Отрасли реального сектора экономики с точки зрения использования возможностей малого предпринимательства в целях формирования современной структуры хозяйства можно условно классифицировать на три группы. К первой отнесем отрасли, специфика которых предполагает наиболее масштабное участие малых предприятий в производственных процессах. Это, прежде всего, наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством (машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение). В производстве-электрооборудования, электронного и оптического оборудования перспективен выпуск малыми предприятиями определенных видов комплектующих изделий.
Возможно обслуживание основных производственных процессов малыми предприятиями в цветной и черной металлургии. Выведение ремонтных, ремонтно-строительных служб, энергетического обслуживания из состава основного производства путем создания малых предприятий производится с целью удешевления цены продукции.
Во второй группе выделены ряд отраслей с ограниченными возможностями развития сети малых предприятий: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, отдельные виды нефтяного и химического машиностроения, металлургический комплекс, где небольшие перспективы малого предпринимательства, в основном, во вспомогательных производствах и службах этих отраслей (ремонт, транспорт, энергетическое обслуживание), а также в отдельных подотраслях (в химической промышленности - переработка пластмасс, производство резино-технических изделий, производство аудио - и видеокассет). В данном направлении актуально включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих подразделений крупных предприятий.
В третью группу могут быть отнесены отрасли, в которых малый бизнес вообще не имеет сколь - либо существенных перспектив развития: топливно-энергетический комплекс. Это связано, в первую очередь, с высокой капиталоемкостью основных фондов, большой инерционностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия.
Отдельно следует отметить специфику химического комплекса: высокая пожаро- и взрывоопасность многих химических процессов, экологическая опасность, вредные условия труда, возможность использования технологий в запрещенных целях.
Основными направлениями в развитии инновационного малого и среднего предпринимательства являются:
1. Доступность информации и высококвалифицированные кадры. Проводимые многочисленные исследования подтверждают единодушное мнение руководителей как крупных, так и малых предприятий, что профессиональная грамотность и квалификация работников остаются очень актуальными.
Необходима разработка многоуровневых программ подготовки кадров, в том числе для инновационного бизнеса и венчурного инвестирования, создание специализированных интернет-порталов, тематических сайтов.
2. Возможность использования малыми предприятиями инфраструктуры научных организаций и научного оборудования.
Около 15% малых инновационных предприятий, не могут найти научную организацию, научное оборудование, программное обеспечение для осуществления своей деятельности.
3. Совершенствование нормативно-правовой базы регионального инновационного развития, в том числе по охране интеллектуальной собственности.
4. Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, сети консалтинговых и инжиниринговых фирм, инновационно-технологических центров и т.д.).
5. Создание специализированных фондов, предоставляющих финансовые ресурсы на возвратной и безвозвратной основе.
6. Разработка и реализация комплексных инновационных программ для создания республиканской инновационной системы (покрытие исполнения мероприятий программ предусматривается за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования), программ кластерного развития.
7. Создание системы венчурного инвестирования (с привлечением российских и иностранных инвестиций в венчурные научно-технические проекты, опытно-конструкторские разработки).
8. Стимулирование и поддержка организуемых выставок, ярмарок, салонов с целью реализации разработок, обмена опытом, поиска партнеров по бизнесу.
9. Стимулирование кооперирования малых и средних предприятий между собой и с крупными предприятиями.
Наиболее приемлемыми формами интеграции крупного, среднего и малого бизнеса являются:
субконтрактация - в производстве;
франчайзинг - в производстве и сбыте;
венчурное финансирование - в инновациях;
лизинг - в финансировании.
10. Государственная поддержка экспортоориентированного малого предпринимательства.
11. Привлечение малых предприятий в систему закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд.