Использование технологии игротерапии для социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в МДОУ № 22 «Калинка»

 

 

Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии игротерапии для социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста проводились в МДОУ №22 «Калинка» в старшей группе, состоящей из 19 детей.

Данная группа была выбрана, исходя из запроса воспитателей, работающих с этими детьми, администрации детского сада и родителей данных детей.

Работа с группой проводилась нами в течение 6-и месяцев.

Цель – подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования: эффективная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях МДОУ №22 «Калинка» возможна при соблюдении следующих условий:

─ при своевременной диагностике признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста;

─ при комплексной организации воспитательного процесса, обеспечивающего развитие адекватных полу и возрасту навыков поведения у детей;

─ при использовании игротерапии как коррекционной технологии;

─ при эффективном взаимодействии специалистов МДОУ №22 «Калинка» с родителями.

Мы придерживались следующих принципов:

─ научности;

─ доступности;

─ систематичности и последовательности;

─ сознательности и активности личности;

─ принцип ведущего вида деятельности.

Перед началом работы мы провели собрание с родителями детей данной группы, где выявили конкретные запросы и пожелания родителей, получили их согласие на работу с детьми, согласовали режим совместной работы (время проведения индивидуальных консультаций и совместного семинара специалистов с родителями по итогам коррекционной работы). Родители заинтересовались предстоящей работой и выражали свою готовность к сотрудничеству.

Весь процесс проведения нашего исследования мы разделили на 3 этапа:

1. Диагностический этап.

Цель: определить уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста в группе «Солнышко».

2. Коррекционный.

Цель: реализовать разработанную нами технологию игротерапии для социальной коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Контрольный.

Цель: анализ эффективности применения технологии игротерапии для снижения уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

1. Диагностический этап исследования.

На основе выдвинутой гипотезы на данном этапе исследования нами были поставлены следующие задачи:

─ с помощью рисуночных тестов выявить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;

─ провести анкетирование родителей с целью выяснения причин агрессивности детей в семье;

─ разработать технологию игротерапии для снижения уровня агрессивности в поведении детей;

─ проанализировать влияние коррекционных занятий с использованием технологии игротерапии на снижение уровня агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

В качестве диагностических методик нами, совместно с психологом МДОУ №22 «Калинка», использовались следующие:

─ наблюдение за поведением детей во взаимодействии друг с другом;

─ анкета для родителей о межличностных отношениях в семье;

─ рисуночные (проективные) методики на выявление уровня агрессивности: «Несуществующее животное» и «Дом, дерево, человек».

─ индивидуальные беседы с родителями (по запросу родителей).

1. Результат обследования детей по методике изучения личностного поведения ребёнка во взаимодействии со сверстниками.

Цель: оценка особенностей поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками. В основе методики лежит метод наблюдения.

В данной методике используются следующие парные характеристики отношения ребенка к сверстнику: доминирование – подчинение и положительность – отрицательность. Характеристика «доминирование – подчинение» фигурирует в двух вариантах: а) сильное доминирование – сильное подчинение; б) слабое доминирование – слабое подчинение. Различное сочетание этих характеристик образуют отношения, проявляющиеся в действенном и вербальном поведении.

Схема интерпретации и анализа возможных форм отношения ребенка к сверстнику представлено нами в Приложении 2.

Качественный анализ результатов личностного поведения детей со сверстниками у детей данной группы на диагностическом этапе исследования показал, что только у пяти детей этой группы преобладает положительное доминирование (позитивная активность в поведении). Они активны, любознательны, самокритичны, часто проявляют доброжелательность. Они избегают конфликтов, легко вступают в контакт, доверяют своим сверстникам. Умеют похвалить и приободрить своих сверстников. Эти дети пользуются популярностью у сверстников, наиболее предпочитаемы в коллективе.

У большинства детей данной группы (10 человек) преобладает отрицательное доминирование (негативная активность в поведении). Эти дети стремятся быть всегда первыми, главными. Часто требуют от сверстников выполнения своих желаний, используя при этом агрессивные формы взаимодействия. Поэтому эти дети часто провоцируют различные конфликты и создают напряженные ситуации во взаимодействии не только со сверстниками, но и с воспитателями.

У четырех детей выражено положительное подчинение – они легко уступают другим в спорных ситуациях, соглашаются выполнить те или иные просьбы воспитателя или сверстника. У одного ребенка выражено отрицательное подчинение (чрезмерное подчинение), что вызывает у него трудности в отношениях со сверстниками. Он малоактивен, застенчив, необщителен. Этот ребенок часто чувствует себя в группе дискомфортно.

  

Рис. 1. Диаграмма особенностей личностного поведения детей со сверстниками (в %) на диагностическом этапе исследования

Таким образом, по результатам наблюдения взаимодействия детей внутри данной группы мы можем предположить высокий уровень агрессивности у 50% детей данной группы.

2. Результаты анкетирования родителей «Межличностные отношения в семье»

Цель анкетного опроса: выявление предпосылок к межличностным конфликтам в семье.

Вопросы анкеты касались эмоционального развития ребенка, особенностей воспитания ребенка в семье, его интересов и специфики общения в семье в целом.

    Результаты анкеты обрабатываются по следующим признакам:

─ Наличие конфликтных предпосылок – 1 балл;

─ Предпосылки могут появиться – 2 балла;

─ Нет предпосылок к конфликтам – 3 балла.

Вопросы анкеты для родителей мы оформили в Приложении 3.

Качественный анализ результатов анкетирования родителей детей с данной группой на диагностическом этапе исследования показал, что:

В семи семьях можно предположить наличие конфликтных отношений между членами семьи (между старшими и младшими детьми, между родителями и ребенком). Восемь семей – неполные семьи, в пяти из них ребенок предоставлен самому себе. Некоторым детям дома уделяется недостаточно эмоционального внимания. В четырех семьях выявлены явные разногласия родителей в значимых вопросах воспитания ребенка.

Только в четырех семьях детей данной группы отношения родителей с ребенком и внутри семьи в целом можно охарактеризовать как благополучные.

Количественные результаты по анкетированию родителей:

─ 12 семей – наличие конфликтных предпосылок;

─ 4 семьи – предпосылки могут появиться;

─ 4 семьи – нет предпосылок к межличностным конфликтам.

Рис. 2. Диаграмма результатов наличия конфликтных предпосылок в семьях детей данной группы (в %) на диагностическом этапе исследования

Таким образом, мы видим наличие у большинства детей данной группы ДОУ неблагоприятных межличностных отношений в семье, что может приводить к проявлению у данных детей повышенной агрессивности.

3. Результаты обследования детей по тесту «Несуществующее животное»:

Цель: Установить уровень агрессивности каждого ребенка.

Для оценки агрессивности ребенка по данному тесту использовалась специальная таблица (см. Приложение 4).

Качественный анализ рисунков детей показал, что агрессивное настроение преобладает у большинства детей в различной степени:

─ у 16 детей в рисунках присутствуют острые углы, что свидетельствует о выраженной степени агрессивности, дети изображали когти, клыки, клювы и т.д.;

─ 7 детей рисовали рисунок, сильно нажимая на карандаш, что говорит о возможной повышенной агрессивности;

─ у 5 детей были неаккуратные рисунки;

─ 9 детей изобразили свое животное с угрожающим выражением.

Результаты теста «Несуществующее животное» приведены в приложении (см. Приложение 6).

Количественный анализ рисунков детей данной группы показал, что уровень агрессивности следующий:

─ высокий уровень – 12 детей;

─ средний уровень – 4 ребенка;

─ низкий уровень – 4 ребенка.

Рисунок 3. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Несуществующее животное» на диагностическом этапе исследования.

По данной методике мы можем констатировать высокий уровень агрессивности у детей данной группы (более половины детей). Низкий уровень агрессивности выявлен у четырех детей.

4. Результаты обследования детей по рисуночной методике «Дом-дерево-человек»

Цель: выявить степень выраженности агрессивных импульсов у детей.

Качественный анализ рисунков оценивался по трем аспектам – детали рисунков, их пропорции и перспектива.

Анализируя рисунки всех детей можно судить о выраженном присутствии агрессивности у 12 детей, например:

─ 8 детей изобразили человека с различным оружием в руках, что говорит об наличии у них выраженных агрессивных тенденций;

─ у 4 детей на рисунках с изображением человека нарисованы длинные пальцы на руках;

─ 6 детей нарисовали человека с приоткрытым ртом с явно прорисованными зубами, что говорит о склонности к вербальным формам агрессии.

─ у большинства детей в рисунках присутствует нажим, а у 6 детей штриховка прорисована «от себя», что также говорит о возможной агрессии.

Результаты методики «Дом, дерево, человек» приведены в Приложении 7.

Количественный анализ рисунков детей по данной методике показал, что уровень агрессивности детей в данной группе следующий:

─ высокий – 12 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 2 детей.

Рис. 4. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Дом, дерево, человек» (диагностический этап)

Результаты по данной методике показывают, что в группе наблюдается высокая степень выраженности агрессивных импульсов. Низкий уровень агрессивности выявлен всего у двух детей.

Количественный анализ суммы баллов уровня агрессивности по двум рисуночным методикам в данной группе следующий:

─ высокий уровень– 12 детей;

─ средний уровень– 5 детей;

─ низкий уровень– 3 детей.

Рис. 5. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по результатам двух рисуночных тестов (диагностический этап)

Анализ результатов по двум рисуночным методикам показывает, что уровень агрессивности детей в данной группе достаточно высокий. Это дает основание говорить о том, что данная группа детей для проведения опытно-экспериментальной работы подобрана правильно.

Общий вывод по диагностическому этапу исследования:

Проведение диагностических заданий (наблюдения, анкетирование, рисуночные методики) и полученные результаты показали, что только 40 % детей данной группы имеют средний и низкий уровень агрессивности, а 60 % детей - высокий. Одной из важных причин проявления агрессивности в поведении данных детей могут быть неблагополучные отношения в семье.

Полученные результаты диагностики говорят о серьезной необходимости проведения с детьми данной группы специальной коррекционной работы по снижению уровня агрессивности.

2. Коррекционный этап опытно-экспериментальной работы

Коррекционный этап опытно-экспериментальной работы проводился нами со всеми детьми данной группы.

Результаты диагностики и сделанные на ее основе выводы были учтены при разработке содержания занятий коррекционного этапа эксперимента.

Цель коррекционного этапа: с помощью технологии игротерапии снизить уровень агрессивного поведения детей.

Основные задачи этапа:

─ формирование социального доверия;

─ развитие социальной активности детей;

─ развитие коммуникативных навыков;

─ формирование адекватной самооценки детей;

─ снижение проявления агрессивности в поведении.

Средства коррекции: детская игра, элементы психогимна­стики, специальные приемы неигрового типа. Направленные на повышение сплоченности группы. Развитие навыков об­щения, способности к эмоциональной децентрации (разотождествлению себя с каким-либо негативным состоянием).

Коррекционные занятия проводились нами совместно с психологом МДОУ №22 «Калинка».

Всего нами было проведено 12 занятий – по 2 занятия на каждой неделе. Общая длительность коррекционного этапа - 1,5 месяца.

Содержание всех занятий коррекционного этапа по технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей с помощью игротерапии приведено нами в Приложении 8.

Структура каждого коррекционного занятия

Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию.

Так как основная цель занятий – коррекция агрессивного поведения и предупреждение эмоциональных расстройств, то основной акцент в занятиях сделан на развитие произвольности, навыков бесконфликтного взаимодействия и на приобретение навыков в саморас­слаблении.

Занятия строятся, по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-свое­му важных для коррекции агрессивного поведения. Временные характеристики занятий зависят от возможностей ведущего и состояния группы детей.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбро­сить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические и пантомимические этюды. Задача: выразительное изображение отдельных эмо­циональных состояний, связанных с переживанием теле­сного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, инте­рес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами вырази­тельных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных ка­честв характера и эмоций.

Задача: выразительное изображение чувств, порож­даемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персона­жей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, от­носящихся к их социальной компетентности. При изобра­жении эмоций внимание детей привлекается ко всем ком­понентам выразительных движений одновременно.

4-й этап. Игры и этюды, имеющие коррекционную направленность на определенного ребенка или на группу.

Задача: коррекция настроения и отдельных черт харак­тера, поведения ребенка, тренинг ролевого разыгрывания стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание занятия, психомышечная трени­ровка.

Задача: снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление поло­жительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, при­ведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

    Для детей с сильно выраженным агрессивным поведением рекомендуется проводить дополнительные индивидуальные игры в игровой комнате. Во время индивидуальных игровых сеансов, продолжающихся примерно около одного часа, необходимо вести наблюдение за личностными проявлениями у ребенка и фиксировать их в протокол. Мимические изменения, жесты, особенности интонирования, кожные проявления и т.п. являются ценным исследовательским материалом, который позволяет глубже понять личность ребенка и особенности его агрессивного поведения.

Содержание занятий с данной группой детей по социальной коррекции агрессивного поведения приведены нами в приложении.

3. Контрольный этап эксперимента

На контрольном этапе исследования мы решали следующие задачи:

1. Проанализировать возможные изменения в поведении детей по результатам наблюдения.

2. Провести повторную диагностику по рисуночным методикам «Несуществующее животное» и «Дом-дерево-человек».

3. Провести анализ полученных результатов контрольной диагностики.

4. Сделать вывод об эффективности игротерапии, как технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Повторное анкетирование родителей на этапе контрольного эксперимента не проводилось, так как трудно представить возможность значимых изменений в межличностных отношениях внутри семей детей данной группы за 1,5 месяца коррекционной работы. 

1. Результат наблюдения детей по методике изучения личностного поведения ребёнка после проведения коррекционной работы.

Качественный анализ результатов личностного поведения детей со сверстниками у детей данной группы на контрольном этапе исследования показал, что у 10 детей (по сравнению с пятью на диагностическом этапе) стало преобладать положительное доминирование. У семи детей стало проявляться чаще положительное подчинение (они стали более добродушными, покладистыми, меньше вступают в конфликтные ситуации). Отрицательное доминирование осталось только у троих детей. Эти дети продолжают конфликтовать со сверстниками, однако в целом они ведут себя спокойно. Такая форма поведения, как отрицательное подчинение (отвержение) нет ни у одного ребенка.

      

Рис. 6. Диаграмма особенностей личностного поведения детей со сверстниками (в %) на контрольном этапе исследования.

Сравним результаты наблюдения за взаимодействиями детей на диагностическом и контрольном этапах эксперимента:

+ Д – положительное доминирование;

- Д- отрицательное доминирование;

+ П – положительное подчинение;

- П - отрицательное подчинение.

Рис. 7. Сравнительная диаграмма личностного поведения детей со сверстниками у детей (в %) на диагностическом и контрольном этапе исследования,

2.Результаты контрольного обследования детей по рисуночной методике «Несуществующее животное»

Качественный анализ рисунков показал, что у всех детей данной группы произошло значительное снижение уровня агрессивности:

Так у 10 детей снизилось наличие острых углов в рисунках, а так же слишком крупное изображение животных. Уменьшилось число рисунков с преобладанием сильно нажатых линий. У троих детей на рисунках имеется наличие орудия защиты в руках животного. Поза животного в рисунках у четырех детей стала менее угрожающей, и агрессивное выражение стало менее заметным.

У большинства детей животные стали более добродушнее, в их названиях нет враждебности.

Диагностические результаты рисунков приведены в Приложении 6.

Количественный анализ рисунков по данной методике показал, что уровень агрессивности детей группы после проведения коррекционной работы следующий:

─ высокий уровень– 5 детей;

─ средний уровень– 7 детей;

─ низкий уровень– 8 детей.

Рис. 8. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по методике «Несуществующее животное» после проведения коррекционной работы.

Сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапов эксперимента показал, что в данной группе уровень агрессивности после проведения коррекционных занятий значительно снизился.

Результаты обследования детей по тесту «Дом- дерево- человек».

Качественный анализ рисунков детей показал снижение агрессивного настроения в рисунках. Так у восьми детей в рисунке человека исчезла прорисовка зубов и ноздрей, у трех детей в рисунках человека пальцы стали короче.

Диагностические результаты рисунков приведены в Приложении 7.

Количественный анализ рисунков показал, что уровень агрессивности детей следующий:

─ высокий – 7 детей;

─ средний – 5 ребенка;

─ низкий – 8 детей.

Рис. 9. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по рисуночной методике «Дом-дерево-человек после проведения коррекционной работы

Сравнительный анализ уровней агрессивности по методике «Дом-дерево-человек» по результатам диагностического и контрольного этапов показал, что уровень агрессивности детей после проведения коррекционной работы стал значительно ниже.

Количественный анализ суммы баллов уровня агрессивности по двум рисуночным методикам поле проведения коррекционной работы следующий:

─ высокий – 6 детей;

─ средний – 6 детей;

─ низкий – 8 детей.

Рис. 10. Диаграмма уровней агрессивности детей (в %) по результатам двух рисуночных методик (контрольный этап)

Сравним общие результаты диагностики по рисуночным методикам на диагностическом и контрольном этапах:

 

Рис. 11. Сравнительный анализ результатов диагностики уровней агрессивности детей (в %) на диагностическом и контрольном этапах.

Анализ результатов по двум рисуночным методикам показывает, что высокий уровень агрессивности детей в данной группе существенно понизился, что подтверждает эффективность проведенной нами коррекционной работы с использованием технологии игротерапии.

Вывод по результатам контрольного эксперимента

Качественный анализ результатов контрольной диагностики уровней агрессивности детей показывает, что уровень агрессивности в данной группе детей значительно снизился, дети в этой группе стали более спокойными, общительными, наладился более позитивный контакт с родителями.

По итогам коррекционной работы с родителями детей данной группы нами был проведен специальный лекция-семинар о возможностях игровых занятий с детьми по коррекции проявлений агрессивности (см. Приложение 8). Родители после данного семинара стали больше интересоваться жизнью ребенка в детском саду, внимательнее относиться к проявлениям ребенка.

По результатам наших наблюдений у детей повысилась общая поведенческая активность. Дети стали более охотно вступать в конструктивные контакты со сверстниками, научились договариваться, а главное – без проявлений агрессии разрешать конфликтные ситуации. Все это подтверждает эффективность проделанной нами коррекционной работы.

Выводы по 2 главе:

1. В опытно-экспериментальной работе мы подтвердили гипотезу нашего исследования: эффективная социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ возможна при соблюдении следующих условий:

─ при своевременной диагностике признаков агрессии детей старшего дошкольного возраста;

─ при комплексной организации воспитательного процесса, обеспечивающего развитие адекватных полу и возрасту навыков поведения у детей;

─ при использовании игротерапии как коррекционной технологии;

─ при эффективном взаимодействии специалистов МДОУ №22 «Калинка» с родителями.  

2. Технология игротерапии для социальной коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста, представленная в данной работе, согласно полученным результатам, имеет высокий уровень эффективности.

3. Проведенные нами коррекционные занятия показали необходимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

 

 

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.

Основными факторами, определяющими, формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению в основном путем наблюдения агрессивных действий других людей. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Поэтому сегодня проблема агрессивного поведения детей является острой и очень актуальной.

Сегодня возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих повышенную агрессивность в поведении детей, с учётом которых и должна строиться профилактическая и коррекционная работа. Раннее выявление проблемы агрессивности у детей, системный анализ характера ее возникновения и адекватная возрасту коррекционная работа дают шанс предотвратить неблагоприятные формы развития поведения. Несвоевременное обнаружение начальных признаков агрессивности в поведении приводит к быстрому переходу этих проблем в хронические нарушения поведения.

Профилактическая и коррекционная деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия, применяемыми непосредственно к ребенку. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует также и неблагоприятная социальная среда, которая часто и вызывает агрессивное поведение дошкольника.

В ходе исследования первым этапом нашей работы было ознакомление с теоретическими основами проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста. Проработав литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме агрессивности в детском возрасте, мы пришли к выводу:

1. Агрессия – это приобретенная модель социального поведения и она может быть ослаблена с помощью социальных условий. Социальной причиной возникновения агрессивности детей является:

─ образец отношений и поведения родителей;

─ характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Семья является провоцирующим фактором в проявлениях агрессии детей, если присутствуют конфликты, жестокие наказания;

 Родители, при возникновении агрессивного поведения реагируют на данное поведение либо снисходительно, т.е. готовы прощать поступки, понимать и принимать ребенка, либо строго наказывают агрессивными проявлениями. Между ребенком и родителями нарушается внутренний комфорт ребенка, и он старается все это выместить на окружающих его детях в детском саду или на улице.

Мы предположили, что эффективной технологией социальной работы по снижению агрессивности детей может быть игротерапия. Изучив методическую литературу о методе игротерапии, мы разработали и внедрили программу коррекционных занятий.

Нами были проведены серия диагностических методик до начала и после коррекционных занятий для выявления эффективности применения игротерапии как технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты показали высокую эффективность данной технологии социальной работы. Мы подтвердили гипотезу нашего исследования

Практическая значимость данная работа заключается в том, что проведенное исследование проблемы агрессивности детей старшего дошкольного возраста может служить важным материалом для дальнейшего исследования данной проблемы. Разработанная и апробированная на практике технология игротерапии по социальной коррекции уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста может во многом помочь воспитателям, психологам в воспитании дошкольников.

 

 

Список использованной литературы

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 520 с.

2. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова В.И. Трубников. // Вопросы психологии. - 2000. №6. - С.112-121.

3. Асеев В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. – Иркутск: Наука, 1984. - 320 с.

4. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Владос, 2001. - 512 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1994. – с. 278.

6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные процессы / Г. М. Бреслав. - Рига: Прогресс, 1984. - 131 с.

7. Бурлачук, Л. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

9. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Просвещение, 1997. - 122 с.

10. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – М.: Владос, 1983. – с. 246.

11. Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности / Р. Вельдер // Общественные науки и современность. - 1993. - № 3. - С.183-190.

12. Возрастные особенности психического развития детей / под ред.
И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М.: Академия, 1982. - 280 с.

13. Ганова, Л. А. Феномен агрессивности и особенности личности / Л. А. Ганова. // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. 1998, Кемерово - С. 108-115.

14. Гаспаров, Е. Агрессивные дети / Е. Гаспаров // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 2. – С. 57-60.

15. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж Глас., Дж. Стэнли. - М.: Наука, 1976.- 110 с.

16. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. - СПб.: Питер, 2000. - 298 с.

17. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. – с. 192.

18. Доскин, В. Рисунки детей - психологический анализ / В. Доскин, К. Печора. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С. 15-18.

19. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина. / Под ред. И. В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -160 с.

20. Запорожец, А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1978.

21. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. - Минск: Педагогика, 1985. - 175 с.

22. Захаров, А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Педагогика, 1996. – 294 с.

23. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 1997. - 245 с.

24. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова - М.: Просвещение, 1997. - 312 с.

25. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М.: Педагогика, 1986. - с. 221.

26. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под ред. Л. М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2003.- 240 с.

27. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. - Киев, 1999. – с. 163.

28. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

29. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. -
Ярославль: Литера, 1997. - 240 с.

30. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Арко, 1994. -269 с.

31. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2000. – с. 275 с.

32. Никитин, Б. С. Развивающие игры / Б. С. Никитин. – М.: Педагогика, 2005. – с. 378.

33. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.

34. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 2001. – с. 217.

35. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры / М. А. Панфилова – М.: Владос, 2000. – с. 315.

36. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Юнити, 1997. - 125 с.

37. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. И. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. – с. 297.

38. Психология человеческой агрессивности / под ред. К. В. Сельченок. – М.: Сфера, 1999. - 656 с.

39. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Л. З. Неверович. – М.: Просвещение, 1986. - 84 с.

40. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. – 437 с.

41. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.

42. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т. / под ред. Давыдова В. В. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 780 с.

43. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 81-88.

44. Славина, Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать / Л. С. Славина. – М.: Педагогика, 2002. – с. 184.

45. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. - М.: Просвещение, 1980.- 122 с.

46. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. – М.: Академия, 1988. – с. 328.

47. Степанов, С. Жестокость / С.Степанов // Семья и школа. – 1994. - № 2. – С. 34-38.

48. Степанов, С. Большие проблемы маленького ребенка / С.Степанов // Семья и школа. – 1994. - № 1. – С. 47-51.

49. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

50. Ферс, Г. М. Тайный мир рисунка / Г. М. Ферс. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 165 с.

51. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. - М.: АСТ, 2000. – 464 с.

52. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм – М.: Педагогика, 1994.

53. Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М.: Юнити, 1996. - 192 с.

54. Холлигер, В. Человек и агрессия / Холлигер В. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

55. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Фельдштейна Д. И. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 256 с.

56. Циркин, С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С. Ю. Циркин. - СПб.: Питер, 2000. - 752 с.

57. Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. - Р.-на-Д.: Феникс, 2005. - 128 с.

58. Экслайн, В. Игровая терапия / В. Экслайн. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 284 с.

59. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. – 294.

60. Эмоциональные нарушения и их коррекция / под ред. В. В. Лебединского, О. В. Никольской - М.: Просвещение, 1988. - 156 с.

61. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В. – Ярославль: Академия развития, 2001. - 480 с.

 

 



Приложения

 

Приложение 1

Таблица 1. Участие различных специалистов МДОУ №22 «Калинка»  

в системе социального сопровождения с целью снижения агрессивности

в поведении детей

 

Специалист Изучение проблемы Диагностика Представление информации
Старшая медицинская Сестра   Соматический статус. Неврологический статус. Сбор анамнеза. Изучение медицинских заключений поликлиники. Диаграмма состояния здоровья детей всех возрастных групп
Воспитатель Социальный статус семьи. Индивидуальные особенности детей. Навыки самообслуживания и гигиены. Особенности игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Организация развивающей среды. Анкетирование родителей. Наблюдение за детьми в разных видах деятельности. Педагогическая диагностика. Социальный паспорт семьи. Карта наблюдений за ребенком в разных видах деятельности.  
Учитель-логопед Речевое развитие детей. Организация речевой среды в группах. Коррекция речи детей Обследование артикуляционного аппарата, логопедическая диагностика. Изучение заключений логопеда поликлиники. Анализ речевого развития детей. Представление результатов логопедического исследования на ПМПК.
Педагог-психолог Организация комфортной развивающей среды в группах. Развитие высших психических функций и личности в целом. Особенности межличностных отношений ребенка в группе. Готовность к школьному обучению. Обследование развития высших психических функций. Изучение особенностей развития личности ребенка, его поведения, навыков общаться. Диагностика готовности к обучению в школе. Психологическая карта развития ребенка. Анализ результатов диагностических исследований групп. Анализ готовности выпускников к обучению в школе.
Музыкальный руководитель Музыкальные способности детей. Организация театрально-музыкальной среды. Музыкальные занятия, праздники, развлечения. Студийная работа с детьми, имеющими муз. способности.   Педагогическая диагностика. Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и самостоятельной деятельности. Изучение способностей ребенка. Анализ педагогической диагностики.
Инструктор по физической культуре Утренняя гимнастика. Организация двигательной активности в течение дня. Физкультурные занятия, праздники, развлечения. Профилактические мероприятия с детьми (самомассаж) Педагогическая диагностика. Карты наблюдений. Карты физического развития групп. Анализ педагогической диагностики.

Приложение 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: