Игровая функция культуры

Игра — существенный и специфический вид куль­турной деятельности, в которой, как часто полагают, человек выступает свободным от природной зависимо­сти и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительно­

сти. Совпадая в некоторых отношениях с компенсатор-ной функцией, игра вместе с тем предстает как особая форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции.

Исходя из понимания игры как свободного творче­ства, Ф.Шиллер возводил к ней эстетическую деятель­ность. А известный голландский культуролог Й.Хей-зинга усматривал в игре наиболее существенное про­явление человеческой сущности. Игра —дело серьезное, несмотря на то что играют и животные и дети и на то, что именно с игрой зачастую связаны развлечения, явно не имеющие производственного характера, а тре­бующие отвлечения от него.

Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной со­циальной среды.

Она протекает внутри собственных границ в соот­ветствии с определенными правилами. Сама по себе она не связана с материальными интересами и беско­рыстна. Поэтому разоблачение корыстного использова­ния игры сурово осуждается и наказывается. Игровое действие сосредоточено само на себе и не решает ка­ких-либо неигровых задач, в отличие, например,от ри­туала, который символизирует некую связь с высшим началом. Для ведения игры необходимо конструирова­ние особой реальности, отделенной от неигровой, что всегда осознается как некоторая условность и двойст­венность. Если нет условности, нет и игры, как только игра приобретает практический характер, она утрачи­вает свои смысл. Но эта особая реальность не имеет высшего значения для остальной жизни, как этого тре­бует религиозная реальность. Особая характеристика игры состоит в ее повторяемости. Будучи однажды сыг­ранной, она может быть повторена вновь и вновь и для нее нужны особые временные регламенты (даты, юбилеи, чемпионаты и т.д.).

Элементы игры неизменно используются в таких важных регулирующих или социализирующих сферах,

как религия, политика, образование, воспитание, худо­жественная культура. Но в каждой культуре форми­руются и собственно игровые сферы, связанные прежде всего с разнообразными видами спорта или развлечени­ями. Спортивные игры отличаются прежде всего прин­ципом состязательности, требуют деления участников на противостоящие друг другу команды и направлены на достижение выигрыша. Выигрыш может быть чисто символическим (лавровый венок, памятный диплом, вым­пел, переходящее знамя, исполнение гимна и т.д.) либо материализованным в денежной премии. Но по прин­ципу состязательности могут быть организованы и мно­гие другие формы игровой деятельности: музыкальные и прочие конкурсы, певческие фестивали и т.д.

Развлекательные игры носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь участников и зрителей от насущных жи­тейских проблем и дать им компенсацию за нереали­зованные устремления в социально значимой деятель­ности. Развлечения поэтому выполняют и важную фун­кцию снижения уровня психологической напряженности, возникающей в силу социального или политического противостояния различных сил и партий. Шуты и ско­морохи, клоуны и затейники пользовались спросом во всяком обществе, в котором вызревала дифференциро­ванная система регуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: