Краткая характеристика предприятия

Гомельское троллейбусное управление было основано в 1962 году. В 1993 году Гомельское троллейбусное управление переименовано в Гомельское предприятие «Горэлектротранспорт», а в 2000 году – в коммунальное унитарное предприятие «Горэлектротранспорт» в составе производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Гомельского горисполкома.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2005г. №28 «О внесении изменения и дополнения в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 октября 2001 г. №1529 и от 31 октября 2001 г. №1588» государственное регулирование и управление городским электрическим транспортом передано Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Функции оперативного управления предприятием, согласно решения собственника, остались за КПУП «Гомельское городское ЖКХ».

Форма собственности государственная, имущество находится в коммунальной собственности г. Гомеля, право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит Гомельскому городскому Совету депутатов в лице Гомельского городского исполнительного комитета. Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Схема структуры управления предприятием (Приложение 1) включает в себя структурные подразделения и должностные лица в их взаимосвязи и соподчинённости, распределения цехов, участков, отделов и служб по уровням управления.

Положения о подразделениях документально регламентирует основные задачи, функции и порядок взаимоотношений определённого подразделения с другими, обязанности, права и ответственность руководителя данного подразделения; должностные инструкции – обязанности, права и ответственность каждого исполнителя. Штатное расписание определяет квалификационно-должностной состав аппарата управления предприятия. Структура управления предприятием включает в себя 10 отделов, 2 депо, энергослужбу, службу контроля и диспетчерскую службу, автотранспортный и ремонтно-строительный цеха. Управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет директор предприятия. В прямом подчинении директора

предприятия находится: главный инженер, заместитель директора, заместитель директора по экономическим вопросам, главный бухгалтер, отдел юридической и кадровой работы.

Организация отделов, служб, бюро определяется с учётом нормативов численности для подразделений, и введением тех или иных должностей с учётом соответствующих норм управляемости и обслуживания.

Основным видом деятельности предприятия является внутригородская перевозка пассажиров троллейбусами. Плановое задание по объемам выполнения транспортной работы устанавливается городским исполнительным комитетом.

В настоящее время КУП “Горэлектротранспорт” состоит из двух депо общей вместимостью 225 машино-мест с технологическим оборудованием, энергослужбы, автотранспортного цеха с заправочной станцией, ремонтно-строительного цеха, административно-управленческого аппарата. Социальная сфера предприятия представлена двумя общежитиями и двумя столовыми третьей наценочной категории.

Стоимость проезда в городском транспорте устанавливается решением Гомельского областного исполнительного комитета. В связи с наличием фиксированных тарифов, различных видов льгот на проезд в городском транспорте из средств городского бюджета производится финансирование части затрат от эксплуатационной деятельности. Из средств областного бюджета предприятию выделяются средства на обновление и восстановление подвижного состава и контактно-кабельной сети.

По состоянию на 1.01.2007 года предприятие имеет на балансе 235 троллейбусов, из них 5 учебных и 230 пассажирских.

Протяженность контактной питающей сети в однопутном направлении (в два провода) составляет 135,6 км, общая мощность тяговых подстанций на конец квартала - 30000 кВт. Количество тяговых подстанций - 17 единиц, из которых 17 на телеуправлении. Протяженность питающей сети постоянного тока - 72,7 км.

На предприятии также имеется 48 единиц автотранспортной техники.

Обновление подвижного состава из-за недостатка финансовых средств производилось со значительным отставанием от норматива: 2,2-2,5% в год вместо необходимых 10%, в 2006 году, с учетом выделенных бюджетных субсидий обновление подвижного состава составило - 11,7 %.

Для более полной характеристики деятельности КУП «Горэлектротранспорт» представляем аналитическую табл. 2.1, в которой проведем анализ основных финансово-экономических показателей исследуемого предприятия за 2005-2006 гг.

Таблица 2.1

Основные показатели деятельности КУП «Горэлектротранспорт»

 за 2005-2006 гг.

Показатели Ед. измерения 2005 год 2006 год Оклонение (+,-) Темп роста,  %
1 2 3 4 5 6
1.Среднесписочная численность чел. 1351 1340 -11 99,2
2.Доходы – всего: млн. руб. 14235 17885 +3650 125,6
2.1.В том числе от перевозки пассажиров   -“-   13363   16340   +2977   122,3
2.2.Налоги, сборы, платежи из выручки от перевозки пассажиров   млн. руб.   521,0   490   -31   94,1
3.Дотация из бюджета на разницу в цене -«- 3917 5000 +941 123,2
4.Расходы – всего: -“- 19342 23508 +4166 121,5
4.1.в т.ч. расходы на перевозку пассажиров   млн. руб.   18517   22187   +3670   119,8
5.Убытки от перевозки пассажиров с учетом дотации из бюджета   млн. руб.   -1758   -1337     -421   76,1
6.Убыток отчетного года тыс. руб. -2361 -1886 -475 79,9
7.Рентабельность оказанных услуг   %   -12,2   -8,0   -4,2   65,6
8.Объем платных услуг - в действующих ценах - в сопоставимых условиях   млн. руб. млн. руб.   13528,2     16454,8 13758,9   +2926,6 230,7   121,6 101,7
8.1. в том числе бытовых услуг млн. руб. 30,1 29,9 27,9 -0,2 -2,2 99,3 92,7
9.Среднемесячная заработная плата руб. 451700 553240 +101540 122,4
10.Производительность труда одного работающего основной деятельности тыс. руб. 10263,5 12656,8 +2393,3 123,3
11.Коэффициент текущей ликвидности (норматив 1, 3) к-т 1,95 3,46 +1,51 х
12.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (норматив 0,2)     к-т     0,448     0,701     +0,253     х
13.Годовой объем производства в натуральном выражении 13.1. перевозка пассажиров   тыс. чел.     104288,4     103383,3     -905,1     99,0
13.2. в том числе платных -“- 91708,2 91358,6 -349,6 99,5
14.Общий пробег, тыс. км. тыс. км. 12561,1 11950,1 -611,1 95,1
15.Пассажирооборот тыс. пас. км. 375438,2 372180 -3258,2 99,1

 

Как видно из табл. 2.1, доходы от оказания услуг и выполнения работ по предприятию составили в 2006 году 17885 млн. руб. и возросли к 2005 году на 25,6 %.

Доходы от перевозки пассажиров за 2006 год составили 16340 млн. рублей, что на 22,3 % больше, чем в 2005 году.

Расходы на выполнение работ и оказание услуг составили в 2006 году 23508 млн. рублей, возросли на 21,5 % к в 2005 году, темпы роста расходов на перевозку пассажиров в 2006 году к 2005 году составили 119,8 %.

Опережающие темпы роста доходов как в целом по предприятию, так и от перевозки пассажиров по сравнению с расходами позволили предприятию снизить убытки от перевозки пассажиров на 421 млн. руб., или на 23,9 %, убытки отчетного периода на 475 млн. руб. или на 10,1 % 

Убытки от перевозки пассажиров за 2006 год с учетом дотации из бюджета составили 1337 млн. рублей, убытки отчетного периода – 1886 млн. руб.

Объем платных услуг за 2006 год составил 16454,8 млн. рублей, из них бытовые услуги составили - 29,9 млн. рублей. В действующих ценах платные услуги возросли к 2005 году на 21,6 %.

В сопоставимых условия объем платных услуг возрос в 2006 году к 2005 году на 1,7 %..

Среднесписочная численность работающих по предприятию в 2006 году составила 1430 человека, снижение к 2005 году 11 человек.

Темпы роста производительности труда одного работающего в 2006 году к 2005 году составили – 123,3 %. Среднемесячная заработная  плата за 2005 год составила 553,2 тыс. руб., темп роста к 2005 году – 122,4 %.

Темпы роста производительности труда опережают темпы роста заработной платы, что положительно характеризует деятельность предприятия.

   Как свидетельствуют данные табл. 2.1, в течение 2005-2006 гг. по КУП «Горэлектротранспорт» значительно возросли все показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность.

   Коэффициент текущей ликвидности на конец 2005 года составлял 1,95 на конец 2006 года составил 3,46, т.е. значительно превышен его нормативный уровень (1,3), возрос по отношению к нормативному значению и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Если в 2005 году он составлял 0,448, при нормативном – 0,2, то в 2006 году он составил - 0,701. Таким образом, в соответствии с «Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» [5] структура бухгалтерского баланса КУП «Горэлектротранспорт» может быть признана удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным

          Основным видом деятельности предприятия является перевозка пассажиров городским электрическим транспортом. Для осуществления указанной деятельности предприятием получена лицензия Министерства транспорта и коммуникаций № 02190 Серия 00075505 от 10.01.2004 года.

     Перевозка пассажиров производится по 21 городскому троллейбусному маршруту. В рабочие дни в час «пик» на линию выходит 180 троллейбусов, в субботние и воскресные - 123 троллейбуса. Ежедневно предприятие перевозит 275,8 тыс. пассажиров.

     Выработка стратегии маркетинга требует решения для предприятия главной задачи - оказание транспортных услуг и увеличение их доли в го-

родских пассажирских перевозках.

     Анализ данных табл. 2.2 показывает, какое положение занимает КУП «Горэлектротранспорт» на рынке городских транспортных услуг в г. Гомеле:

Таблица 2.2.

Доля предприятия на рынке транспортных услуг в г. Гомеле в 2006 году  

 

Показатели

КУП

ГЭТ

Автобусные перевозки

 

Всего

РДАУП АП-1 РДАУП АП-6 Итого
1 2 3 4 5 6
1.Списочное количество транспорта 230 610 159 220 450
2.Часы в наряде, тыс. час. 703,8 225,2 532,6 757,8 1461,3
% 48,2 15,4 36,4 51,9 100,0
3.Пробег, тыс. км. 11950,1 3685,6 8848,8 12534,4 24484,5
% 48,8 15,1 36,1 51,2 100,0
3.1.в том числе платный (пробег с пассажирами) 11950,1 3419,6 8246,5 11666,1 23616,2
% 50,6 14,5 34,9 49,4 100,0
4.Перевезено пассажиров, тыс. чел. 103383,3 31676,3 79229,3 110905,6 214288,9
% 48,2 14,8 37,0 51,8 100,0
5.Пассажирооборот тыс. пассажирокм. 372179,9 152639,8 327075,1 479714,9 851189,8
% 43,7 17,8 38,4 56,2 100,0

       

        Как видно из табл. 2.2. и рис. 2.1 КУП «Горэлектротранспорт» занимает доминирующее положение на рынке городских пассажирских перевозок. Для сохранения своего положения на рынке транспортных услуг предприятием:

   -в 2005 году был введен маршрут №3 «Кристалл - Солнечная», который позволил увеличить перевозку пассажиров на 1218,2 тыс. человек;

   -в июле 2006 года введен маршрут № 18 «Кристалл-Гидроавтоматика», позволяющий увеличить перевозку пассажиров на 406,1 тыс. чел.

   В 2007 году планируется открыть троллейбусное движение по ул. Мазурова – ул. Хатаевича, что позволит увеличить выпуск троллейбусов на 15 единиц и перевести дополнительно – 3290,9 тыс. чел.

   Увеличение перевозки пассажиров позволит увеличить удельный вес предприятия в городских пассажирских перевозках на 1,1 п.п.

  Анализируя приведенные данные, можно сказать, что в целом КУП «Горэлектротранспорт» работало в 2005-2006 годах достаточно стабильно, наращивало объемы выполняемых работ и оказываемых услуг.

Все производственные подразделения предприятия выполнили доведенные плановые задания по основным технико-экономическим показателям за 2005-2006 годы. В течение анализируемого периода в организации проводилась работа по созданию здоровых условий труда работающих, регулярно выплачивалась заработная плата.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: