Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения

2.1 Анализ текущего состояния развития малого бизнеса в России

 

Как показывало время, малое предпринимательство постепенно начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в заложении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. К началу 2000 году число малых предприятий составило порядка 891 тыс., приблизившись к отметки 1994 года, а на конец 2005 года это 979 тыс. малых предприятий. Следует учесть, что начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек. Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживание.

О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные (см. прил.А таблицА1 – Распределение малых предприятий по отраслям экономики).

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец 2006 г. (см. прил.А таблицаА2 – Число малых предприятий по субъектам Российской Федерации).

До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняется лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

Анализируя таблицу А2, можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, 35% малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находиться в Москве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

Однако таблице А2 приведены данные по официально зарегистрированным предприятиям. Однако, как показывает практика, количество действующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятий несколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показатели малых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии. Распределение работников малых предприятий по видам экономической деятельности характеризуется данными, представленных в таблице (см. прил.В таблица В1 – Численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности в 2005г.).

Динамика числа малых предприятий с 1996 года – совокупный прирост на 5,8%, свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 г. составило порядка 6 млн. 486 тыс. человек или 10% от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 г. данный показатель сократился на 23,5%. Это закономерно, так как критерии определения МП, принятые в 1995 г. в 2раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии.

В целом, уровень развития малого предпринимательства в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распределения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Не менее высок разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий составляет 29%. В странах ЕС микропредприятия (микрофирма) составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора малых и средних предприятий (МСП)– порядка 65% (см. таблица2).

 

Таблица 2– Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах

Страны Кол-во МСП (тыс) Кол-во МСП на 1000 жителей Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11

 

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных органами статистики, к началу 1999 г. составило порядка 136 тыс. человек. Однако, по оценки специалистов Госкомстата России, фактически их в 5-6 раз больше. В органах статистики зарегистрированы по преимуществу индивидуальные предприниматели, ведущие внешнеэкономическую деятельность.

Общее число крестьянских (фермерских) хозяйств к началу 1999 г. составило 270 тыс. В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ [5, с.57].

За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Но следует учесть, что внутренний потенциал саморазвития малого бизнеса в значительной мере исчерпан. Для того, чтобы данный сектор смог реализовать возложенные на него функции, необходимо прежде всего стабилизировать экономику в целом. Предпринимательство не может сколь угодно долго генерировать «точки роста» в условиях, угнетающих предпринимательскую активность, не выродившись при этом в криминально-нелегальную деятельность [5, с.53].

Сегодня заниматься малым бизнесом в России по большому счету невыгодно. Это давно известный всем предпринимателям тезис озвучили, наконец, и представители федеральной власти. Признание реального положения вещей последовало на форуме от чиновника весьма высокого ранга – заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. Так, по его словам, уровень рентабельности малых предприятий на сегодняшний день составляет всего лишь 1,8%, в то время как тот же показатель у средних и крупных фирм значительно выше – 13,2%.

Со словами Шаронова о нелегкой доле малого бизнеса в большинстве развивающихся и развитых зарубежных государств трудно спорить. Но так же тяжело представить себе ситуацию, когда в любой мало-мальски прогрессивной стране малые фирмы работают, не имея в качестве основы для деятельности профильного закона. А именно так обстоят дела в России. Несмотря на многочисленные заявления весьма авторитетных в отечественной экономике людей, реально действующего закона о поддержке и развитии малого бизнеса у нас нет на протяжении уже нескольких лет.

И все же повод для осторожного оптимизма подарил предпринимателям вице-премьер Александр Жуков, который заявил, что несмотря ни на что новый рыночный законопроект о развитии малого и среднего предпринимательства, скорее всего, будет принят Госдумой до конца весенней сессии. По его словам, уже в начале марта давно разработанный законопроект будет, наконец, рассмотрен на заседании кабинета министров, после чего его предстоит внести в нижнюю палату парламента. «Закон о развитии малого и среднего предпринимательства, несомненно, очень нужен, - подчеркнул Александр Жуков. – Именно он устанавливает основные принципы государственной политики в этом секторе экономики» [6].

Соответствующий законопроект вскоре был рассмотрен депутатами Госдумы. Возникли возражения со стороны правительства, что будет дальше следует только предполагать.

 

2.2 Основные проблемы малого бизнеса

 

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (см. прил.А таблица А3 – Основные проблемы малого бизнеса).

Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. Наличие прослойки, пусть очень меленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. В резолюции Ι Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были введены следующие проблем:

— медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;

— низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;

— не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

— недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

«Малый бизнес совершенно лишен и социальной защиты. Фонд социального развития,- считает А.Попов,- вследствие применяемой системы транзитных счетов, не дает возможности малым предприятиям использовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха. Материальной поддержки персонала» [5, с. 20].

О вреде некомпетентности в бизнесе говорил проректор академии менеджмента и рынка Вениамин Каганов. «Чтобы принимались правильные решения чиновниками всех уровней, - считает В.Каганов, - их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановив прежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: и предприниматели, и налоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должно стать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в поле предпринимательства» [5, с.20].

Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 г. проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс. долл. и 10 тыс. долл. Одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.

Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса - новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.

Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия. Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тыс. новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.

Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше сказанных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Свыше ¼ руководителей малых предприятий (26,2%) заявляют, что случаи силовых вымогательств и угроз часты, еще более половины (57,1%) считают это нередким явлением и только 16,7% опрошенных говорят, что подобные явления в малым бизнесе отсутствуют. В 1993 г. 1/6 руководителей заявили, что вообще не сталкивались с рэкетом. Контраст с сегодняшней ситуацией разителен (особенно если сравнить полученные результаты с устойчивостью ответов о нарушении деловых обязательств). Отчасти это связано с тем, что заданный три года назад вопрос о рэкете был неудачен по форме, сужал проблему группового и организованного насилия.

Стоит упомянуть, что частота применений силовых методов хозяйственными руководителями напрямую увязывается с общей неблагоприятной оценкой условий для малого предпринимательства. Респонденты с более высоким образовательным уровнем несколько чаще указывают на наличие вымогательств (вряд ли они чаще с ними сталкиваются, скорее, мы опять дело с более болезненной реакцией).

Проблемы бюрократизма обычно характеризуются печально высоким рейтингом среди наиболее болезненных проблем, с которыми сталкиваются руководители малых предприятий. Бюрократизм является эффективным инструментом прямого вымогательства. Поборы осуществляются в трех основных формах: легальных, полулегальных и нелегальных. легальные включают налоги и обязательные платежи (от 40 до 50 наименований). Налоговое бремя уже само по себе достаточно тяжело. Но оно, увы, не единственное. К полулегальным сборам относятся осуществляемые по инициативе властей отчисления предприятий, выходящие за пределы законодательных норм. Речь идет о «добровольно-обязательных» отчислениях на разного рода муниципальные нужды (благоустройство города, ремонт зданий, другие потребности коммунального хозяйства). Зафиксированные факты коррупции по-прежнему единичны и разрознены. Но судя по всему, взятки достигли таких размеров, какие не могли присниться советскому чиновнику даже в самом фантастическом сне.

Когда речь идет о возможности не нарушать деловых обязательств, как это делается сегодня оптимистов предостаточно (более половины опрошенных). Почти половина руководителей оптимистично смотрят на возможность избавиться от силовых действий, вымогательств и угроз в отношениях между партнерами. А вот в то, что можно благополучно существовать, не прибегая к взяткам, верит лишь каждый девятый. Пессимистами же в первых двух случаях можно назвать каждого девятого – десятого. А в случае с коррупцией 45% руководителей убеждены, что она не только существует сегодня, но и непреодолима в будущем. Наконец, умеренные позиции высказывают около 40% руководителей с небольшими вариациями в каждом случае.

В итоге представителей малого бизнеса при всей критичности их оценок современной ситуации можно считать оптимистами. Это, видимо, их «профессиональная» черта, помогающая им заниматься своим делом [5, с.61].

Те, кто занят государственным регулированием и поддержкой малого бизнеса, отстаивает интересы малого предпринимательства, в целом более пессимистичны. Возможно, управленцы и «общественники» лучше информированы (в соответствии с поговоркой: пессимист в нашей стране – это хорошо информированный оптимист). Оценки самих предпринимателей, исходящих из своего личного опыта, более надежны, менее подвержены негативному влиянию средств массовой информации и поэтому более умеренны? С уверенностью на этот вопрос сейчас ответить трудно.

Первые попытки прочертить нормативные границы в хозяйственной деятельности, создать Кодекс чети предпринимательства были сделаны еще в 1990-1991 гг., но особого резонанса они не имели. В последнее время в этой области наблюдается прилив творческой активности. Только в 1995 г. были приняты: Кодекс чести банкира, Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков, Кодекс члена Российской гильдии риэлторов, Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка, Кодекс рекламной деятельности. Крупное объединение «Круглый стол бизнеса России» предложило «Хартию бизнеса», основной идеей которой является призыв к неприменению силы в деловых отношениях (трагическая смерть главного инициатора Хартии, председателя «Круглого стола» И.Кивелиди придает этому призыву особый оттенок). Почти одновременно Торгово-промышленная палата России открывает новую программу «деловая культура». Конечно, неизвестно, будут ли подобные хартии и кодексы исполняться (в том числе теми, кто их подписал). И обоснованного скептицизма на этот счет предостаточно. Но по крайней мере понимание важности проблемы уже налицо. И потому не будем отказывать себе в надеждах на лучшую реальность [1, с.51].

Таким образом, малое предпринимательство начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. В настоящее время довольно много законопроектов рассматривается Госдумой относительно малого бизнеса, но довольно мало доходят до своего применения в жизни.

Рассматривая основные проблемы становления и развития малого предпринимательства так в России так и за рубежом можно сделать выводы что существует их немало. К ним относят и медленный процесс создания инфраструктуры, не разработаны нормативные акты, недостаточно уделено средств на развитие малого предпринимательство и еще многое другое.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: