Взаимодействие малого бизнеса с государством

3.1 Особенности государственного регулирования малых предприятий

Малое предпринимательство в России не может сформироваться и окрепнуть без всемерной государственной поддержки. Как правило, любая постановка проблем, сопряженных с малым бизнесом, выходит на состояние, тенденции и задачи его государственной поддержки. В этом не может быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса.

 Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

- создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

-концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологического товаропроизводящего и инновационного секторов;

-формирование условий и стимулов для расширения производственно-технологической коопераций малого предпринимательства с крупным производством;

-информационное обеспечение субъектов малого предпринимательства (развитие региональных банков данных на единой классификационной основе);

-упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

-формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

-создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов. [3, с. 160]

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаниях. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности. По прогнозным оценкам, к 2001 году в сфере малого предпринимательства более чем на миллионе малых предприятий только на постоянной основе может быть занято 10-13 млн. человек [5, с.191].

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирование сети бизнеса-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти [5, с.170].

Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизованного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предпринимательства в системе налогообложения.

Отечественная налоговая система еще находится в стадии формирования. Между тем следует отметить, что система налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регулированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принципов свободного предпринимательства. Освобождение же от налогов, налоговых льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности.

По сообщениям Министерства по антимонопольной политике и поддержке малого предпринимательства, в будущем из федерального бюджета в 2003-2005 годах планируется выделить порядка 1 млрд. рублей на развитие малого бизнеса. Помимо этого предлагается привлечь из региональных бюджетов 1,5 млрд. рублей и 1 млрд. рублей из внебюджетных источников [6].

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпринимательства нашли отражение в принятом Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» и в Законе «Об упрощенной системе налогообложения и учета для субъектов малого предпринимательства».

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства.

Вводимая упрощенная система налогообложения и учета предполагает, что вся совокупность установленных законодательством для юридических лица – субъекта малого бизнеса – федеральных, региональных и местных налогов, контроль за взиманием которых возложен на налоговые органы, а также платежей во внебюджетные фонды заменяется единым налогом на доход. Предусматривается сохранение для этой категории плательщиков платежей, контроль за взиманием, которых возложен на таможенные органы, обязательных отчислений в социальные внебюджетные фонды, уплаты государственных пошлин и лицензионных сборов за занятие определенными видами деятельности.

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия [5, с. 178].

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы местного самоуправления, пытаются установить произвольные налоги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенческие настроения и не стимулирует легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все новых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

По мнению большинства предпринимателей, целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере25-30%.Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе [5, c.182].

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. В качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых [3, c. 140].

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, принятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.  

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. Прифакторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности:

-коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия отношение текущих активов к текущим обязательствам;

-коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;

-коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам;

-коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия;

-коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих, дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм. Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога [5, c. 186].

 

3,2 Инвестиционная политика

 

Не менее важным является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления малых форм предпринимательства будет чрезмерно длинным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они будут, но есть государственная собственность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благотворительным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и региональные фонды могут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностранных, инвесторов, если малые предприятия не получают налоговые льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватизации нужно направить не только в федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20% дохода от реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их приобретения в систему (объединение) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благоприятных условий для привлечения иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому предпринимательству, включая предоставление права на владение контрольным пакетом акций [1, с.35].

Особенно актуальным является создание на приграничных территориях межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при подготовки соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как про формировании финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В частности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг. Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

С развитием малого бизнеса не мало связано взаимодействия с государством и государственной политикой направленной на поддержку малого бизнеса. Не малую роль играют особенности государственного регулирования и инвестиционная политики государства и взаимодействия с иностранным капиталом.



Заключение

В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство как в России, так и за рубежом, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Малый бизнес в России имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна.

Отсутствуют реализуемые правовые аспекты и как следствие несовершенство налоговой системы.

 Малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком.

В качестве основных проблем исследователи выделяют: бюрократизм и коррупцию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

Малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса предполагают развитие этого сектора хозяйствования в странах Запада.

Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Одним из важнейших инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь.

Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов.

 



Список литературы

1. Акимов О.В. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 192с.: ил.

2. Блинов А.О. малое предпринимательство: теория и практика.- М., 2003.- 356с.

3. Курс экономической теории: учебник/Под ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселевой– 6 – е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2007. – 848с.

4. Малый бизнес/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара.- Табл.2007.- 195с.

5. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара- 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-430с.

6. Пархачева М.А., Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения с 2003г. – Спб.: Питер, 2003. – 256 с.

7. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика.- М.: ТЕИС, 2000.- 231 с.

8. http//www.beshelp.ru

9. http//www.ippnou.ru

10. http//www/sme.samregion.ru


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А

Таблица А1 – Распределение малых предприятий по отраслям экономики (на конец года) [6, с.54]

 

2002

2003

2004

2005

2006

Число предпри-ятий, тыс. В про- центах к итогу Число предпри- ятий, тыс. В про- центах к итогу Число предпри- ятий, тыс. В про- центах к итогу Число предпри- ятий, тыс. В про- центах к итогу Число предпри- ятий, тыс. В про- центах к итогу
Всего 879,3 100 843,0 100 882,3 100 893,0 100 953,1 100
в том числе по отраслям:                    
торговля и общественное питание 407,5 46,3 388,1 46,0 422,4 47,9 417,3 46,7 441,2 46,3
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 13,9 1,6 15,9 1,9 27,9 3,2 27,4 3,1 25,7 2,7
промышленность 134,2 15,3 125,1 14,8 121,0 13,7 119,0 13,3 128,1 13,4
сельское хозяйство 14,4 1,6 13,4 1,6 15,6 1,8 17,9 2,0 19,3 2,0
строительство 126,8 14,4 121,9 14,5 113,0 12,8 117,1 13,1 121,3 12,7
транспорт и связь 23,2 2,6 22,5 2,6 24,1 2,7 26,6 3,0 31,8 3,4
информационно-вычислительное обслуживание 5,6 0,6 6,4 0,8 6,5 0,7 8,1 0,9 8,7 0,9
операции с недвижимым имуществом 11,1 1,3 14,2 1,7 20,3 2,3 23,7 2,7 30,5 3,2
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,7 4,1 34,7 4,1 38,8 4,4 39,6 4,4 44,3 4,6
жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 14,7 1,7 14,6 1,7 12,9 1,4 14,3 1,7 15,6 1,6
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 18,5 2,1 17,4 2,1 19,0 2,2 20,0 2,2 22,3 2,3
образование 5,5 0,6 5,0 0,6 3,4 0,4 3,1 0,3 2,5 0,3
культура и искусство 8,4 1,0 7,9 0,9 8,1 0,9 8,5 0,9 9,3 1,0
наука и научное обслуживание 30,9 3,5 28,5 3,4 22,7 2,6 22,2 2,5 20,7 2,2
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 5,9 0,7 5,6 0,7 5,0 0,6 4,4 0,5 5,6 0,6
другие отрасли 23,0 2,6 21,8 2,6 21,6 2,4 23,8 2,7 26,2 2,8

 

Таблица А2 – Число малых предприятий по субъектам Российской Федерации (на конец года) [6, с.56]

 

2003

2004

2005

2006

2007

Тыс. В про-центах к итогу Тыс. В про-центах к итогу Тыс. В про-центах к итогу Тыс. В про-центах к итогу Тыс. В про-центах к итогу
Российская Федерация 843,0 100 882,3 100 893,0 100 953,1 100 979,3 100
Центральный федеральный округ 309,6 36,7 331,3 37,5 322,2 36,1 330,0 34,6 337,4 34,5
Белгородская область 4,6 0,5 6,3 0,7 8,2 0,9 8,2 0,9 8,6 0,9
Брянская область 3,2 0,4 3,5 0,4 3,2 0,4 3,2 0,3 3,2 0,3
Владимирская область 6,9 0,8 9,4 1,1 7,1 0,8 7,8 0,8 7,6 0,8
Воронежская область 11,0 1,3 14,0 1,6 14,6 1,6 15,0 1,6 15,0 1,5
Ивановская область 5,2 0,6 5,4 0,6 5,7 0,6 3,4 0,4 3,8 0,4
Калужская область 5,9 0,7 6,8 0,8 5,6 0,6 6,3 0,7 5,9 0,6
Костромская область 3,2 0,4 3,2 0,4 2,9 0,3 3,0 0,3 3,0 0,3
Курская область 2,8 0,3 3,0 0,3 3,7 0,4 4,3 0,4 4,3 0,4
Липецкая область 4,3 0,5 5,3 0,6 5,6 0,6 5,5 0,6 5,3 0,5
Московская область 46,0 5,5 45,9 5,2 37,4 4,2 39,7 4,2 41,6 4,2
Орловская область 2,6 0,3 3,0 0,3 2,6 0,3 3,2 0,3 3,4 0,3
Рязанская область 6,4 0,8 8,9 1,0 7,3 0,8 6,8 0,7 5,4 0,5
Смоленская область 2,4 0,3 2,5 0,3 2,6 0,3 2,7 0,3 3,2 0,3
Тамбовская область 3,6 0,4 3,0 0,3 3,1 0,4 3,1 0,3 3,4 0,3
Тверская область 5,7 0,7 7,4 0,8 7,0 0,8 5,4 0,6 6,9 0,7
Тульская область 6,5 0,8 6,4 0,7 6,4 0,7 6,5 0,7 7,0 0,7
Ярославская область 7,1 0,8 7,9 0,9 8,4 0,9 9,4 1,0 9,5 1,0
г. Москва 182,2 21,6 189,4 21,5 190,9 21,4 196,7 20,6 200,5 20,5
Северо-Западный федеральный округ 122,3 14,5 132,5 15,0 136,1 15,2 153,9 16,1 163,3 16,7
Республика Карелия 3,0 0,4 3,6 0,4 4,0 0,4 4,3 0,5 4,6 0,5
Республика Коми 3,7 0,4 2,8 0,3 3,6 0,4 4,0 0,4 4,5 0,5
Архангельская область 4,8 0,6 4,8 0,5 4,6 0,5 5,1 0,5 4,8 0,5
в том числе Ненецкий автономный округ 0,2 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0
Вологодская область 6,3 0,7 6,0 0,7 6,3 0,7 6,1 0,6 4,8 0,5
Калининградская область 7,6 0,9 5,0 0,6 5,6 0,6 6,6 0,7 9,0 0,9
Ленинградская область 9,4 1,1 11,5 1,3 12,2 1,4 12,5 1,3 11,7 1,2
Мурманская область 3,2 0,4 2,6 0,3 2,7 0,3 3,0 0,3 3,0 0,3
Новгородская область 3,0 0,4 2,9 0,3 2,6 0,3 2,7 0,3 2,5 0,3
Псковская область 2,8 0,3 3,7 0,4 4,6 0,5 3,8 0,4 3,8 0,4
г. Санкт-Петербург 78,6 9,3 89,6 10,2 89,9 10,1 105,7 11,1 114,5 11,7

 

Таблица А3 – Численность работников малых предприятий по видам экономической деятельности в 2005 г. (в процентах к итогу) [6, с.58]

 

Средняя
численность работников - всего

в том числе

средне- списочная численность работников (без внешних совмести- телей) средняя численность внешних совмести- телей средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера
Всего 100 100 100 100
из них:        
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,6 3,8 1,5 2,8
рыболовство, рыбоводство 0,3 0,3 0,2 0,5
добыча полезных ископаемых 0,6 0,6 0,4 0,8
обрабатывающие производства 19,4 19,9 14,2 17,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,5 0,5 0,4 0,9
строительство 17,4 17,5 12,4 26,7
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 30,8 31,1 33,2 12,6
гостиницы и рестораны 2,0 2,0 1,3 1,7
транспорт и связь 5,3 5,3 6,1 4,5
финансовая деятельность 0,7 0,6 1,6 0,8
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 15,1 14,3 22,9 20,3
образование 0,2 0,1 0,5 1,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,3 1,1 2,8 2,4
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,9 2,8 2,4 7,2

 Таблица А4 Основные проблемы малого бизнеса

Порядок значимости по мере упоминания   Основные проблемы
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность партнёров, клиентов
8 Несовершенство банковской системы
9 Политическая ситуация
10 Бюрократия
11 Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12 Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов
13 Недостаток информации, культуры, опыта
14 Кадровые проблемы
15 Рэкет
16 Отрицательное отношение к предпринимателям

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: