Важным обобщающим показателем эффективности перевозок пассажиров являются затраты на рубль оказанных услуг по перевозке, так как они наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и результатом деятельности.
В табл. 2.6 дана оценка эффективности использования затрат, непосредственно задействованных в процессе перевозки пассажиров городским электрическим транспортом. Затраты на выполнение работ и услуг в разрезе экономических элементов - наиболее общий показатель, отражающий всю сумму текущих затрат предприятия
Оценка уровня затрат на 1 рубль выполненных работ и услуг произведена с использованием данных формы № 5 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) (Приложение 6,7).
Таблица 2.6
Уровень фактических затрат на 1 рубль выполненных работ по перевозке пассажиров по КУП «Горэлектротранспорт» за 2005-2006 гг.
Показатель | 2005 год | 2006 год | Откло-нение (+,-) | Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Затраты на перевозку пассажиров продукции, млн. руб. | 18517 | 22187 | +3670 | 119,8 |
2. Объем выручки от перевозки пассажиров в текущих ценах, млн. руб. | 12842 | 15850 | +3008 | 123,4 |
3.Затраты в расчете на 1 руб. объема выручки от перевозки пассажиров в текущих ценах (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей), руб. | 1,442 | 1,400 | -0,042 | 97,1 |
|
|
Как показывают данные таблицы 2.6 темп роста затрат на перевозку пассажиров по КУП «Горэлектротранспорт» в 2006 году составил 119,8 % к 2005 году. Темп роста объема выручки в текущих ценах за 2006 году к 2005 году составил 123,4 %.
В результате этого, в 2006 году по сравнению с 2005 годом в расчете на 1 рубль выручки от перевозки пассажиров затраты снизились на 2,9 %, что свидетельствует о повышении эффективности использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов КУП «Горэлектротранспорт».
Снижению затрат на перевозку пассажиров способствовали рациональное использование материальных ресурсов, в частности электроэнергии, запасных частей и комплектующих.
В табл. 2.7 проанализировано изменение затрат в расчете на рубль доходов от перевозки пассажиров по элементам затрат.
Данные табл. 2.7, позволят оценить не только эффективность использования затрат на производство продукции по предприятию, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность услуг.
Таблица 2.7
Затраты в расчете на 1 рубль доходов от перевозки пассажиров по
элементам затрат КУП «Горэлектротранспорт» за 2005-2006 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+,-)
| Темп роста, % | |
2005 | 2006 | |||
А | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Затраты в расчете на 1 руб. выручки от перевозки пассажиров (за вычетом НДС, акцизов и др. обязательных платежей), руб. | 1,442 | 1,400 | -0,042 | 97,1 |
в том числе: 1.1.материальные затраты 1.2.затраты на оплату труда 1.3.отчисление на социальные нужды 1.4.амортизация основных средств 1.5.прочие расходы | 0,471 0,497 0,193 0,189 0,092 | 0,468 0,517 0,193 0,158 0,064 | -0,003 + 0,02 - -0,031 -0,028 | 99,4 104,0 100,0 81,9 69,6 |
|
|
Данные табл. 2.7 показывают, что в расчете на 1 руб. доходов от перевозки пассажиров общая сумма затрат в 2006 году снизилась к 2005 году на 0,042 руб.
Снижение затрат на 1 руб. доходов от перевозки пассажиров произошло по всем статьям за исключением затрат на оплату труда.
Затраты на оплату труда возросли в 2006 году по сравнению с 2005 годом 0,02 руб. и составили 0,517 руб.
Материальные затраты в расчете на 1 руб. доходов от перевозки пассажиров снизились в 2006 году к 2005 году на 0,003 руб.
Снизились в анализируемом периоде и затраты на амортизацию на 0,031, а также прочие затраты на 0,028 руб.
Проведенный в табл. 2.7 анализ, свидетельствует о снижении уровня ресурсоемкости (материалоемкости) и незначительном увеличении в 2006 году по сравнению с 2005 годом трудоемкости продукции.
Так как основной удельный вес в затратах на производство продукции КУП «Горэлектротранспорт» занимают материальные и трудовые затраты, то они и оказывают наибольшее влияние на изменение себестоимости перевозок пассажиров.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА