Итоговым показателем использования издержек производства является реализация продукции (работ, услуг) и конечный результат деятельности предприятия – прибыль или убыток.
Исходная информация для определения влияния издержек на изменение прибыли (убытков) от перевозки пассажиров КУП «Горэлектротранспорт» приведена в табл. 3.1.
Основные показатели по выручке от перевозки пассажиров (работ, услуг) взяты из формы № 5 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
Таблица 3.1
Исходная информация для факторного анализа убытков от перевозки пассажиров по КУП «Горэлектротранспорт» 2005-2006 гг.
Показатели | 2005 год | 2006 год |
1 | 2 | 3 |
1. Выручка от перевозки пассажиров без НДС и других обязательных платежей из выручки, млн. руб. (Q) | 12842 | 15850 |
2. Дотация из бюджета на возмещение убытков, млн. руб. | 3917 | 5000 |
3. Выручка от перевозки пассажиров без НДС и других обязательных платежей из выручки и дотация на возмещение убытков, млн. руб. | 16759 | 20850 |
4. Полная себестоимость перевозки пассажиров млн. руб. (С) | 18517 | 22187 |
5.Убытки от перевозки пассажиров, млн. руб. (П) (стр.3-стр.4) | - 1758 | -1337 |
|
|
Влияние изменения себестоимости перевозки пассажиров на убытки от реализации услуг определено по формулам, предложенным Э. А. Маркарьяном и Г.П. Герасименко в книге «Финансовый анализ» [11]:
а) Влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг) определено по формулам:
Пv = По х (К2 – 1), (3.1)
К2 = С1: СО, (3.2)
2006 год К2 = 22187: 18517 = 1,19820;
Пv = -1758 х (1,19820 – 1) = -348,6 млн. руб.
Вследствие увеличения объемов доходов перевозки пассажиров в 2006 году убытки возросли на 348,4 млн. руб. по сравнению с 2005 годом.
б) Влияние изменения структуры доходов от перевозки пассажиров определено по формулам:
Пс = По х (К3 – К2), (3.3)
К3 = Q1: QО, (3.4)
2006 год К3 = 20850: 16759 = 1,2441;
Пс = -1758 х (1,2441 – 1,19820) = -80,7 млн. руб.
В результате сдвигов в структуре перевозки пассажиров убытки в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли на 80,7 млн. руб.
в) Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль доходов от перевозки пассажиров на убытки от перевозки пассажиров определено по формуле:
ПР = Q1 x (C1: Q1 – CО: QО), (3.5)
2006 год Пр = 20850 х (22187: 20850 – 18517: 16759) = 850,3 млн. руб.
За счет снижения затрат на 1 рубль доходов от перевозки пассажиров в 2006 году по сравнению с 2005 годом убытки снизилась на 850,3 млн. руб.
|
|
Расчет влияния факторов на изменение убытков от перевозки пассажиров в 2005-2006 гг. обобщен в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Обобщение влияния факторов на убытки от перевозки пассажиров
по КУП «Горэлектротранспорт»
Факторы изменения убытков от перевозки Пассажиров | Сумма снижения убытков, млн. руб. |
1 | 2 |
1.Увеличение объема доходов от перевозки пассажиров | -348,6 |
2.Изменение структуры перевозок (виды проездной продукции) | -80,7 |
3.Изменение уровня затрат на 1 рубль реализованной продукции (работ, услуг) | 850,3 |
Совокупное влияние | 421,0 |
Как видно из табл. 3.2, в 2006 году отрицательное влияние на сумму убытков от перевозки пассажиров по сравнению с 2005 годом оказали: увеличение объема доходов (-348,6 млн. руб.) и изменение структуры доходов от перевозки пассажиров (- 80,7 млн. руб.), положительное – снижение затрат на 1 руб. оказанных услуг по перевозке пассажиров (850,3 млн. руб.).
По результатам анализа себестоимости перевозки пассажиров можно сделать следующие выводы:
КУП «Горэлектротранспорт» является материалоемким предприятием, достаточно большую часть в затратах на перевозку пассажиров составляют материальные ресурсы, и как показал анализ в анализируемом периоде при росте объемов доходов от перевозки пассажиров снизились материальные затраты на 1 руб. оказанных услуг.
Отрицательное влияние на снижение затрат на 1 руб. оказанных услуг оказал рост затрат на оплату труда.
Однако в целом снижение затрат оказало положительное влияние на результаты деятельности предприятия и привело к снижению убытков в 2006 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
При планировании производственно-финансовой деятельности КУП «Горэлектротранспорт» необходимо и дальше уделить особое внимание снижению материальных и трудовых затрат, по причине их значительного удельного веса в себестоимости перевозки пассажиров.
Пути снижения себестоимости перевозки пассажиров и расчеты их эффективности рассмотрим в следующем подразделе главы.
3.2.Резервы снижения издержек производства
Одним из направлений деятельности руководства предприятия является работа по снижению себестоимости перевозки пассажиров в городском электрическом транспорте.
Снижение себестоимости – один из факторов экономии хозяйственных ресурсов, важнейший резерв снижения убытков и повышения эффективности пассажирских перевозок. В условиях развивающихся и углубляющихся рыночных отношений, когда каждое предприятие должно обеспечить расширение и совершенствование производства за счет собственных накоплений. Одной из главных задач работников экономических служб, руководителей и всех специалистов предприятий является изыскание и мобилизация внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости работ и услуг.
На уровне предприятия себестоимость используется в качестве основного инструмента управления производством и обеспечения деятельности предприятия на принципах коммерческого расчета, что предполагает сопоставление расходов предприятия с его доходами, себестоимости продукции с прибылью, полученной от ее реализации.
Решающее влияние на снижение себестоимости перевозок оказывают:
-повышение производительности труда, которое вызывает относительное уменьшение потребного количества работников и фонда оплаты труда;
-технический прогресс: новая техника позволяет снижать эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров;
-улучшение имеющихся технических средств на основе совершенствования технологических процессов эксплуатационной работы;
-экономия материалов, топлива, электрической энергии и так далее;
-улучшение организационной структуры подразделений предприятия.
|
|
Однако следует отметить, что проведению указанных мероприятий должны предшествовать детальные научно обоснованные технико-экономические расчеты.
Таким образом, себестоимость как показатель повышения эффективности используется при управлении в масштабах экономики всего государства, ее отдельных отраслей, предприятий и их структурных подразделений.
Рассмотрим один из путей снижения себестоимости перевозок пассажиров на КУП «Горэлектротранспорт» - уменьшение затрат на материалы и комплектующие. При этом предлагается выполнить следующие мероприятия:
-освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410 троллейбуса;
-освоить капитальный ремонт компрессора ЭК4В троллейбуса;
-освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса;
-освоить капитальный ремонт двигателя ДК-213 троллейбуса;
-наладить производство угольных вставок.
Ежегодная потребность предприятия в якорях двигателя ДК-408 составляет 30 штук. Производственные мощности предприятия позволяют выполнять капитальный ремонт компрессоров собственными силами. Стоимость нового якоря двигателя ДК-410 в настоящее время составляет 2138270 рублей. Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410 приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт
якоря двигателя ДК- 410
Наименование | Единица измерения | Количество | Стоимость, руб. | |
Единицы | Общая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Материалы | ||||
1.Припой ПОС 40 | кг | 17230 | 0,3 | 5169 |
2. Лента киперная | м | 53 | 50 | 2650 |
Продолжение табл.3.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.Провод обмоточный | кг | 21710 | 5,4 | 117234 |
4.Лак пропиточный МЛ-90 | кг | 5055 | 1,5 | 7582 |
5.Стекломиколента | кг | 58000 | 0,5 | 29000 |
6.Лакоткань | м | 6712 | 2 | 13424 |
7.Изофлекс | кг | 31022 | 1 | 31022 |
Итого материалы | 206081 | |||
Материалы с НДС 18 % | 243176 | |||
Электроэнергия | кВт-ч | 167,5 | 192 | 32160 |
Электроэнергия с НДС 18% | 37949 | |||
Затраты на оплату труда | 281125 | |||
Обмотчик 5-го разряда. | чел-ч | 24 | 1378 | 33072 |
Премия -30 % и прочие доплаты – 34,9 % | 21464 | |||
Итого затраты на оплату труда | 54536 |
|
|
Калькуляция капитального ремонта якоря двигателя ДК-410 приведена в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Калькуляция на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-410
Наименование | Всего |
1 | 2 |
1. Материалы | 243176 |
2.Топливо | 0 |
3.Электроэнергия | 37949 |
4.Основная зарплата | 54536 |
5.Амортизация | 0 |
6.Дополнительная зарплата | 5617 |
7.Отчисления на соцстрах | 21054 |
8.Накладные расходы | 0 |
9.Страхование от несчастного случая | 2641 |
10.Транспортные расходы | 22859 |
11.Итого | 387832 |
12.Инновационный фонд | 972 |
13.Итого себестоимость | 388804 |
14.Плановые накопления | 0 |
15.Оптовая цена (стоимость услуг) | 388804 |
16.Единый платеж на формирование местных и республиканских фондов | 12025 |
17.Отпускная цена | 400830 |
Таким образом, экономический эффект от выполнения капитального якоря двигателя ДК-410 троллейбуса для собственных нужд можно рассчитать по формуле:
Экомп = Снк – Срк, (3.1)
где Снк – стоимость нового якоря двигателя ДК-410, руб.;
Срк – стоимость реставрированного якоря двигателя ДК-410, руб.
Экомп = 2535380 – 400830 = 2134550 руб.
Годовой экономический эффект Экомпг при капитальном ремонте якоря двигателя ДК-410 троллейбуса составит
Экомпг = Экомп*30, (3.2)
Экомп = 2134550*30 = 64036500 руб.
Для стабильной работы предприятия также необходимо освоить капитальный ремонт компрессора ЭК4В. Мощность цеха по капитальному ремонту позволяет производить капитальный ремонт 15 компрессоров в год. Стоимость нового компрессора ЭК 4В троллейбуса в настоящее время составляет 9676000 руб. Затраты на капитальный ремонт компрессора ЭК 4В троллейбуса приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт
компрессора ЭК 4В
Наименование | Ед. измерен. | Цена за единицу | Кол-во | Сумма, В руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Гильза цилиндра и поршень литье (комплект) | шт. | 60302 | 1 | 60302 |
2.Кольцо поршневое компрессорное ЭК 4.03.012 и кольцо поршневое маслосъемное ЭК 4. 03. 13. (комплект) | шт. | 13350 | 1 | 13350 |
3.Боббит Б83 | кг. | 23389 | 0,6 | 14033 |
4.Припой ПОС – 40 | кг. | 17230 | 0,3 | 5169 |
5.Едкий натр | кг. | 2460 | 0,01 | 25 |
6.Масло компрессорное к – 12 | кг. | 1569 | 4 | 6276 |
7.Соляная кислота | кг. | 326 | 0,04 | 13 |
8.Блок шестерен ЭК 4. 017.010., шестерня ЭК 4. 01.014.,шестерня ЭК 4.01.012. (комплект) | шт. | 170648 | 1 | 170648 |
9.Палец поршневой ЭК 4. 03. 014. | шт. | 39376 | 2 | 78752 |
Продолжение табл.3.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10.Клапан нагнетательный | шт. | 29176 | 2 | 58352 |
11Клапан всасывающий ЭК 4. 04. 002. | шт. | 29176 | 2 | 58352 |
12.Пластина клапанная ЭК 4. 04. 019. | шт. | 2412 | 4 | 9648 |
13.Пружина клапана ЭК 4. 04. 020. | шт. | 2564 | 4 | 10256 |
14.Втулка шатуна ЭК 4. 03. 019. | шт. | 2564 | 2 | 5128 |
15.Паронит | кг. | 5190 | 0,4 | 2076 |
16.Грунт | кг. | 3490 | 0,5 | 1745 |
17.Растворитель | кг. | 4195 | 0,2 | 839 |
18.Провод обмоточный Ф 1,06 | кг. | 21710 | 5,4 | 117234 |
19.Изофлекс | Кг. | 31022 | 1 | 31022 |
20.Стекломиколента | кг. | 58000 | 0,5 | 29000 |
21.Лента киперная | м. | 53 | 50 | 2650 |
22.Припой ПОС 40 | кг. | 17230 | 0,3 | 5169 |
23.Лакоткань | м. | 6712 | 2 | 13424 |
24.Лак МЛ 90 | кг | 5055 | 1,5 | 7582 |
Итого материалы | 701045 | |||
Электроэнергия | Квт/час. | 167,5 | 256 | 42880 |
Материалы с НДС 18 % | 827233 | |||
Электроэнергия с НДС 18 % | 50598 | |||
Затраты на оплату труда | ||||
1.Слесарь по ремонту электрооборудования | руб. | 1378 | 37 | 50986 |
2.Обмотчик 5 разряда | руб. | 1378 | 24 | 33072 |
3.Токарь 5 разряда | руб. | 1378 | 15 | 20670 |
4.Маляр 4-го разряда | руб. | 1876 | 1,5 | 1876 |
Итого: | 106604 | |||
Премия и доплаты – 64,9 % | 69186 | |||
Всего оплата труда | 175790 |
Калькуляция капитального ремонта компрессора ЭК 4В приведена в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Калькуляция на капитальный компрессора ЭК 4В
Наименование | Всего |
1 | 2 |
1.Материалы | 827233 |
2.Топливо | 0 |
3.Электроэнергия | 50598 |
1 | 2 |
4.Основная зарплата | 175790 |
5.Амортизация | 0 |
6.Дополнительная зарплата | 18106 |
7.Отчисления на соцстрах | 67864 |
8.Накладные расходы | 0 |
9.Страхование от несчастного случая | 8512 |
10.Транспортные расходы | 77760 |
Продолжение табл. 3.4
1 | 2 |
11.Итого | 1225863 |
12.Инновационный фонд | 3072 |
13.Итого себестоимость | 1228935 |
14.Плановые накопления | 0 |
15.Оптовая цена (стоимость услуг) | 1228935 |
16.Единый платеж на формирование местных и республиканских фондов | 38008 |
17.Отпускная цена | 1266940 |
Экономический эффект от выполнения капитального ремонта компрессора ЭК 4В для собственных нужд составит:
Экомп = 9676000 – 1266940 = 8409060 руб.
Годовой экономический эффект Экомпг при капитальном ремонте компрессора ЭК4В троллейбуса составит:
Экомп = 8409060*15 = 126135900 руб.
На предприятии также необходимо освоить капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса и капитальный ремонт двигателя ДК-213. Мощность цеха по капитальному ремонту позволяет производить реставрацию 20 якорей в год и 10 двигателей ДК-213. Стоимость нового якоря двигателя ДК-213 троллейбуса в настоящее время составляет 10643600 руб., стоимость нового двигателя ДК-213 троллейбуса - 21740000 руб.
Затраты на капитальный ремонт якоря двигателя ДК-213 троллейбуса приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Исходные данные для расчета калькуляции на капитальный ремонт
якоря двигателя ДК-213 троллейбуса
Наименование | Единица измерения | Количество | Стоимость, руб. | |
Единицы | Общая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Материалы | ||||
1.Комплект секций | шт. | 1 | 420000 | 420000 |
2.Лента бандажная | кг | 1,5 | 16445 | 24667 |
3.Припой ПОС-40 | кг | 2 | 17230 | 34460 |
4.Лак пропиточный МЛ-90 | кг | 4,5 | 5055 | 22748 |
5.Стекломиколента | кг | 1,5 | 58000 | 87000 |
Продолжение табл.3.5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6.Эл. Картон | кг | 0,5 | 655 | 328 |
7.Изофлекс | кг | 2,5 | 31022 | 77555 |
8.Стеклолента | м | 75 | 73 | 5456 |
9.Стеклотекстолит | кг | 4 | 14700 | 58800 |
Итого материалы | 731014 | |||
Материалы с НДС 18 % | 862596 | |||
Электроэнергия | кВт. час. | 308 | 167,5 | 51590 |
Электроэнергия с НДС – 18 % | 60876 | |||
Заработная плата Слесарь-электрик 5-го разряда | чел. час. | 126 | 1378 | 173628 |
Премия – 30 %, прочие доплаты – 34,9 % | 112685 | |||
Итого основная заработная плата | 286313 |
Калькуляция капитального ремонта якоря двигателя ДК-213 троллейбуса приведена в табл. 3.6.
Таблица 3.6