Принципы саморегуляции культурной деятельности

Обычно выделяется три основных типа регуляции культуры как специфической сферы деятельности: суб­ординация, координация и состязательность. Подчас можно встретить суждение, что культура в целом, а особенно искусство, “не терпит командного стиля”, так как именно свобода творчества — условие истинного проявления таланта. Это не всегда обстоит именно по-бодным образом. Хорошую иллюстрацию того, к чему может привести безграничная реализация этого прин­ципа, дает фильм Феллини “Репетиция оркестра”. В нем музыканты поднимают бунт против “самоуправст­ва” своего дирижера и начинают вести себя, как им

заблагорассудится. В результате слаженный оркестро­вый коллектив разваливается, вместо музыки звучит ка-кафония, его участники утрачивают прежний благопри­стойный вид и превращаются в скопище неуправляемых бунтарей.

Субординация как подчинение единому началу имеет место между столичным центром и периферией, центра­ми различного профиля и филиалами и т.д. Без коорди­нации, как согласования действий участников, не может быть налажено никакое искусство, требующее слажен­ного взаимодействия многих исполнителей (театр, кино, телевидение и т.д.).

Но именно в культуре (и спорте) особое значение приобретает принцип состязательности, означающий вза­имодействие независимых субъектов и отбор наиболее отличившихся в каком-то отношении через механизм, нейтральный по отношению к каждому участнику. Со­стязательность предполагает устранение монополизма каких-то течений, школ или групп, которые подразу­мевают сохранение клановости, или бюрократизации и чрезмерной централизации. Обычно этот механизм осу­ществляется как конкурс, по результатам которого при­суждаются призы, премии и места.

К системе премий, присуждаемых за достижения в различных областях культуры и науки, подключаются финансовые возможности как государственных органов, так и деловых кругов, творческих объединений, общест­венных институтов и т.д. Премиальная система подразу­мевает обычно конкурсный отбор лучших произведений и в этом плане воплощает демократические принципы, хотя многочисленная критика упущений и злоупотреб­лений со стороны комитетов по премиям свидетельствует, что в налаживании этой системы возникают многие про­блемы. Премиальную систему в сфере культуры можно разделить на следующие варианты: премии, присужда­емые государственными органами, корпорациями, филан­тропическими объединениями, научными обществами и академиями, индивидуальными донорами и т.д.

Патронирование сферы культуры торгово-ростовщиче-ским капиталом в Европе способствовало мощному взле­ту Ренессанса, позднее поддерживало бюргерскую культуру. В последние десятилетия этот институт приобрел особый размах. В начале XX в. значительное влияние на функционирование культуры в США и странах Западной Европы оказал патронаж со стороны финансовых корпо­раций Моргана, Маллона, Рокфеллера, Гугенхейма и др.

Мотивами такого патронажа было прежде всего со­здание благоприятного общественного имиджа, внедре­ние чувства гордости “своей компанией” и идеи “при-мерения капитала с искусством”. К тому же такого рода покровительство зачастую оказывалось выгодным помещением капитала, тем более что пожертвования на культуру не облагались налогами. Предпочтение обыч­но оказывалось изобразительному искусству, хотя клас­сическая музыка, балет, опера и театр также не были оставлены без внимания. Конторы сколько-нибудь пре­стижных корпораций и банков украсились полотнами культурного модерна и авангарда. Расшируются про­граммы приобретения произведений искусства по всему миру, создаются собственные коллекции. Прямо в штаб-квартирах корпораций проводятся выставки.

Не только в идеологической критике, но и в социо­логических работах указывается на опасности, которыми чреват патронаж: это и возможность стать объектом диктата, и ненадежность поддержки ввиду возможной деловой нестабильности. Тем не менее такая поддержка культурной деятельности несомненно смягчает для де­ятелей культуры жесткость рыночного регулирования. Вместе с тем высказывается и мнение, что, демонстрируя свою благосклонность к культуре (или религии), бизнес тем самым стремится завоевать симпатии в сферах и регионах, представляющих для него интерес. Кроме того, через такое “финансовое” приобщение к искусству гос­подствующий класс в некоторой степени адаптируется к высоким культурным ценностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: