Принципы проведения консилиума

При проведении консилиума важно соблюдать некоторые принципы. Целесообразно каждое заседание консилиума начинать с повторения этих принципов. Тем самым задаются общие правила обсуждения ситуации, и координатор получает возможность развернуть обсуждение, если оно перейдет в неконструктивное русло.

Принцип конфиденциальности. Координатор напоминает всем присутствующим о том, что происходящее на консилиуме не может быть темой обсуждения с коллективом класса или родителями учащихся.

Принцип анализа глубинных потребностей несовершеннолетнего. Предметом консилиума является поиск неудовлетворенной потребности несовершеннолетнего, являющейся причиной деструктивного поведения. Кроме того, ресурсной является идея поиска смысла для самого ребенка в деструктивном поведении. Чтобы выяснить это, координатор направляет обсуждение в конструктивное русло, используя следующие вопросы:

- когда, при каких условиях, в связи с чем, как часто, как проявляется неконструктивное поведение несовершеннолетнего?

- Как вы думаете, что именно учащийся демонстрирует, что он хочет сказать своим поведением, зачем он это делает?

- Что происходит в классе, в ваших отношениях с учеником, в его семье после факта деструктивного поведения? Кто и как реагирует на поведение учащегося?

- Что в результате получает учащийся, какая его потребность удовлетворяется в результате симптоматического (деструктивного) поведения?

- Какие позитивные стороны личности, черты характера, умения, способности, таланты есть у учащегося, на что можно опереться, выстраивая отношения с несовершеннолетним в коррекционной работе?

Принцип направленности в будущее используется во время второго круга консилиума, когда координатор пресекает возникающие время от времени попытки участников найти виновного в создавшейся ситуации и направляет обсуждение в конструктивное русло, задавая следующие вопросы участникам:

- Что можно сделать в создавшейся ситуации?

- Какую стратегию, тактику поведения нам избрать сейчас?

- Какие приемы, методы педагогической поддержки Вы лично считаете целесообразными, какие Вы лично сможете использовать на своих уроках, в общении с несовершеннолетним?

- Какая помощь может быть оказана несовершеннолетнему, членам его семьи другими учреждениями и организациями, призванными помогать детям и семьям и проводить с ними профилактическую работу?

Реальные предложения участников консилиума фиксируются в индивидуальном плане сопровождения. И здесь работает еще один важный принцип консилиума — принцип разделения ответственности. Он выражается в том, что все участники берут на себя обязательства за конкретные пункты совместного плана действий.

В качестве примера рассмотрим возможную ситуацию отклоняющегося поведения ребенка начальной школы.

Учащийся второго класса постоянно ссориться, дерется со своими одноклассниками, выкрикивает с места, во время уроков может вспылить, сбросить учебники с парты. Разбирая ситуацию на консилиуме, участники выстроили ряд разноуровневых гипотез. Координатор фиксирует результаты обсуждения в следующим образом.

Форма фиксации результатов обсуждения

Уровень проблемы Возможные причины Предложения
Социальные Учащийся является единственным ребенком в семье, где кроме него проживает пятеро взрослых. Он умеет общаться с позиции ребенка с взрослым, не умеет общаться со сверстниками в равных позициях. Учитель – организация общения учащегося с двумя одноклассниками – мальчиком и девочкой, отношения с которыми наиболее ровные и приятельские. Родители – организация общения ребенка с несколькими одноклассниками (2-3) и другими детьми дома.
Семейные Все взрослые в семье опекают ребенка, он является кумиром семьи. С одной стороны завышенные ожидания и ценностные ориентации родителей подталкивают ребенка проявлять активность и поддерживают в нем стремление к первенству, с другой стороны опека не привела к развитию его самостоятельности и умению организовывать свою учебную работу. Рекомендовать родителям посещение психолога для коррекции стиля воспитания.
Когнитивные и эмоциональные Ребенок является гиперактивным и ему сложно удерживать свое внимание на одном виде деятельности более 5 минут, не развитый контроль эмоциональной сферы приводит к срывам и всплескам эмоций. Хорошие способности позволяют ему быстро справляться с заданием, задание выполняется правильно но не аккуратно. Психолог – индивидуальные занятия с ребенком Администрация – сокращение учебной нагрузки учащегося до 4 уроков в день Учитель – предусмотреть возможности смены деятельности для учащегося на уроке, возможность двигательной разрядки при росте эмоциональной напряженности (попросить сходить за мелом, намочить тряпку, узнать, не пора ли спуститься в столовую).
Последствия психотравмирующих ситуаций нет  
Нарушение личностного развития нет  
Биологические нарушения Возможно развитие психосоматических заболеваний, участились простудные заболевания. Рекомендовать родителям обратиться к педиатру, получить рекомендации по закаливанию ребенка.

 

На основе данной формы разрабатывается индивидуальный план сопровождения учащегося. Индивидуальный план сопровождения представляет собой план коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий. Набор, количество, последовательность этих мероприятий будут для каждой семьи индивидуальными, в зависимости от нужд, потребностей и согласия семьи на участие в них.[4]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: