Факторный анализ издержек производства

 

  Итоговым показателем использования  издержек производства является реализация продукции (работ, услуг) и конечный результат деятельности предприятия – прибыль или убыток.

Исходная информация для определения влияния издержек на изменение прибыли (убытков) от перевозки пассажиров КУП «Горэлектротранспорт» приведена в табл. 3.1.

Основные показатели по выручке от перевозки пассажиров (работ, услуг) взяты из формы № 5 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

Таблица 3.1

Исходная информация для факторного анализа убытков от перевозки пассажиров по КУП «Горэлектротранспорт» 2005-2006 гг.

Показатели   2005 год 2006 год
1 2 3
1. Выручка от перевозки пассажиров без НДС и других обязательных платежей из выручки, млн. руб. (Q)   12842   15850
2. Дотация из бюджета на возмещение убытков, млн. руб. 3917 5000
3. Выручка от перевозки пассажиров без НДС и других обязательных платежей из выручки и дотация на возмещение убытков, млн. руб.   16759   20850
4. Полная себестоимость перевозки пассажиров млн. руб. (С) 18517 22187
5.Убытки от перевозки пассажиров, млн. руб. (П) (стр.3-стр.4)   - 1758   -1337

 

Влияние изменения себестоимости перевозки пассажиров на убытки от реализации услуг определено по формулам, предложенным Э. А. Маркарьяном и Г.П. Герасименко в книге «Финансовый анализ» [11]:

а) Влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг) определено по формулам:

Пv = По х (К2 – 1),                                          (3.1)

 К2 = С1: СО,                                                  (3.2)

2006 год К2 = 22187: 18517 = 1,19820;         

           Пv = -1758 х (1,19820 – 1) = -348,6 млн. руб.

 

Вследствие увеличения объемов доходов перевозки пассажиров в 2006 году убытки возросли на 348,4 млн. руб. по сравнению с 2005 годом.

б) Влияние изменения структуры доходов от перевозки пассажиров определено по формулам:

                              Пс = По х (К3 – К2),                                     (3.3)

К3 = Q1: QО,                                                 (3.4)

2006 год К3 = 20850: 16759 = 1,2441;

             Пс = -1758 х (1,2441 – 1,19820) = -80,7 млн. руб.

 

В результате сдвигов в структуре перевозки пассажиров убытки в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 80,7 млн. руб.

 

в) Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль доходов от перевозки пассажиров на убытки от перевозки пассажиров определено по формуле:

 

ПР = Q1 x (C1: Q1 – CО: QО),                                  (3.5)

 

  2006 год Пр = 20850 х (22187: 20850 – 18517: 16759) = 850,3 млн. руб.

За счет снижения затрат на 1 рубль доходов от перевозки пассажиров в 2006 году по сравнению с 2005 годом убытки снизилась на 850,3 млн. руб.

Расчет влияния факторов на изменение убытков от перевозки пассажиров в 2005-2006 гг. обобщен в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Обобщение влияния факторов на убытки от перевозки пассажиров

по КУП «Горэлектротранспорт»

Факторы изменения убытков от перевозки Пассажиров Сумма снижения убытков, млн. руб.
1 2
1.Увеличение объема доходов от перевозки пассажиров -348,6
2.Изменение структуры  перевозок (виды проездной продукции) -80,7
3.Изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции (работ, услуг)   850,3
Совокупное влияние 421,0

 

Как видно из табл. 3.2, в 2006 году отрицательное влияние на сумму убытков от перевозки пассажиров по сравнению с 2005 годом оказали: увеличение объема доходов (-348,6 млн. руб.) и изменение структуры доходов от перевозки пассажиров (- 80,7 млн. руб.), положительное – снижение затрат на 1 руб. оказанных услуг по перевозке пассажиров (850,3 млн. руб.).

По результатам анализа себестоимости перевозки пассажиров можно сделать следующие выводы:

  КУП «Горэлектротранспорт» является материалоемким предприятием, достаточно большую часть в затратах на перевозку пассажиров составляют материальные ресурсы, и как показал анализ в анализируемом периоде при росте объемов доходов от перевозки пассажиров снизились материальные затраты на 1 руб. оказанных услуг.

  Отрицательное влияние на снижение затрат на 1 руб. оказанных услуг оказал рост затрат на оплату труда.

  Однако в целом снижение затрат оказало положительное влияние на результаты деятельности предприятия и привело к снижению убытков в 2006 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

  При планировании производственно-финансовой деятельности КУП «Горэлектротранспорт» необходимо и дальше уделить особое внимание снижению материальных и трудовых затрат, по причине их значительного удельного веса в себестоимости перевозки пассажиров.

  Пути снижения себестоимости перевозки пассажиров и расчеты их эффективности рассмотрим в следующем подразделе главы.

   3.2.Резервы снижения издержек производства

 

 

  Одним из направлений деятельности руководства предприятия является работа по снижению себестоимости перевозки пассажиров в городском электрическом транспорте.

  Снижение себестоимости – один из факторов экономии хозяйственных ресурсов, важнейший резерв снижения убытков и повышения эффективности пассажирских перевозок. В условиях развивающихся и углубляющихся рыночных отношений, когда каждое предприятие должно обеспечить расширение и совершенствование производства за счет собственных накоплений. Одной из главных задач работников экономических служб, руководителей и всех специалистов предприятий является изыскание и мобилизация внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости работ и услуг.

  На уровне предприятия себестоимость используется в качестве основного инструмента управления производством и обеспечения деятельности предприятия на принципах коммерческого расчета, что предполагает сопоставление расходов предприятия с его доходами, себестоимости продукции с прибылью, полученной от ее реализации.

  Решающее влияние на снижение себестоимости перевозок оказывают:

  -повышение производительности труда, которое вызывает относительное уменьшение потребного количества работников и фонда оплаты труда;

  -технический прогресс: новая техника позволяет снижать эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров;

  -улучшение имеющихся технических средств на основе совершенствования технологических процессов эксплуатационной работы;

  -экономия материалов, топлива, электрической энергии и так далее;

  -улучшение организационной структуры подразделений предприятия.

  Однако следует отметить, что проведению указанных мероприятий должны предшествовать детальные научно обоснованные технико-экономические расчеты.

Таким образом, себестоимость как показатель повышения эффективности используется при управлении в масштабах экономики всего государства, ее отдельных отраслей, предприятий и их структурных подразделений.

Рассмотрим один из путей снижения себестоимости перевозок пассажиров на КУП «Горэлектротранспорт» - уменьшение затрат на материалы и комплектующие. При этом предлагается выполнить следующие мероприятия:

-освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410 троллейбуса;

-освоить капитальный ремонт компрессора ЭК4В троллейбуса;

-освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса;

-освоить капитальный ремонт двигателя ДК-213 троллейбуса;

-наладить производство угольных вставок.

Ежегодная потребность предприятия в якорях двигателя ДК-408 составляет 30 штук. Производственные мощности предприятия позволяют выполнять капитальный ремонт компрессоров собственными силами. Стоимость нового якоря двигателя ДК-410 в настоящее время составляет 2138270 рублей. Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410 приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт

якоря двигателя ДК- 410

Наименование

Единица измерения

Количество

Стоимость, руб.

Единицы Общая
1 2 3 4 5
Материалы        
1.Припой ПОС 40 кг 17230 0,3 5169
2. Лента киперная м 53 50 2650

 

 

Продолжение табл.3.1

1 2 3 4 5
3.Провод обмоточный кг 21710 5,4 117234
4.Лак пропиточный МЛ-90 кг 5055 1,5 7582
5.Стекломиколента кг 58000 0,5 29000
6.Лакоткань м 6712 2 13424
7.Изофлекс кг 31022 1 31022
Итого материалы       206081
Материалы с НДС 18 %       243176
Электроэнергия кВт-ч 167,5 192 32160
Электроэнергия с НДС 18%       37949
Затраты на оплату труда       281125
Обмотчик 5-го разряда. чел-ч 24 1378 33072
Премия -30 % и прочие доплаты – 34,9 %       21464
Итого затраты на оплату труда       54536

 

Калькуляция капитального ремонта якоря двигателя ДК-410 приведена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Калькуляция на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410

Наименование Всего
1 2
1. Материалы 243176
2.Топливо 0
3.Электроэнергия 37949
4.Основная зарплата 54536
5.Амортизация 0
6.Дополнительная зарплата 5617
7.Отчисления на соцстрах 21054
8.Накладные расходы 0
9.Страхование от несчастного случая 2641
10.Транспортные расходы 22859
11.Итого 387832
12.Инновационный фонд 972
13.Итого себестоимость 388804
14.Плановые накопления 0
15.Оптовая цена (стоимость услуг) 388804
16.Единый платеж на формирование местных и республиканских фондов 12025
17.Отпускная цена 400830

    Таким образом, экономический эффект от выполнения капитального якоря двигателя ДК-410 троллейбуса для собственных нужд можно рассчитать по формуле:

Экомп = Снк – Срк,                                            (3.1)

 

где Снк – стоимость нового якоря двигателя ДК-410, руб.;

  Срк – стоимость реставрированного якоря двигателя ДК-410, руб.

 

Экомп = 2535380 – 400830 = 2134550 руб.

 

  Годовой экономический эффект Экомпг при капитальном ремонте якоря двигателя ДК-410 троллейбуса составит

 

Экомпг = Экомп*30,                                    (3.2)

Экомп = 2134550*30 = 64036500 руб.

 

  Для стабильной работы предприятия также необходимо освоить капитальный ремонт компрессора ЭК4В. Мощность цеха по капитальному ремонту позволяет производить капитальный ремонт 15 компрессоров в год. Стоимость нового компрессора ЭК 4В троллейбуса в настоящее время составляет 9676000 руб. Затраты на капитальный ремонт компрессора ЭК 4В троллейбуса приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт

компрессора ЭК 4В

  Наименование Ед. измерен. Цена за единицу Кол-во Сумма, В руб.
1 2 3 4 5
1.Гильза цилиндра и поршень литье (комплект) шт. 60302 1 60302
2.Кольцо поршневое компрессорное ЭК 4.03.012 и кольцо поршневое маслосъемное ЭК 4. 03. 13. (комплект)   шт.   13350   1   13350
3.Боббит Б83 кг. 23389 0,6 14033
4.Припой ПОС – 40 кг. 17230 0,3 5169
5.Едкий натр кг. 2460 0,01 25
6.Масло компрессорное к – 12 кг. 1569 4 6276
7.Соляная кислота кг. 326 0,04 13
8.Блок шестерен ЭК 4. 017.010., шестерня ЭК 4. 01.014.,шестерня ЭК 4.01.012. (комплект)   шт.   170648   1   170648
9.Палец поршневой ЭК 4. 03. 014. шт. 39376 2 78752

Продолжение табл.3.3

1 2 3 4 5
10.Клапан нагнетательный шт. 29176 2 58352
11Клапан всасывающий ЭК 4. 04. 002. шт. 29176 2 58352
12.Пластина клапанная ЭК 4. 04. 019. шт. 2412 4 9648
13.Пружина клапана ЭК 4. 04. 020. шт. 2564 4 10256
14.Втулка шатуна ЭК 4. 03. 019. шт. 2564 2 5128
15.Паронит кг. 5190 0,4 2076
16.Грунт кг. 3490 0,5 1745
17.Растворитель кг. 4195 0,2 839
18.Провод обмоточный Ф 1,06 кг. 21710 5,4 117234
19.Изофлекс Кг. 31022 1 31022
20.Стекломиколента кг. 58000 0,5 29000
21.Лента киперная м. 53 50 2650
22.Припой ПОС 40 кг. 17230 0,3 5169
23.Лакоткань м. 6712 2 13424
24.Лак МЛ 90 кг 5055 1,5 7582
Итого материалы       701045
Электроэнергия Квт/час. 167,5 256 42880
Материалы с НДС 18 %       827233
Электроэнергия с НДС 18 %       50598
Затраты на оплату труда        
1.Слесарь по ремонту электрооборудования руб. 1378 37 50986
2.Обмотчик 5 разряда руб. 1378 24 33072
3.Токарь 5 разряда руб. 1378 15 20670
4.Маляр 4-го разряда руб. 1876 1,5 1876
Итого:       106604
Премия и доплаты – 64,9 %       69186
Всего оплата труда       175790

 

Калькуляция капитального ремонта компрессора ЭК 4В приведена в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Калькуляция на капитальный компрессора ЭК 4В

Наименование Всего
1 2
1.Материалы 827233
2.Топливо 0
3.Электроэнергия 50598
1 2
4.Основная зарплата 175790
5.Амортизация 0
6.Дополнительная зарплата 18106
7.Отчисления на соцстрах 67864
8.Накладные расходы 0
9.Страхование от несчастного случая 8512
10.Транспортные расходы 77760

Продолжение табл. 3.4

1 2
11.Итого 1225863
12.Инновационный фонд 3072
13.Итого себестоимость 1228935
14.Плановые накопления 0
15.Оптовая цена (стоимость услуг) 1228935
16.Единый платеж на формирование местных и республиканских фондов 38008
17.Отпускная цена 1266940

 

    Экономический эффект от выполнения капитального ремонта компрессора ЭК 4В для собственных нужд составит:

 

Экомп = 9676000 – 1266940 = 8409060 руб.

 

    Годовой экономический эффект Экомпг при капитальном ремонте компрессора ЭК4В троллейбуса составит:

 

Экомп = 8409060*15 = 126135900 руб.

 

На предприятии также необходимо освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса и капитальный ремонт двигателя ДК-213. Мощность цеха по капитальному ремонту позволяет производить реставрацию 20 якорей в год и 10 двигателей ДК-213. Стоимость нового якоря двигателя ДК-213 троллейбуса в настоящее время составляет 10643600 руб., стоимость нового двигателя ДК-213 троллейбуса - 21740000 руб.

  Затраты на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса приведены в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт

якоря двигателя ДК-213 троллейбуса

Наименование

Единица измерения

Количество

Стоимость, руб.

Единицы Общая
1 2 3 4 5
Материалы        
1.Комплект секций шт. 1 420000 420000
2.Лента бандажная кг 1,5 16445 24667
3.Припой ПОС-40 кг 2 17230 34460
4.Лак пропиточный МЛ-90 кг 4,5 5055 22748
5.Стекломиколента кг 1,5 58000 87000

Продолжение табл.3.5

1 2 3 4 5
6.Эл. Картон кг 0,5 655 328
7.Изофлекс кг 2,5 31022 77555
8.Стеклолента м 75 73 5456
9.Стеклотекстолит кг 4 14700 58800
Итого материалы       731014
Материалы с НДС 18 %       862596
Электроэнергия кВт. час. 308 167,5 51590
Электроэнергия с НДС – 18 %       60876
Заработная плата  Слесарь-электрик 5-го разряда   чел. час. 126   1378     173628
Премия – 30 %, прочие доплаты – 34,9 %       112685
Итого основная заработная плата       286313

Калькуляция капитального ремонта якоря двигателя ДК-213 троллейбуса приведена в табл. 3.6.

Таблица 3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: