Основные темы. Солидарность и антагонизм в комму -налистских связях. Коммунитарные связи в традиционных структурах и присущие им принципы социокультурной регуляции. Соотношение локальной солидарности и антагонизма “мы — они”, уравнительности и иерархичности. Статусное по-гребление и ранги престижа.
Государство в традиционной системе отношений. Концепция “азиатского способа производства” и “восточного деспотизма”.
Духовное производство в доиндустриальном обществе. Особенности восприятия мира в традиционном сознании. Синкретизм функций традиционных культур. Мифологизм как неразрывность нормативных, ценностных, познавательных и коммуникативных элементов. Культ предков, роль обряда, социальные функции магии и ведовства. Отношение к труду, богатству, времени и власти в первобытных обществах. Культ власти и правителя.
Мировые религии в социокультурной системе,
Типы мировых религий.
Духовный механизм мировых религий. Теистические и за-коннические варианты религиозной регуляции. Общие принципы и специфика разных религий. Принципы перестройки повседневных ценностных ориентации, преодоление непосредственного чувственного отношения к миру, выделение субъекта и объекта. Понятие “осевого времени” и поле напряженности между обыденным и трансцендентным.
|
|
Социологический смысл религиозного спасения. Виды спасения: моральное совершенствование, ритуализм, вера, выполнение долга, любовное благочестие, институциональное спасение. Секта как сепаратный путь спасения. Типы сектантства. Мистика. Типы мистицизма.
Религия и хозяйственная жизнь доиндустриального общества. Мирская и внемирская ориентации. Потребность в дифференциации различных сфер духовной жизни и их связь с религией. Разнообразие и единство цивилизации. Принципы выделения и содержание права, художественной культуры, политической культуры, науки и философии в классических цивилизациях. Средневековое знание, публичное и тайное знание.
Религия и социокультурная интеграция. Социальный механизм интеграции. Социальные функции церкви.
Светская духовность в классических цивилизациях Востока.
Духовное значение европейской Реформации. Секуляризация европейской культуры.
Этические принципы частной собственности и предпринимательства.
Социокультурный плюрализм и формирование гражданского общества. Историческое своеобразие западной цивилизации.
Солидарность и антагонизм в коммуналистских связях
Как мы видели в гл. III, в доиндустриальных структурах производство основано на преобладании живого труда над накопленным, естественных факторов над преобразованным трудом, социальной кооперации труда над материальными предпосылками. На этой стадии общество еще в сильной степени зависит от природы. И процесс труда, и сам образ жизни населения здесь во многом зависят от географических и климатических условий, от устоявшихся в прошлом социальных отношений. Поэтому в традиционном обществе тип социальности принципиально отличен от тех рыночных отношений, которые утверждаются при капитализме. Доиндустриаль-ная социальность основана на отношениях, которые принято в социологической литературе называть коммуно-кратическими. или коммуноалистскими Каковы же основные характеристики этого типа социальности и связанных с ним культурных регулятивных систем?
|
|
В коммуиалистских отношениях роль индивидуального начала ослаблена. Индивид так или иначе соотносит себя с коллективом разного типа и уровня —род, семья, племя, каста, сословие, секта, религиозная общность, клак,
этнос и т.д. В собственно капиталистических отношениях индивид освобожден от всех форм личной зависимости. Он связан с другими людьми лишь в процессе деятельности, создающей меновую стоимость и утверждающей товарно-денежные отношения, в которых место индивида фиксируется его достижениями в частной собственности, имеющей финансовое измерение. Коммунокра-тические связи обеспечивают не только жизнеобеспечение своих членов, но и их разностороннюю социализацию. Однако это производится на условии конформизма в поведении, образе жизни и мышлении. Попытки выйти за установленные рамки ограничиваются или наказываются.
Обратной стороной локальной солидарности является обособление членов данной группы, клана, семьи или общины от окружающих коллективов, которые воспринимаются как чужаки. Нередко различия между ними проводятся по второстепенным культурным признакам — диалектам, деталям быта, именам и т.д., представляющим в условиях экономической разделенности трудно преодолимое расхождение. Этническая и религиозная обособленность — следствие и условие такой солидарности.
И в настоящее время сфера распространения описанных выше солидаристских отношений весьма значительна. Они поддерживаются не только в рамках нетоварного хозяйства,в которое в ряде стран вовлечено до трех четвертей населения, прежде всего деревенского;
Они сохраняются и в мелкотоварном производстве, хотя связь с рынком приводит к их деформации. Эти отношения доминируют в деревне, но во многом влияют и на значительные группы городского населения, сказываются и на отношениях между городом и деревней.
Не подчиняется товарно-денежным факторам и значительная часть наемного труда, который часто связан с докапиталистическими отношениями и предназначен не для производства прибавочной стоимости, а для удовлетворения непроизводственных потребностей — различных для разных классов. Именно с такого рода наймом, в частности, связана громадная сфера услуг, поглощающая больше рабочих рук, чем материальное производство. На обращении товара в традиционных обществах сильнейшим образом сказываются формы распределения и нормы межличностных отношений, деформирующих трудовую и потребительную стоимость. Поэтому товар в его трудовой стоимости воспринимается как “непроницаемый” для общественного, “человеческого” интереса. Товар оценивается с точки зрения прежде всего удовлетворения конкретных потребностей или престижных соображений, рационально несоизмеримых с затратами. Так, если одежда служит для идентификации или для удовлетворения своего статуса, то на нее не скупятся. Для сдерживания той или иной потребности и сохранения статусной иерархии на пользование вещью налагаются кастовые запреты или религиозные ограничения.
|
|
Обмен продуктами в доиндустриальных социальных структурах нередко обставляется как обмен разного рода взаимными услугами, хотя бы и сугубо неравноценными. Продукт не столько продается, сколько перераспределяется, в том числе меняется на отношение — распределяется в форме подарка, пожалования, выкупа, приданого, привилегии, награды и т.д. Положение не меняется принципиально, если продукт замещается деньгами, которые еще не превратились в капитал.
Торговля в этих условиях привязана к выполнению не только собственно экономических, но и социально-культурных функций. Так, восточный базар как средоточие торговли служит также центром непосредственных личных контактов и взаимодействий, всеобщего сбора, на котором покупка представляется как услуга и сама стоимость товара резко колеблется в зависимости от чисто субъективных факторов. Здесь же происходит интенсивный обмен информацией и культурными ценностями. Недаром базар, где развертываются важные события человеческих судеб,— излюбленное место действия средневековых и современных новелл.
В социальном и хозяйственном планах доиндустри-альные общества отличаются разнородностью и взаимной изолированностью составляющих их ячеек и групп. Эта картина дополняется и высоким этническим, языковым, конфессиональным плюрализмом, хотя именно в
культурной сфере, как мы увидим, существуют и сильные интеграционные механизмы. Например, в Индии имеется около 200 крупных и 2 тысячи мелких кастовых групп, и это в дополнение к имеющемуся делению на 179 языков и 544 диалектных общности.
Таким образом, исходные факторы формирования традиционных структур заключаются не только в солидарности (в значительной степени, как мы видели, принудительной) внутри групп, но и в конфликтности, присущей отношениям между группами. Это положение иллюстрирует арабская поговорка: “Я против моего брата, я и мой брат против двоюродного брата, мы с братом и с двоюродным братом против чужаков”. Солидарность большей частью охватывает лишь “своих”, отстраняя чужих — другой клан, поселение, общину, касту, иноверцев и т.д. Но и среди “своих” существуют многочисленные градации “высших” и “низших”: старожилы и пришлые, мужчины и женщины, земельные и безземельные и т.д. Этнические, кастовые, религиозные и прочие барьеры отражают конкурентную борьбу за более выгодные условия обладания или пользования землей, доступ к про-< дукту. Менее привилегированными группами эта борьба ведется за право пользования колодцем, храмом, кредитом и т.д.
|
|
Социальная иерархия и система эксплуатации. Общинные, племенные, кастовые, этнические отношения выступают одновременно и как форма внутренней солидарности, и как составные части иерархической системы господства и подчинения. В системе социальной* иерархии индивид является либо членом господствующей группы, либо объектом господства и эксплуатации. Поэтому значительное, подчас преобладающее место в системе эксплуатации несут различные формы господства и подчинения — от прямого порабощения до установления иерархии социального престижа — или же личностного доминирования над более слабыми. Атрибутами такого престижа могут быть ранги власти, воинские должности, положение в иерархии религиозных, этнических, кастовых и племенных отношений и т.д. Эксплуатация в традиционном обществе функционирует в завуалированном виде. Она принимает облик си стемы “взаимных обязанностей”, в которой вождь, брахман, помещик, торговец, ростовщик, начальник проявляют “отеческую заботу” или оказывают нижестоящим “слабым” людям крайне необходимые или минимальные услуги(одалживают зерно, деньги, помогают в трудные минуты, молятся за них и т.д.). Эти услуги оплачиваются не только трудом и натурой,но и моральной признательностью, которая накрепко связывает человека со своим благодетелем. По существу, труженик оказывается в таком положении, что спастись от жизненных неурядиц, выйти за узкие рамки повседневного существования в более широкий мир он может только через посредство “сильного” человека, располагающего властью, влиянием, богатством.
Вместе с тем система межличностных отношений накладывает ограничения и на привилегированные классы в том смысле, что она не поощряет полного отчуждения объективных факторов производства (главным образом земли) от работника,допуская только бесконечное ухудшение условий их соединения. Угроза их нарушения постоянно питала сильную эгалитаристскую (уравнительную) тенденцию в культуре.
Государство в традиционной системе отношений
Сепаратность первичных групп становится прямой угрозой их существования, она порождает мелкие изнуряющие конфликты и ослабляет сопротивляемость небольших социальных образований вторжению извне. Эти группы остро нуждаются в социально-политическом единстве, которое бы регулировало их отношения между собой и с внешним миром. В таких структурах государство выступает как орган координации производственной деятельности и разделения труда в масштабах общества в целом.
На разных уровнях общественного сознания в доин-дустриальных обществах постоянно присутствует представление о государстве как защитнике и покровителе общества, гаранте его благосостояния и целостности. В
таком представлении отражается громадная потребность в государстве как воплощении единства первичных групп (племен, общин, деревень, кланов и т.д.) для более успешной борьбы с природой, противостояния внешним вторжениям, для урегулирования конфликтов и создания более масштабных форм разделения труда. Возникновение и развитие государства — процесс неоднозначный, полный противоречий. Сколь настоятельной ни была общественная потребность в государственном объединении, никакая действительная власть не могла оправдать связанных с ней ожиданий.
Именно выявление роли государства в социально-экономических отношениях в доиндустриальном обществе породило хорошо известную концепцию “азиатского способа производства” (АСП). Согласно ее наиболее принятой трактовке, во многих обществах древнего и средневекового Востока, а в несколько иных вариантах также в Африке и доколумбовой Америке государство выступало как верховный собственник и распорядитель земли, главного предмета труда, и населения как основной производительной силы. Организуя и регулируя производство, государство было вместе с тем и главным “коллективным эксплуататором” трудовой части общества. Социальным воплощением государства выступала бюрократия, прежде всего ее верхушка, совмещавшая функции управления обществом с его эксплуатацией. Изъятие продукта производилось на основе государственной монополии и высокой централизации и обставлялось как “защита всеобщих интересов”.
Полемика по поводу АСП и “восточного деспотизма” многое прояснила относительно социально-экономического и политического устройства добуржуазных обществ. Однако обычный недостаток этой полемики состоял в том, что в ней не учитывались в достаточной мере характер и роль духовных факторов. Как мы увидим, ч и факторы отражали социально-экономические аспекты действительности, но вместе с тем они дополняли АСП в ряде отношений и на более высоком уровне регуляции существенно трансформировали характер общества и целом. Духовное производство в доиндустриальном обществе
Как же сказываются рассмотренные черты социальности доиндустриальных обществ на содержании их духовного производства? Мы видели, что в добуржуазной среде человеческая деятельность и отношения не облекаются в товарную или юридическую оболочку. Сознание в добуржуазных структурах основывается на иных формах социальности, вытекающих из приоритета межличностных связей. Носителями социальных отношений здесь выступают не товар, правовая норма или ролевая функция, которые в индустриальном обществе соединяют отдельных индивидов во взаимодействующее целое. Основой поддержания общности и условием принадлежности индивида к определенной группе, за пределами которой его существование крайне ненадежно, становятся верования, язык, обычаи, нормы поведения, исторический опыт и т.д. Они приобретают для сознания особое значение, становятся ядром духовной жизни, высшей ценностью и критерием идентичности общества и личности.
Структура и ценности традиционной культуры. Устойчивая мифологизация. На характер сознания в докапиталистической среде определяющим образом влияют тесная связь материальных и духовных сторон повседневной деятельности, слитность индивидуального и коллективного начал,нерасчлененность человека и природы. Эти обстоятельства приводят к устойчивой мифологизации восприятия внешнего мира. Социальные и природные процессы такое сознание уподобляют тому, что происходит в человеке или человеческом обществе. Внешний мир, например, представляется подверженным прямому воздействию привычных социальных отношений. Считается, что раздоры между родичами могут привести к природным бедствиям. Власть же над природной средой зависит от морального усовершенствования и гармонии отношений в коллективе в целом. Мифологические представления переплетаются с магическим отношением к окружающему миру, предполагающим способность воздействия на предметы и людей через символические поступки или словесные заговоры.
Нравственные добродетели традиционного общества, которыми восхищаются многие мыслители (благородство, смелость, справедливость, честь, щедрость, гордость, уважение к другим людям и т.п.), оказываются условными, гак как являются этическими ценностями только в рамках “своего” коллектива. Когда дело касается “чужих”, они выворачиваются наизнанку, превращаясь, в случае необходимости, во взаимное недоверие, ненависть и вероломство. Антагонизм — обратная сторона такого соли-даризма, его необходимый коррелят, создающий психический механизм отстранения от “чужаков” и их принижения. “Классовый враг” или “национальный враг” не может иметь пощады.
Стыд и вина. Солидаристские принципы, на основе которых оформляются отношения в традиционных струк-гурах, требуют психического подчинения индивида разным вариантам целого и общего, что создает систему унификации не только поведения индивидов,но и самого их сознания, когда их помыслы целеустремленно подчинены интересам данного социального целого. С невысокой степенью развитости личностного начала на уровне массового сознания в этих культурах многие исследователи связывают преобладание в них моральной ориентации на чувство стыда, а не на чувство вины. Вина связана с озабоченностью индивида своей внутренней правотой. Стыд — с озабоченностью личности тем, как будут оценены его достоинства другими, что рождает стремление избежать огласки неудачи, слабости, зависимости и т.д. “Культура стыда” несет на себе отпечаток локальности, гак как ориентирует сознание индивида исключительно на его собственную общину: стыд существует только в отношениях со “своими”. Достоинство и бесчестие соотносятся с внешними фактами контроля, осуждением, наказанием, насмешкой или же одобрением, похвалой, поощрением и т.п.
К “культуре стыда” обычно причисляют азиатские и африканские культуры. Но как в рамках каждой “высокой” культуры, в них в той или иной степени утверждалась и вина — ориентация на ответственность индивида за свои поступки и свое состояние. Такое значение приобрел, например, принцип кармы в индуизме. Он оз начал признание человеком не только груза прежних перерождений, но и ответственности за содеянное в данном существовании. И все же вина уступала по своей значимости стыду как более очевидному и массовому типу воздействия на поведение индивида. Чувство стыда тщательно культивировалось в конфуцианстве.
Но и в более сложной социальной среде заметное место в практике идейно-политической борьбы занимает антитеза стыд — гордость. Однако в такой среде стереотипы стыда и гордости могут резко различаться в зависимости от идеологических установок и для их насаждения или подавления могут пускаться в ход разные средства вплоть до репрессии. Место прежних стереотипов занимают новые. “Белые” и “красные”, “коммунисты” и “буржуа”, “интернационалисты” и “патриоты” могут меняться местами.
Дело, конечно, "вовсе не в изначально высоком уровне агрессивности, как утверждают некоторые исследователи, сравнивающие это состояние с описанной английским философом Т.Гоббсом “войной всех против всех”. Антагонизм — лишь крайняя, ситуационно обусловленная реакция против “чужого” через укрепление внутренней сплоченности. Развитие отношений между коллективами, несомненно, расширяет рамки солидариз-ма и устраняет крайности антагонизма, но не снимает его до конца.
Эгалитаризм и иерархизм. Для традиционного общества характерен замедленный рост средств производства, что порождает представление об ограниченности жизненных благ, доступных обществу (стереотип “постоянного пирога”), и возможностей природы как источника благ. Поэтому важной заботой для общества является соблюдение привычной меры распределения имеющихся средств существования. Ее нарушение вызывает острые конфликты и приводит в движение сильные мотиваци-онные установки за “восстановление справедливости”.
Эгалитаризм питается в немалой степени настроениями низших слоев общества, которые существуют в основном за счет перераспределения. Эгалитаристские требования — способ защиты интересов низов, ограничения запросов господствующих классов и меры эксплуатации,
предотвращения чрезмерного престижного и паразитического потребления имущих слоев.
Однако сами по себе эти требования не содержат установки на переход к новому, более прогрессивному способу производства. Уравнительные отношения к совокупному продукту ставят барьер на пути использования накопленного труда с целью увеличения производства. В примитивных культурах и ситуациях накопленное достояние попросту уничтожается в дорогостоящих пиршествах (потлатч), войнах, набегах и погромах. Потребность в создании устойчивой системы разделения труда и дифференциации ролей диктует обращение к иерархическим принципам организации общества, регулирующим как производственную деятельность, так и образ жизни различных слоев населения. Такое разделение труда неизбежно совпадает с отношениями господства и подчинения.
Эгалитаризм в традиционных обществах сосуществовал в сложном переплетении с принципами иерархизма, четко фиксируемыми в сознании. Степень и характер иерархизма резко менялись в зависимости от уровня социальной дифференциации. Ранговые, кастовые, сословные разделения, оформляемые внешними признаками и нормами поведения, становились и в сознании воплощением внутренней ценности индивидов. Такая система вырабатывает не только повиновение,но и преклонение,раболепие, льстивость по отношению к вышестоящим и установки на доминирование и презрение по отношению к нижестоящим. Господство и подчинение воспринимаются как составные части солидаризма “своих”, в рамках которого “большой” человек (“хороший” монарх, помещик, вождь, чиновник) оказывает обязательное покровительство, а “маленький” человек отплачивает ему повиновением.
Соотношение между указанными амбивалентными ценностными ориентациями (солидаризм — антагонизм, ягалитаризм — иерархизм) обнаруживает сложную динамику в зависимости от конкретного состояния коллек-гива и общества в целом. Солидаризм в рамках различных групп и между ними может сменяться острыми смутами и открытыми столкновениями, чтобы утихнуть по исчерпании потенций конфликта. Жесткая система гос подства оживляет эгалитаристские тенденции, порождает активное движение протеста, которое вновь приводит к воссозданию иерархических структур.
В попытке избежать реального столкновения этих противоположных ориентации каждое общество вырабатывает механизм самоконтроля, предотвращающий разрушительные вспышки. Огромную нагрузку в этом плане несет религия. Однако эти вспышки могут быть ин-ституционализованы в рамках “ритуального бунта” народных мистерий и карнавалов,когда временно нарушаются все иерархические строгости, устанавливается все-дозволенность и разгул страстей.
Отношение к жизненным благам и трудовому процессу в такого рода структурах связано с солидаристско-иерархическими установками. Традиционное массовое сознание ориентировано прежде всего не на рост материальных предпосылок труда, а на удовлетворение непосредственных жизненных потребностей. Но эти потребности жестко определены положением данной группы или индивида в общей структуре отношений, т.е. потребление имеет ограниченный характер. Поэтому указанные выше ценности могут рассматриваться как базовые, которым подчинены присущие массовому сознанию потребительские ценности, воплощающиеся в идеалах богатства, здоровья, долголетия, многодетности, силы, мудрости и т.п. Все это должно придавать мощь коллективу или индивиду по сравнению с его соперниками или противниками.
В Китае популярные народные картинки и посуда украшались иероглифическими формулами, среди которых наиболее часто встречались такие: “Долгой жизни, богатства и знатного чина!”, “Тысячи амбаров да переполнятся рисом!”, “Десять тысяч лет счастья!”, “Единым клубком, в ладном духе!”. Для большей наглядности эти надписи часто заменялись или сопровождались картинками с устойчивой символикой, выражающей желанные атрибуты счастья*.
• См.: Алексеев А. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях.— М., 1966. (Эта установка срабатывает и в том, что традиционное сознание упорно сопротивляется идее ограничения рождаемости.)
Немалое значение придается также и качествам, связанным со способностью к продолжению рода и деторождению, т.е. с производством основного богатства традиционного общества — самого человека. Развитая на этом уровне эротическая народная символика (в изобразительной и словесной форме) тесно связана с общей установкой на максимализацию естественных способностей.
Вполне достоверное отражение ценностей массового сознания дает фольклор. Обычные методы фольклора — восхваление определенного персонажа, наделенного всеми благами, достоинствами и авторитетами, хотя бы и за счет других. В фольклоре отражается неравноценность и неравенство людей: своих и чужих, знатных и незнатных, богатых и бедных, сильных и слабых и т.д. Фольклор в общем снисходителен к проявлениям жестокости и несправедливости, если они становятся источником чьей-то удачи и силы. Вместе с тем важное место в фольклоре занимают социальная критика поведения высших слоев со стороны народных масс, низов, протест против порядка в патриархальной семье, жестокости кастовой системы, лицемерия духовенства, лихоимства чиновников и т.п.
Указанные ориентации определяют и отношение массового сознания к таким важнейшим факторам, как труд и богатство. В традиционных обществах имеет ценность конкретный труд, связанный с профессиональным мастерством и рассматриваемый как источник (хотя и не единственный) приобретения и потребления материальных благ. Труд ради накопления и сбережения с целью развития материальных факторов производства осуждается не только потому, что это ведет к росту эксплуатации, но и потому, что усиливает тенденцию к изъятию растущей части общего достояния и создает для такого рода имущих слоев новый источник социальной обеспеченности, недоступный другим. Излишние накопления должны прямо или косвенно перераспределяться между всеми членами коллектива: пиры, подарки, помощь в экстремальных случаях, религиозные пожертвования и т.п.
Скованность производительных сил и ограниченность отношений в традиционных структурах приводят к тому, что положение человека лишь в малой степени зависит от его трудолюбия, определяясь прежде всего “судьбой”:
величиной доставшегося земельного участка, размером семьи, кастовой и религиозной принадлежностью, “благосклонностью” природы и прочими факторами, над которыми человек почти не властен и которые составляют его карму. Но зато многое зависит от того, насколько отработаны хорошие отношения индивида с его группой или же лицом, от которого он зависит.
В традиционном обществе благосостояние индивида и коллектива в целом в немалой степени определяется межличностными отношениями, поддержание которых (праздники, ритуалы, совместное обсуждение дел и т.д.) с точки зрения собственно производства выглядит скорее как досуг, что зачастую служит предметом язвительной критики (или же, напротив, зависти) со стороны буржуазных исследователей. Значительная часть накапливаемого богатства уходит на поддержание этих отношений.
Такая система как раньше, так и теперь вовсе не закрывает путь к росту потребностей и потребления материальных ценностей. Напротив, потребление (индивидуальное и общественное) рассматривается как источник развития индивида и коллектива в целом. В светской культуре, а во многом и в религиозной, богатство считается фактором, способствующим упрочению солидарности, если оно расходуется на богоугодные цели, праздники, благотворительность, содержание и угощение родни, соплеменников и соседей, на поддержание многочисленной челяди и прихлебателей, раздачи по “симпатии сердца” и т.п.
Богатство в традиционных общественных структурах — предпосылка выхода за узкие пределы существования, определяемого низким уровнем производства, в более широкий круг потребления — источник престижа в этом мире и в мире ином. Основной традиционный канал расходования накопленного богатства — производительные затраты состоятельных кругов, ритуалы и религиозный культ, что санкционируется принятыми нормами и религией. То самое сознание, которое не одобряет излишних накоплений, легко принимает траты в долг на про
ведение престижных мероприятий (свадьбы, похороны и 1 ||), что приводит подчас к закабалению индивида или неги семьи на многие годы или даже на будущие поколения.
С одной стороны, существовали огромные богатства, породившие представления о восточной роскоши. С дру-| ой — широкие массы населения страдали от крайней ограниченности в потреблении. Это находило санкцию в обычаях или религиозных установках на удовлетворение имеющимся положением. Всякий продукт, превышающий принятый прожиточный минимум, мог подвергнуться изъятию. Да и для состоятельных элементов накопление оказывалось часто рискованным мероприятием, гак как легко становилось объектом притязаний со стороны правящих слоев. Так что бедность широких масс вытекает не только из недостаточного развития производства или щедрости природы, в силу этого якобы не располагающей к труду, но и из рутинности социальных связей, обеспечиваемых системой классового господства и подчинения.
Отношение к власти в традиционном массовом сознании. В общественной жизни постоянно присутствует сильнейшее стремление к “обобществлению” государства, требование легитимизации власти, которая должна отражать интересы общества в целом. Более основательное и непредвзятое изучение исторической реальности заставило отказаться от концепции “восточного деспотизма”, сыгравшей в свое время немалую роль в выяснении закономерностей формирования и функционирования социально-политических и духовных структур на Востоке. В соответствии с этой концепцией монарх обладал монополией на власть, а аппарат власти был полностью оторван от других групп общества. Вопреки этому взгляду, восточные, а затем и африканская социально-политические структуры предстали как гораздо более сложные, сотканные из противоречий, подверженные напряженной внутренней динамике. Власть была необходимым средством регуляции общих дел всего общества. Поэтому она часто изображалась в патерналистских, семейных символах, предполагающих ее покровительство всему народу, а не только услужение привилегированной элите и господствующей верхушке. Последняя нередко представлялась помехой в отношениях между народом и верховным правителем, что отражалось в движениях протеста против плохих советников и чиновников, “обманывающих” правителя. В крайних случаях возникали массовые восстания против монархии — за хорошего монарха.