Праздник как институт культуры

Праздник — не только приподнятое и радостное со­стояние человека, которое возникает в силу тех или иных приятных для него событий. Во всяком обществе праздники существуют как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, изъя­тое из повседневности и проводимое в свободное от работы время. Праздник — часть организованной и пре­дустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности. Зачастую праздник предстает как санкционированное и специально учреж­денное “нарушение порядка” с целью укрепления в общественном сознании согласия на порядок, требуемый в остальное время. В этом событии перестают дейст­вовать обычные ограничения и правила, хотя могут вступать в действие другие ограничения и правила. За рамками такого общего определения мы сталкиваемся с огромными и принципиальными различиями в празд­никах, которые могут получать разный мифо-идеологи-ческий смысл и быть связанными с разными сторонами общественной жизни. Религиозные праздники обычно имеют торжественный характер и сопровождаются огра­ничениями на работу, ритуалами и ритуальной кухней.

Народные праздники, проводимые иногда вразрез с правилами господствующей религии, большей частью свя­заны с древними, еще языческими поверьями и отлича­ются веселой, часто разгульной обстановкой, вольностями, не допускаемыми в остальное время. Государственные праздники связаны обычно с юбилеем государства или господствующего дома, с властью, которая утверждает единство своих интересов с народными, а вместе с тем — свою мощь и влияние. Их проведение обычно включает отдание почестей символам, воплощающим идею государ­ства, память о национальных героях, а также демонстра­цию вооруженной силы для подчеркивания суверенности и международного значения нации.

Праздник создает чередование в общественной и куль­турной жизни двух фаз: повседневной, в которой под­держиваются обыденные жизнеобеспечивающие функции, и праздничной, когда группа или общество в целом во­площает в праздничном действии некоторые особые, выс­шие ценности. Было бы неверно противопоставлять одну фазу другой и связывать первую только с хозяйственной стороной, а вторую с собственно культурной. Празднич­ная фаза действительно может выглядеть как типично культурная, поскольку она развивается вне обычных хо­зяйственных занятий и обязанностей, выглядит по-особен­ному, красочно, создавая особое настроение. Однако по­добно тому как в праздничной части присутствует хозяй­ственное обеспечение (праздник обходится дороже, чем обычная жизнь), так и в остальное время действуют нор­мативные и ценностные факторы, в том числе ожидание праздника и подготовка к нему.

Праздничное действо напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества в целом высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми свя­

заны смысл бытия личности или идентичность общества, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни.

Поэтому во время праздника происходит концент­рация культурной жизни и художественного творчества. Его проведение охватывает архитектурное и декоратив­ное оформление театрализованных действий, празднич­ную драматургию, поэзию и прозу, музыкальные меро­приятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания и т.д.

Гражданские и особенно народные праздники заклю­чают в себе не только торжественно-серьезные, но и иг­ровые элементы. Особенно много их в народных празд­никах, но для тех и других требуются подготовка и ор­ганизация, которые превращают их в яркие и веселые карнавалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: