Проверка дорожной конструкции на морозоустойчивость

Конструкцию считают морозоустойчивой, если соблюдено условие

lпуч £ lдоп,                                       

Зная допустимую величину морозного пучения lдоп, рассчитывают среднюю величину морозного пучения lпуч . ср по формуле:

lпуч . ср = lдоп / КУГВ Кпл Кгр Кнагр Квл.

КУГВ - коэффициент, учитывающий влияние расчетной глубины залегания уровня грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод (Ну); КУГВ= 0,75;

Кпл - коэффициент, зависящий от степени уплотнения грунта рабочего слоя [табл. 4.4] Кпл =0,8;

Кгр - коэффициент, учитывающий влияние гранулометрического состава грунта основания насыпи или выемки [табл. 4.5] Кгр =1,0;

Кнагр - коэффициент, учитывающий влияние нагрузки от собственного веса вышележащей конструкции на грунт в промерзающем слое и зависящий от глубины промерзания (zпp = zпp ( cp ) × 1,38=1,52) [рис. 4.2] Кнагр =0,9;

Квл - коэффициент, зависящий от расчетной влажности грунта [табл. 4.6] Квл =1,0;

lдоп =4 см [ табл.4.3].

lпуч . ср = 4/0,75*1,0*0,8*0,9 *1,0=3,84 см.

 

Расчет осушения дорожной одежды

Дренажная конструкция должна быть рассчитана так, чтобы было обеспечено временное размещение поступающей в дренирующий слой воды до начала работы водоотводящих устройств, а после оттаивания водоотводящих устройств вода своевременно и полностью отводилась бы из основания.

При КФ>7 м/сут дренирующий слой (Кф=9 м/сут), рассчитанный на временное размещение воды, обеспечивает, как правило, и своевременный отвод её после оттаивания водоотводящих устройств.

Полную толщину дренирующего слоя (в метрах), работающего по принципу осушения с периодом запаздывания отвода воды, достаточную для временного размещения в его порах поступающей в конструкцию в начальный период ее оттаивания воды, определяют по формуле:

hп = (qрТзап / n + 0, 3hзап): (1 - j зим),

где Тзап - средняя продолжительность запаздывания начала работы водоотводящих устройств, принимаемая для II дорожно-климатической зоны равной 4-6 сут, для III дорожно-климатической зоны равной 3-4 сут (большее значение - для мелких песков);

j зим - коэффициент заполнения пор влагой в материале дренирующего слоя к началу оттаивания [табл. 5.6] (при n = 0,36, φ=0,32);

qp - расчетное значение воды, поступающей за сутки

qp = пКгКвогКр: 1000, (м32),                      [ формула 5.2]

где q - осредненное (табличное) значение притока воды в дренирующий слой при традиционной конструкции дорожной одежды, отнесенное к 1 м2 проезжей части, м32 [табл. 5.3] q =3,5;

Кп - коэффициент “пик”, учитывающий неустановившийся режим поступления воды из-за неравномерного оттаивания и выпадения атмосферных осадков [табл. 5.4] Кп =1,5;

Кг - коэффициент гидрологического запаса, учитывающий снижение фильтрационной способности дренирующего слоя в процессе эксплуатации дороги [табл. 5.4] Кг =1,0;

Квог - коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, определяемый при одинаковом направлении участков профиля у перелома по номограмме [рис. 5.3] Квог =1;

Кр - коэффициент, учитывающий снижение притока воды при принятии специальных мер по регулированию водно-теплового режима [табл. 5.5] Кр =1.

qp = 3,5*1,5*1,0*1*1: 1000=0,00525, (м32)

Откуда hп:

hп = (0,00525*4/0,36 + 0,3*0,1): (1 – 0,32)=0,13 (м).

Принятая толщина дренирующего слоя (35 см) превышает полученную по расчетам (13см), следовательно условие по обеспечению отвода воды выполняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: