Модернизация и личность

В настоящее время радикально меняется содержание социализации за счет количественного увеличения, ка­чественного усложнения и расчленения той информации, которую должен освоить индивид в ходе формирования своей личности. Однако все эти изменения, в той или иной степени присущие любому обществу, в сегодняш­нем афро-азиатском ареале протекают через такие раз­нородные механизмы социализации, которых не знало еще ни одно из ранее существующих обществ.

Разрыв с традиционализмом и модернизация в куль­турном плане ведут к распаду прежнего единообразия и устойчивости. Плюрализм ценностных пластов отра­жает прогресс в сфере материального производства,

дифференциацию самой социальной структуры — фор­мирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек. В свою очередь, сама аксиоло-гическая вариативность становится одним из условий мобильности социальной системы, ее прогрессивного развития, способствует созданию предпосылок для ин­дивидуализации личности.

Все это усиливает динамику, меняет механизмы со­циализации личности. Рушатся прежние перегородки, отгораживающие то социокультурное поле, в рамках которого происходила прежде всего социализация ин­дивида.

Среди показателей модернизации личности выделя­ются:

1. Открытость новой практике как в отношениях с людьми, так и в плане освоения новых производствен­ных навыков.

2. Рост независимости от власти таких традицион­ных факторов, как семья и религия, смещение лояль­ности в направлении к современным политическим и общественным лидерам, руководителям профсоюзов, ко­оперативов и т.д.

3. Вера в действенность науки и медицины в целом и отход от пассивности и фатализма при встрече с труд­ностями жизни.

4. Стремление индивида и его детей достичь более высокий профессиональный и образовательный статус.

5. Планирование дел и действий заранее, уважение точности во времени.

6. Возрастание интереса к социальной и политичес­кой жизни, принятие в ней все более активного участия.

7. Стремление быть в курсе новостей и все большее предпочтение отдавать новостям общенационального и международного масштаба по сравнению с событиями местного значения.

Важно отметить, что, несмотря на социально-эконо­мические, политические и этнокультурные различия, вез­де школа и образование играли доминирующую роль в формировании новых, более современных и динамич­ных качеств личности подростка. Помимо грамоты, на­выков писать, читать и считать учащиеся приобщаются к новым ценностям, новым психологическим установкам и моделям поведения, которые высоко значимы для их личностного развития и будущего развития их стран. Те из подростков, которые дольше посещали школу, не только более информированы, но и обладают более раз­витыми навыками устной речи. У них иное восприятие времени, более сильное чувство личной и социальной ответственности. Они более активно участвуют в об­щественных делах,более восприимчивы к новым идеям, людям, по-иному взаимодействуют с другими людьми. Они больше ценят науку, быстрее воспринимают любые изменения и более подготовлены к тому, чтобы значи­тельно ограничить количество своих будущих детей.

Богатство личности заключается в богатстве ее реаль­ной деятельности и содержательности ее общения с об­ществом. Достижение в полной мере этого богатства со­ставляет гуманистический идеал, возможность реализации которого зависит от уровня развития производительных сил.

Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение челове­ческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ — следствие социального воздействия и отчуждения чело­века от реального процесса производства и от других людей, “возмещением” за что и служит вещь или раз­влечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятель­ности и общения с другими людьми, что сближает лю­дей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.

Маргинальная личность. За последние десятилетия много исследований по социологии культуры было по­священо маргинальной личности. Через эти исследова­ния удалось раскрыть важные закономерности в ха­рактере культурных изменений, происходящих в освобо­дившихся странах в ходе модернизации. Маргинальная личность — это человек, живущий и сознательно уча­ствующий в культурной жизни и традициях двух раз­ных народов. Он никогда не может совершенно порвать (даже если ему будет дана такая возможность) со своим прошлым и его традициями и никогда не будет совер­

шенно принят в новое общество, в котором он теперь пытается найти для себя место. Он человек на рубеже двух культур и двух обществ, которые никогда полно­стью не совпадут.

Маргинальная личность является продуктом мигра­ции населения, тех разнообразных процессов, в резуль­тате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, со­циальные роли, образ жизни.

Состояние маргинальное™, если оно приобретает стой­кий характер, делает личность конгломератом разнопла-новых социальных ролей и культурных ориентации. Та­кая амбивалентность ведет нередко к деперсонализации, порождает внутреннюю напряженность, психические рас­стройства и срывы. Вместе с тем именно такое совмеще­ние элементов разных культур может приводить к обо­гащению личности, создавать предпосылки для развития ее творческих способностей.

Особенности социализации способствуют возникнове­нию неустойчивости и эклектичности в структуре лич­ности (особенно личности маргинала) в условиях пе­реходного (постколониального) общества,преобладанию “психологически расколотого” типа личности. В такой личности странно уживаются традиция и современность, мистика и рационализм, знание и архаические пред­рассудки, религиозная созерцательность и политический динамизм.

Следует отметить, что процессы модернизации пре­ломляются в личности весьма своеобразным образом. Дело в том, что каждый конкретный индивид включен не вообще в культуру, а в весьма конкретное соци­альное и культурное поле,которое является лишь фраг­ментом данного общества со своими определенными ме­ханизмами социализации и наборами культурных цен­ностей.

Одним из важнейших факторов, влияющих на чело­века в переходном обществе, является “революция ожи­даний”, которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты пи­тания, работу, т.е. удовлетворить основные желания. Та­кие ожидания во многом перестраивают внутренний мир людей как в городе, так и в деревне. Но при этом возникают тяжелые коллизии от столкновения ожиданий с действительностью. В городе индивид (зачастую недав­ний выходец из деревни) оказывается лишенным работы, жилья, нормального и достаточного питания, медицин­ского контроля. Тяготы и лишения рассеивают мираж, углубляют разочарование новоявленного горожанина. Вместе с тем его кругозор расширяется — он узнает о существовании иного образа жизни, других религий и политических воззрений, учится терпимости в отношении норм поведения и привычек, нередко противоречащих его собственным. Но терпимость имеет свои пределы и переходит в зависть, озлобленность, гнев из-за вопию­щей несправедливости, экономического (да и политиче­ского) неравенства, растущей пропасти между кричащей роскошью и предельной бедностью.

Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается “переходная личность” — изолированный, одинокий и беззащитный человек, вы­рванный с корнями из привычной среды и тщетно ищу­щий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эк­вивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удается приобрести профессию, усвоить го­родские обычаи и влиться в ряды квалифицированных рабочих, офицеров, интеллектуалов, предпринимателей.

Однако большинство так и остается в переходном состоянии. Потеряв относительное спокойствие традици­онного мирка, маргинальный человек стремится во что бы то ни стало обрести новую стабильность, новые ав­торитеты взамен прежних с тем, чтобы от них услышать четкие указания на то, как жить и что делать дальше.

Итак, личность выступает как носительница культу­ры. В ней ценности, нормы, знания и вера превраща­ются в поведение человека в окружающем мире, в его отношение к другим людям и к миру в целом. Без личности, ее целенаправленной и осмысленной деятель­ности культура, по сути дела, не может реализоваться и существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов. Однако личность не может быть целиком отождествлена со всей культурой данной общности. Она вмещает в себя какую-то ее часть, а вернее, различные

:”лементы, отвечающие социальному положению личности и характеру социализации. Вместе с тем в условиях интен­сивного взаимодействия культур личность может в той или иной степени сталкиваться с иными ценностями, нор­мами и типами поведения. Это требует знаний о другой культуре, способности адаптации к разной культурной сре­де. Социология культуры призвана стать одним из средств, способствующих развитию такой способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: