Наименование | Всего, руб. |
1.Материалы | 310 |
2.Топливо | 0 |
3.Электроэнергия | 12 |
4.Основная зарплата | 23 |
5.Дополнительная зарплата | 2 |
6.Амортизация | 9 |
7.Отчисления на соцстрах | 9 |
8.Накладные расходы | 9 |
9.Транспортные расходы | 29 |
10.Итого | 403 |
11.Инновационный фонд | 1 |
12.Итого себестоимость | 404 |
13.Плановые накопления | 0 |
14.Оптовая цена (стоимость услуг) | 404 |
15.Единый платеж на формирование местных и республиканских фондов | 12 |
16.Отпускная цена | 416 |
Экономический эффект от изготовления одной угольной вставки собственными силами составит
Эу.в. = Су.в.п – Су.в.и, (3.3)
где Су.в.п – стоимость приобретенной угольной вставки, руб.;
Су.в.и – стоимость угольной вставки, изготовленной собственными силами, руб.
Эу.в. = 546- 416 = 130 руб.
Годовой экономический эффект Эу.вг при освоении производства угольных вставок с учетом их потребности и стоимости технологического оборудования составит
Эу.вг = (Эу.в. *150000) – Сп, (3.4)
Эу.вг. = (130*220000)-8694684 = 19905316 руб.
Годовой экономический эффект от внедрения предложенных мероприятий по снижению затрат на материалы и комплектующие составит:
Эмерг. = Экомпг + Эред г + Эу.вг, (3.5)
Эмерг. = 64036500+ 126135900 + 183007600+196932400 +196932400 +19905316 = 590017716руб.
При осуществлении предложенных мероприятий годовые расходы на перевозку пассажиров городским электротранспортом снизятся на 2,7 % (590,0 млн. руб.: 22187 млн. руб.).
Основными потребителями электрической энергии по КУП «Горэлектротранспорт» являются троллейбусы. Питание троллейбусов осуществляется посредством контактно-кабельной сети, постоянным током напряжением 600 вольт. Электроснабжение контактно-кабельной сети осуществляется от линейных тяговых подстанций, рассредоточенных по маршрутам движения троллейбусов. Общее количество линейных тяговых подстанций на предприятии 17 штук. Питание линейных тяговых подстанций осуществляется от распределительного устройства 10 кВ по трем кабельным линиям. На линейных тяговых подстанциях установлено по три тяговых трансформатора типа ТМПУ 1320/10 и два трансформатора для собственных нужд типа ТСН 25/10. Все подстанции снабжены двумя счетчиками активной и двумя реактивной энергии.
Характеристика электроприемников по типам троллейбусов приведена в табл. 3.11.
Таблица 3.11
Характеристика электроприемников по типам троллейбусов
№ п/п | Электроприемник троллейбуса | Марка | Мощность, кВт | Количество | Общая мощность, кВт |
Троллейбус марки ЗИУ-682 | |||||
1. | Тяговый электродвигатель | ДК-213 | 115 | 1 | 115 |
2. | Электродвигатель вентилятора | ДК-661Б | 3 | 1 | 3 |
3. | Электродвигатель компрессора | ДК-408В | 3,5 | 1 | 3,5 |
4. | Гидроусилитель руля | Г-732А | 1,2 | 1 | 1,2 |
5. | Серводвигатель | ПЛ-072Д | 0,15 | 1 | 0,15 |
6. | Вентилятор обдува печи | МЭ-233 | 0,025 | 1 | 0,025 |
7. | Стеклоочистители | МЭ-221Б | 0,015 | 2 | 0,03 |
8. | Привод дверей | Г-108А | 0,2 | 3 | 0,6 |
9. | Отопительные тэны | НВС | 3,6 | 2 | 7,2 |
10. | Итого | 130,705 | |||
Троллейбус марки АКСМ-101 | |||||
1. | Тяговый электродвигатель | ДК-213 | 115 | 1 | 115 |
2. | Электродвигатель вентилятора | ДК-661Б | 3 | 1 | 3 |
3. | Электродвигатель компрессора | ДК-408В | 3,5 | 1 | 3,5 |
4. | Гидроусилитель руля | Г-732А | 1,2 | 1 | 1,2 |
5. | Серводвигатель | ПЛ-072Д | 0,15 | 1 | 0,15 |
6. | Вентилятор обдува печи | МЭ-233 | 0,025 | 1 | 0,025 |
7. | Стеклоочистители | МЭ-221Б | 0,015 | 2 | 0,03 |
8. | Отопительные тэны | НВС | 3,6 | 2 | 7,2 |
9. | Итого | 130,105 | |||
Троллейбус марки АКСМ-201 | |||||
1. | Тяговый электродвигатель | ДК-213А | 110 | 1 | 110 |
2. | Электродвигатель компрессора | ДК-408В | 3,5 | 1 | 3,5 |
3. | Гидроусилитель руля | Г-732А | 1,2 | 1 | 1,2 |
4. | Серводвигатель | ПЛ-072Д | 0,15 | 1 | 0,15 |
5. | Вентилятор обдува печи | МЭ-233 | 0,025 | 1 | 0,025 |
6. | Стеклоочистители | МЭ-221Б | 0,015 | 2 | 0,03 |
7. | Отопительные тэны | НВС | 3,6 | 2 | 7,2 |
8. | Итого | 122,105 |
Зная загрузку оборудования (коэффициент использования электроприемников троллейбуса) и установленную мощность оборудования основных технологических процессов, необходимых для движения троллейбусов, можно определить годовой расход электроэнергии троллейбусами на пассажирское движение.
Wг=Ру*Ки*Мч*N, (3.6)
где Ру – суммарная установленная мощность электроприемников, кВт;
Ки – коэффициент использования электроприемников троллейбуса;
Мч – машино-часы в движении троллейбуса, час/сут.;
N – годовой фонд рабочего времени, сут.
Определим загрузку оборудования троллейбусов при пассажирском движении. Для этого воспользуемся показателями работы предприятия за декабрь 2006 года.
Потребление электроэнергии за указанный период на пассажирское движение составило W=2634207,3 кВт.час. Машино-часы в движении составили Мч=65255 часов, при плановом выпуске троллейбусов Пв=5580 единиц в месяц. Фактическое количество троллейбусов, работающих на линии одновременно меняется, поэтому определим среднее время работы троллейбуса в сутки:
t = Мч / Пв, (3.7)
t = 65255/5580 = 11,69 час./сут.
Средний часовой расход электроэнергии за время работы троллейбусов составил:
Wi = W/t (3.8)
Wi =2634207,3 / 31 / 11,69 = 7268,98 кВт.час.
В указанный период времени на линии работало 5580 троллейбусов. План выхода троллейбусов на линию за декабрь 2006 года приведен в табл. 3.12.
Таблица 3.12
План выхода троллейбусов на линию за декабрь 2006 года
Марка троллейбуса | Установленная мощность Ру, кВт | Количество, шт | Суммарная установленная мощность, Ру сум., кВт |
ЗИУ-682 | 130,705 | 2076 | 271343,58 |
АКСМ-101 | 130,105 | 1925 | 250452,13 |
АКСМ-201 | 122,105 | 499 | 60930,4 |
АКСМ-20101 | 127,105 | 876 | 111343,98 |
АКСМ-213 | 132,150 | 28 | 3700,2 |
АКСМ -201 А7 | 122,105 | 176 | 21490,48 |
Итого | 763,675 | 5580 | 719260,76 |
Средний коэффициент использования электроприемников троллейбуса определяется по формуле:
Ки = Wi/Ру сум. (3.9)
Ки = 7268,98 / (719260,76/31) =0,3133
Определим годовой расход электроэнергии на пассажирское движение троллейбуса марки ЗИУ-682 и АКСМ-101, подставив значения в формулу (3.8)
Wг(ЗиУ-682) = 130,705*0,3133*11,69*365 = 174726,98 кВт. час.
Годовой расход электроэнергии на пассажирское движение троллейбуса марки АКСМ-201 составит:
Wг(АКСМ-201) = 122,105*0,3133*11,69*365 = 163230,5 кВт. час.
В декабре 2006 года и январе 2007 года предприятием приобретено за счет средств транспортного сбора 2006 года 10 энергосберегающих троллейбусов марки АКСМ-32102. На 2007 год областным бюджетом запланировано выделить предприятию денежные средства для приобретения еще 20 новых троллейбусов данной модели.
Данная модель троллейбуса по данным завода-изготовителя позволяет за счет использования тиристорно-импульсной системы управления тяговым двигателем постоянного тока снизить потребление электроэнергии до 30 % по сравнению с троллейбусами модели ЗИУ-682, АКСМ-101 использующими контактно-резисторную систему управления.
Учитывая, что на троллейбусах модели АКСМ-321-02 установлены счетчики учета электрической энергии, было проведено экспериментальное исследование реального расхода электроэнергии на эксплуатацию данной модели троллейбуса на пассажирских линиях г. Гомеля в период с 1 по 28 февраля и с 1 по 30 апреля 2007 года. Данные исследования приведены в приложении 9.
Для сопоставимости данных по расходу электроэнергии на троллейбусах
моделей АКСМ-321-02 и ЗИУ-682 произведем расчет годового расхода электроэнергии троллейбусом АКСМ-321-02 при среднем времени работы в сутки t = 11,69 часа (рассчитанного по формуле 3.7), средней установившейся эксплуатационной скорости троллейбусов на линии за 2006 год Vэк = 17,2 км/час, удельном расходе электроэнергии Куд = 1,84 (Приложение 9).
Wг(АКСМ-321-02) = Vэк* t * Куд*365 (3.10)
Wг(АКСМ-321-02) = 17,2*11,69*1,84*365 = 134977 кВт.час.
Расход электроэнергии на эксплуатацию троллейбуса АКСМ-321-02 приведем в табл. 3.13
Таблица 3.13
Расход электроэнергии для троллейбуса модели АКСМ-32102
Марка Троллейбуса | Средний суточный пробег троллейбуса, км | Расход электро- энергии в сутки, кВт. час. | Суммарный годовой расход кВт. час. |
1 | 2 | 3 | 4 |
АКСМ-32102 | 201 | 369,8 | 134977 |
При замене в 2007 году троллейбусов модели ЗИУ-682 на энергосберегающие троллейбусы модели АКСМ–321-02 экономия электроэнергии составит:
174726,98 – 134977 = 39749,98 кВт. час.
Проведенные экспериментальные исследования расхода электроэнергии на троллейбусах модели АКСМ-321-02 в период с 1 по 28 февраля и с 1 по 30 апреля 2007 года показали, что реальная экономия электроэнергии на тягу троллейбуса данной модели составила 22,7 %.
Годовая экономия электрической энергии составит:
ΔWг = Ээл*30, (3.11)
ΔWг = 39749,98 * 30 = 1192499,4 кВт. час.
По состоянию на 1 января 2007 года стоимость 1 кВт. часа электроэнергии составляла Сэл = 195,9 рублей.
Годовой экономический эффект от использования энергосберегающих троллейбусов составит:
Эг = ΔWг * Сэл, (3.12)
Эг = 1192499,4 *195,9 = 233610632 рубля.
При этом затраты на электроэнергию на пассажирское движение в структуре себестоимости снизятся на 1,1 %. (233,6 / 22187*100)
Годовой экономический эффект Э в результате выполнения предложенных организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости перевозки пассажиров составит:
Э = Эмерг. + Эг, (3.13)
где Эмерг. – годовой экономический эффект от мероприятий по снижению за трат на материалы и комплектующие, рублей;
Эг – годовой экономический эффект от использования энергосберегающего подвижного состава, рублей.
Э = 590017716 + 233610632= 823628348 рублей.
Планируемый процент снижения себестоимости ΔС в результате внедрения предложенных мероприятий составит:
ΔС = Э/С*100%, (3.14)
где С – фактическая себестоимость перевозки пассажиров в 2006 году, руб.
ΔС = 823,6 / 22187 *100 = 3,7 %.
Вывод: выполнение запланированных организационно-технических мероприятий позволит снизить себестоимость перевозки пассажиров и улучшить финансовое положение предприятия «Горэлектротранспорт».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: Издержки предприятия и проблемы их снижения» выполненная на материалах КУП «Горэлектротранспорт» г. Гомеля является актуальной, потому что снижение себестоимости перевозок является одним из факторов, характеризующих эффективность деятельности предприятия.
В первой главе работы определена экономическая сущность себестоимости как экономической категории, и ее роль в формировании конечного результата деятельности.
В работе дано определение цеховой, производственной и полной себестоимости, рассмотрены функции, выполняемые себестоимостью.
В теоретической части дипломной работе рассмотрена структура себестоимости продукции предприятия. Включение затрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, т.е. себестоимость продукции (работ, услуг) является основным фактором формирования прибыли.
В курсовой работе рассмотрены резервы снижения себестоимости продукции. Резервы реализуются за счет многочисленных факторов, к которым относятся внутрипроизводственные факторы: технические; организационные; структурные (изменение структуры и объема производства) и внепроизводственные факторы.
Также в теоретической главе работы предложена методика анализа себестоимости продукции предприятия.
Во второй главе работы дана характеристика КУП «Горэлектротранспорт».
Анализ хозяйственной деятельности предприятия показал, что опережающие темпы роста доходов по сравнению с расходами позволили предприятию снизить убытки от перевозки пассажиров на 421 млн. руб., или на 23,9 %, убытки отчетного периода на 475 млн. руб. или на 10,1 %
Убытки от перевозки пассажиров за 2006 год с учетом дотации из бюджета составили 1337 млн. рублей, убытки отчетного периода – 1886 млн. руб.
Темпы роста производительности труда одного работающего в 2006 году к 2005 году составили – 123,3 %. Среднемесячная заработная плата за 2005 год составила 553,2 тыс. руб., темп роста к 2005 году – 122,4 %.
Положительно характеризуют хозяйственную деятельность предприятия опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.
В течение 2005-2006 гг. по КУП «Горэлектротранспорт» значительно возросли все показатели, характеризующие финансовую устойчивость и платежеспособность. Значительно превышен нормативный уровень коэффициента текущей ликвидности на конец 2006 года, составил – 3,46 при нормативе –1,3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил 0,701, при нормативе – 0,2. В соответствии с «Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» структура бухгалтерского баланса КУП «Горэлектротранспорт» может быть признана удовлетворительной, а предприятие – платежеспособным
Основным видом деятельности предприятия является перевозка пассажиров городским электрическим транспортом. В настоящее время перевозка пассажиров осуществляется на 21 городском троллейбусном маршруте. Ежедневно предприятие перевозит до 280 тыс. пассажиров.
Главная задача предприятия дальнейшее оказание транспортных услуг и увеличение их доли в городских пассажирских перевозках.
Проведенный анализ себестоимости перевозки пассажиров во второй главе работы показал, что наибольший удельный вес в структуре затрат на перевозку пассажиров занимают материальные затраты и расходы на оплату труда.
Материальные затраты в 2005 году составили 6050 млн. руб., удельный вес в затратах на производство продукции 32,7 %, в 2006 году - 7422 млн. руб., удельный вес в затратах – 33,5 %. Однако при значительном увеличении их в стоимостном выражении в 2006 году по сравнению с 2005 годом (+1372 млн. руб.), в удельном весе они в общих затратах снизились на 0,8 %.
Рост затрат на оплату труда связан с увеличения тарифной ставки первого разряда на 18,7 % в 2006 году.
Так как наибольший удельный вес в структуре затрат на перевозку пассажиров занимают материальные затраты в работе рассмотрена структура фактических материальных затрат КУП «Горэлектротранспорт».
Наибольший удельный вес в материальных затратах в 2005 году составляли затраты на электрическую энергию – 54,3 %, в 2006 году затраты на электроэнергию в удельном весе снизились на 4,9 %.
Также во второй главе работы проанализированы затраты на рубль доходов от перевозки пассажиров.
Анализ позволяет сделать вывод, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом в расчете на 1 рубль выручки от перевозки пассажиров затраты снизились на 2,9 %, что свидетельствует о повышении эффективности использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов КУП «Горэлектротранспорт».
Снижению затрат на перевозку пассажиров способствовали рациональное использование материальных ресурсов, в частности электроэнергии, запасных частей и комплектующих.
Проведенный в третьей главе работы факторный анализ влияния изменения себестоимости на убытки от реализации услуг показал, что в анализируемом периоде снижение убытков произошло за счет снижения затрат на 1 руб. оказанных услуг, рост объемов доходов от перевозки пассажиров и изменение структуры перевозок привели к росту убытков.
Снижение затрат оказало положительное влияние на результаты деятельности предприятия и привело к снижению убытков в 2006 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
При планировании производственно-финансовой деятельности КУП «Горэлектротранспорт» необходимо и дальше уделить особое внимание снижению материальных и трудовых затрат, по причине их значительного удельного веса в себестоимости перевозки пассажиров.
Также в третьей главе работы выявлены резервы снижения себестоимости перевозок пассажиров на КУП «Горэлектротранспорт» за счет уменьшения затрат на материалы и комплектующие и экономии электрической энергии.
За счет выполнения в 2007 году запланированных мероприятий по освоению капитальных ремонтов якоря двигателя ДК-410 троллейбуса, капитальных ремонтов компрессора, якоря двигателя ДК-213, двигателя ДК-213 троллейбуса и производства угольных вставок годовой экономический эффект составит 590,0 млн. руб.
На 2007 год областным бюджетом запланировано выделить предприятию денежные средства для приобретения еще 20 новых троллейбусов данной модели.
Данная модель троллейбуса по данным завода-изготовителя позволяет за счет использования тиристорно-импульсной системы управления тяговым двигателем постоянного тока снизить потребление электроэнергии до 30 % по сравнению с троллейбусами модели ЗИУ-682, АКСМ-101 использующими контактно-резисторную систему управления.
Годовой экономический эффект от использования энергосберегающих троллейбусов составит 233,6 млн. руб.
Годовой экономический эффект в результате выполнения предложенных организационно-технических мероприятий по снижению себестоимости перевозки пассажиров позволит сэкономить 823,6 млн. руб. или 3,7 % от годовых затрат на перевозку пассажиров.