует адап­тации общества или индивида к своей среде, то дис­функция — то, что уменьшает степень этой адаптив­ности.

Поэтому задача социологии в том, чтобы оценить. соотношение позитивных и негативных характеристик в каждом явлении и выявить заменители тех или иных функций.

Такое усложнение анализа дает возможность обна­ружить присущую обществу дифференциацию, соотно­шение различных частей, их взаимодействие и т.д. Это означает, что общество рассматривается как структурное образование, которому сочетание функций и дисфункций обеспечивает выживание, адаптацию к среде, гиб­кость в жизнедеятельности, способность к изменениям.

По Р.Мертону, один из основных постулатов фун­кционального анализа состоит в том, что одно и то же явление может выполнять различные функции, а вместе с тем являться дисфункциональным в каких-то отношениях. Это относится, прежде всего, к такому сложному и многозначному явлению, как религия, ко­торая одновременно интегрирует и разъединяет, несет в себе “кладезь премудрости” и скопление “предрас­судков” и т.д. Поэтому в социологическом плане важно исследовать баланс функций и дисфункций и выяснить, что может ослабить негативное воздействие какого-то элемента культуры и чем можно его заменить.

Что дает нам такая концепция для более разносто­роннего анализа рассмотренных выше функций куль­туры?

Уже при рассмотрении творчества как важнейшего источника пополнения культурного достояния каждое общество сталкивается с проблемой совместимости дан­ного открытия с прежним опытом и сложившимися типами регуляции. Религиозные ценности входят в про­тиворечие с той магией, которая направлена на улуч­шение земных дел индивида или группы, и возника­ющая взаимная дисфункциональность лишь частично сглаживается в тех сферах, где достигнут консенсус (например, магическая роль обряда и священного тек­ста). Хорошо известно и о взаимной дисфункциональ-ности, возникающей при столкновении религиозных и научных ценностей, и потребовалось несколько веков духовной работы для того, чтобы сгладить и упорядо­чить это противоречие, разведя науку и религию по разным сферам жизнедеятельности.

Крайне необходимая функция сохранения и поддер­жания прежнего достояния, памяти общества может так­же привести к дисфункции, если эта память препят­ствует освоению новых достижений или приводит к противостоянию между “прогрессистами” и “консерва­торами”, “западниками” и “патриотами”, если “исто­рическая правда” одной общности приходит в проти­воречие с “правдой” другой общности. Дисфункцио-

нально знание, если оно попадает в распоряжение “не своего” субъекта деятельности и используется для за­щиты “чужих” интересов.

Такой же поворот к дисфункции несет в себе и функция коммуникации, всегда имеющая определенные пределы, за которые она не может переходить во избе­жание рассеивания коммуникативности. Но это озна­чает, что всякое средство коммуникативности является и средством разграничения субъектов взаимодействия. Поэтому и существует не “язык”, а “языки”, разделя­ющие общества и требующие адекватного перевода, раз­ная символика, разграничивающая семейную, професси­ональную, гражданскую жизнь, сферу досуга, различные сферы общения и т.д. Очевидно, что ценности разных сфер могут входить в противоречие друг с другом:

рекреативные ценности в рабочее время или игровые ориентации в межличностных отношениях и т.п.

Дисфункциональным оказывается любое значение, ес­ли в контексте предполагаемой коммуникации оно таит в себе совсем не то содержание, которое должно было бы заключать по нормативному ожиданию. Тогда и воз­никают двусмысленность, демагогия и намеренное иска­жение, преследующее цель манипуляции общественным сознанием, еще сохраняющим привычное восприятие “нагруженных” слов: “прогресс”, “революция”, “дер­жава”, “реформа”, “демократия”, “рынок” и т.д. Учи­тывать соотношение функциональности и дисфункцио-нальности информационных стереотипов с точки зрения задачи, введенной в данную “программу”,-" существен­ная задача теории массовой коммуникации и пропа­ганды.

Разрешить ситуацию дисфункциональности можно ли­бо через подавление одной из сторон, через установление иерархии, очередности функций, или же через четкое раз­граничение сфер их применения.

Необходимость в устранении или ограничении дис­функциональности знания вызвала к жизни разнооб­разные формы его сокрытия и ограничения его рас­пространения. В самом элементарном случае знание не должно стать достоянием разведывательных и шпион­ских служб военного противника. Жестким ограничениям подвергается и деловая информация, утечка ко­торой может подорвать расчет на успех в конкурентной борьбе. Во всяком обществе существуют механизмы ог­раничения и сокрытия информации, придания ей статуса “специальной” и “секретной”.

Именно Р.Мертоном было прочно введено в социо­логию понятие “латентной”, т.е. скрытой функции в социальной, политической или культурной жизни, ко­торая подлежит собственно социологическому анализу (см. гл. II). Для гуманитарного культуроведения глав­ное — раскрыть тот внутренний смысл мифа, представ­ления, художественного произведения, акта творчества или его восприятия критиками или публикой, что и составляет признанное содержание общественного со­знания. Задача социологического анализа — раскрыть не только значение мотивов (представлений, верований и т.д.) в социальном поведении, но и их социальные источники и объективные последствия такого поведения, которые могут сильно отличаться от намерений. Хотя мотив и функция связаны между собой, они живут своей отдельной жизнью и могут изменяться независимо друг от друга.

Явная функция — это “объективное следствие, спо­собствующее подключению или адаптации системы, ко­торое вызвано намеренно и признается в качестве та­кового участниками этой системы”. Соответственно, скрытая функция вызывает следствие, “которое не вхо­дило в намерения участников и не признается в ка­честве такового”. При этом такое следствие может ока­заться позитивным или же негативным для данной общ­ности, но сам факт выявляется лишь при взгляде со стороны, при социологическом навыке изучения реаль­ных процессов.

Всякий, даже самый иррациональный ритуал, поверие, обычай и т.д., получающие лишь мифологическое (или псевдонаучное) объяснение и отвергаемые с точки зре­ния здравого смысла, могут оказаться функциональны­ми, так как несут в себе способность отвечать какому-то жизненно важному интересу или потребности человека или группы. Их значение не ограничивается верой в акции по “вызову дождя”. Многие церемонии прово­

дятся просто по поводу памятных дат, связанных с жизнью верховного бога или же многочисленных свя­тых. Календарь таких дат — напоминание об иных началах в жизни, выходящих за рамки повседневности, о персонажах, которые совершили (или могли совер­шить) некоторое высокозначимое деяние. Проводимые по поводу некоторых условных дат церемонии соби­рают какое-то значимое число членов общины, а тем самым укрепляют среди них чувство единства, которое в остальное время может выглядеть весьма эфемерным и оказывается практически нефункционирующим.

Скрытая функциональность — обычный механизм в самых разных сферах. Товар производится отнюдь не только для того, чтобы быть полезным потребителю. Как известно, помимо этой потребительной стоимости он имеет еще и меновую стоимость, чтобы принести производителю желанную для того прибыль. Политика проводится через провозглашение тех принципов и це­лей, осуществление которых улучшило бы положение значительной части населения, но ее скрытая функция — привести к власти силы, заинтересованные в ее ис­пользовании для перераспределения общественных ре­сурсов в свою пользу, что далеко не всегда связано с выполнением обещаний. Скрытая функция националь­ной культуры — отделить “своих” от “чужих”, чтобы ограничить права последних на почве “своего” госу­дарства. “Высокая” культура не только формирует ду­ховное содержание развитого уровня, но и становится средством социального разграничения — создания ди­станции между состоятельной элитой и остальной пуб­ликой. Научные знания могут служить не только сфе­рой накопления новых знаний и открытий, но и ка­налом академической карьеры или, напротив, устранения от непосредственного участия в социальной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: