Опыт работы дошкольного образовательного учреждения по снижению агрессивности в поведении детей

 

 

МДОУ № 22 «Калинка» является – детским садом с осуществлением физического и психического развития, коррекции нарушения речевого развития и оздоровления всех воспитанников.

Основные задачи МДОУ № 22 «Калинка»:

─ охрана жизни и укрепление здоровья детей;

─ обеспечение физического, интеллектуального, эмоционально-личностного и художественно-эстетического развития ребенка;

─ приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям;

─ осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

─ взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

─ коррекция нарушения речевого развития

Комплектование детского сада (ДОУ № 22 «Калинка»)

Количество групп в детском саду – 9.

Количество детей:

─ в группах от 1 года до 3 лет – 15 человек;

─ в группах от 3 до 7 лет – 20 человек

─ в группах с нарушением речи – до 12 человек;

─ в группах для детей с нарушением осанки - до 10 человек.

В детский сад принимаются дети от 1,5 лет до 7 лет.

Содержание образовательного процесса в МДОУ №22 «Калинка»

Детский сад самостоятелен в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания, определенных Законом РФ «Об образовании».

Содержание образовательного процесса в детском саду определяется программами дошкольного образования. Детский сад самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образования, внесения изменений в них, а также разработке собственных (авторских программ и методик в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта).

Общеобразовательные программы реализуются в детском саду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Детский сад устанавливает последовательность, продолжительность деятельности воспитанника, исходя из условий детского сада и содержания образовательных программ.

Детский сад устанавливает максимальный объем нагрузки на детей во время занятий в соответствии с санитарными правилами. Все виды занятий и их количество в неделю указываются в расписании занятий, составляемом на текущий учебный год.

Взаимодействие МДОУ №22 «Калинка» с родителями

Цель такого взаимодействия - укрепление и развитие тесной связи семьи и детского сада, что обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В основу совместной деятельности специалистов МДОУ №22 «Калинка» и родителей заложены следующие принципы:

─ родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

─ единое понимание педагогами и родителями целей и задача воспитания и обучения детей;

─ помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и родителей;

─ знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

─ постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В соответствии с этими принципами педагоги учреждения – не только воспитатели детей, но и партнеры родителей по их воспитанию.

Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) осуществляется на основе перспективного планирования в рамках реализации программ дошкольного образования.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей идет через следующие формы работы:

1. Информационные формы:

─ стендовые материалы;

─ папки-передвижки;

─ психолого-педагогическая библиотека МДОУ №22 «Калинка»;

─ публикации в средствах массовой информации;

─ буклеты, рекомендации, памятки, составленные специалистами МДОУ №22 «Калинка»;

─ выставка детских работ;

─ фотовыставки.

Эти формы работы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.

2. Организационные формы:

─ родительские собрания;

─ анкетирование;

─ тематические встречи.

Подобные формы работы с семьей позволяет сотрудничать даже с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта.

В этой модели работы с семьей принимают участие старший воспитатель, психолог, социальный работник, воспитатели групп и другие специалисты.

3. Просветительские формы:

─ консультирование;

─ тематические выставки литературы;

─ беседы;

─ тренинговые занятия «Школа заботливых родителей»;

─ встречи родителей с гостями учреждения.

Цель этих форм работы – обмен мнениями по тому или иному вопросу. Особенность просветительских форм взаимодействия – активность участия в них и специалистов и родителей. В результате организации просветительских форм работы родители получают новые знания по обучению и воспитанию детей.

4. Совместно-деятельностные формы:

─ индивидуальные проекты для совместного выполнения детей и родителей;

─ выставки работ, выполненных детьми и их родителями;

─ совместное творчество детей, родителей и педагогов;

─ создание рукописных книг, написанных и оформленных детьми и их родителями.

Данная форма взаимодействия помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь семье там, где она больше всего нужна.

5. Участие родителей в педагогическом процессе:

─ открытые занятия для родителей;

─ занятия с детьми с участием родителей;

─ театральные представления с участием родителей;

─ совместные экскурсии;

─ проведение «Дня здоровья»;

─ проведение дня выпускников МДОУ №22 «Калинка».

Данные формы взаимодействия с родителями позволяют давать им полезную информацию педагогического, психологического, характера, повышать педагогическую компетентность, как родителей, так и воспитателей.

Деятельность в МДОУ №22 «Калинка» по профилактике и коррекции повышенной агрессивности детей

Многие дети, поступающие в МДОУ №22 «Калинка», имеют различные трудности, связанные с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении. Поэтому важно выстроить работу дошкольного учреждения таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно в условиях образовательного учреждения и мог реализовывать себя в различных видах детской деятельности, испытывая успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми.

Одной из острых и актуальных проблем для нашего учреждения является проблема повышенной агрессивности у определенной части воспитанников.

В этой связи в учреждении проводится специальная работа в форме социального сопровождения, направленная на профилактику и коррекцию агрессивных проявлений в поведении детей.

Важным моментом в этой работе является участие каждого специалиста на разных этапах сопровождения: в период адаптации, при проведении диагностики, разработки рекомендаций, определении индивидуального подхода к конкретному ребенку, реализации коррекционно-развивающей работы, в том числе и по снижению уровня проявлений агрессивности в поведении детей. Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между специалистами сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия четко определены функции и содержание работы каждого специалиста, что представлено в таблице (см. Приложение 1).

Система сопровождения с целью снижения уровня агрессивности в поведении детей направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

1. Индивидуальное сопровождение детей.

2. Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы агрессивности, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

─ сбор информации о ребенке;

─ анализ полученной информации;

─ совместная выработка рекомендаций;

─ консультирование всех участников сопровождения;

─ работа по решению проблем;

─ анализ выполненных рекомендаций;

─ дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблемы агрессивного поведения.

Основные этапы системного сопровождения:

─ диагностический этап;

─ поисковый этап;

─ консультативно-проективный этап;

─ деятельностный этап;

─ рефлексивный этап.

Специалисты МДОУ №22 «Калинка» начинают индивидуальную работу с ребенком в следующих случаях:

─ выявление проблемы агрессивного поведения в ходе массовой диагностики;

─ обращение родителей за консультациями по поводу агрессивности ребенка;

─ обращения педагогов, администрации;

─ обращение специалистов других социальных служб.

В работе по снижению агрессивности в поведении детей специалисты МДОУ №22 «Калинка» используют следующие формы работы:

─ диагностическая (воспитатели, психолог);

─ профилактическая (воспитатели, психолог, музыкальный руководитель);

─ коррекционно-развивающая (воспитатели, психолог);

─ коррекционно-терапевтическая (психолог).

В рамках этих форм работы специалисты применяют следующие методы:

─ наблюдение;

─ беседа;

─ игротерапия;

─ музыкотерапия;

─ арттерапия;

─ сказкотерапия

─ социальное и психологическое консультирование родителей и педагогов;

─ лекции и практические занятия (тренинги) для родителей;

─ конкурсы, викторины, праздники – для детей и их родителей.

Все эти формы и методы работы с агрессивными детьми успешно применяются специалистами на занятиях с детьми и дают хорошие результаты.

Важным направлением в этой работе является сотрудничество с родителями воспитанников. Специалисты, проводя коррекционно-развивающую работу с детьми по снижению их агрессивности, предлагают свои рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с целью снижения агрессивности.

Педагоги во время занятий активно развивают у детей не только различные психические функции, но и навыки конструктивного общения, эмоционально-волевую сферу.

Под руководством администрации организованы методические семинары для коллектива по вопросам профилактики и коррекции агрессивного поведения, изучаются психофизиологические особенности и причины агрессивности дошкольников, способы эффективного взаимодействия с детьми и родителями воспитанников.

Вместе с тем, специалисты занимающиеся проблемой снижения агрессивности у воспитанников испытывают некоторые трудности, а именно:

─ недостаточное осознание некоторыми педагогами и специалистами сущности проблемы агрессивности детей и перспективности ее решения.

─ наличие предпочтения профилактической работе по снижению агрессивности у детей и недостаточное внимание коррекционной работе с детьми;

─ непринятие проблем агрессивного поведения ребенка со стороны родителей.

─ недостаточный уровень сотрудничества с родителями в совместном решении проблемы агрессивного поведения детей;

─ многообразие форм учетно-отчетной документации (специалисты часто переписывают друг у друга информацию о детях);

─ поверхностное взаимодействие с медицинскими работниками детской поликлиники по вопросам проведения профилактических мероприятий с детьми, имеющими высокий уровень агрессивности в поведении.

Тем не менее, система комплексного сопровождения детей с агрессивным поведением позволяет выявить агрессивность в поведении таких детей на ранних этапах и выбрать наиболее эффективную стратегию и тактику сопровождения ребенка (или группы детей) с учетом личностных и психофизиологических особенностей воспитанников, что позволяет вовремя скорректировать проявления агрессивности в поведении ребенка.

В результате комплексного взаимодействия различных специалистов МДОУ №22 «Калинка», дети сотрудничают со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, вместе совершают открытия, учатся понимать себя и друг друга, сопереживать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: