Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии игротерапии

 

 

Социальная коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, исходя из вышеизложенного, является необходимой формой воспитательной работы [19, с. 44].

Прежде чем, рассматривать игротерапию, как технологию социальной коррекции как, рассмотрим понятия «технология» и «социальная коррекция».

Технология – это способ реализации сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однозначно [26, с. 28].

Сущность социальных технологий может быть раскрыта как система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития и социальными нормативами.

Социальные технологии – совокупность операции, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.) [61, с. 299].

Важной целью социальной технологии является содействие по улучшению процессов адаптации социальных субъектов и объектов к условиям современного общества. Таким образом, критерием социальной технологии будет достижение конечной социальной цели.

Как часть механизма управления, социальные технологии представляют собой метод управления социальными процессами. С этой точки зрения, социальные технологии состоят из способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения. Вместе с тем, социальные технологии являются важнейшими компонентами общетехнологической системы общества. Наряду с социальными технологиями в эту систему, по меньшей мере, входят биологические или естественные и индустриальные [61, с. 304].

Виды социальных технологий

Выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Вторые имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.

Главным компонентом технологизации обеспечения социального функционирования общества являются социальные технологии. Они призваны повысить эффективность социальной работы [42, с. 534].

─ В структурном отношении технология социальной работы представляет собой совокупность общих, или функциональных и частных технологий. Функциональные технологии имеют более универсальный характер.

─ Частные технологии социальной работы в своей основе составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в социальной поддержке.

Технология социальной коррекции. Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи.

Социальная коррекция - это технология социальной работы, направленной на изменение или исправление различных недостатков и отклонений от существующих норм в той или иной социальной сфере [42, с. 537].

Социальная коррекция как технология социальной работы может применяться к различным категориям клиентов. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального работника по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения [42, с. 539].

Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, на формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме.

Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

Коррекционная работа с детьми, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными детьми, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств.

Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения детей с агрессивным поведением [47, с. 35]. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются, часто только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и позитивных эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных способов поведения и их сознательной мотивации. Такие дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в индивидуальном повседневном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения агрессивных детей.

Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно, и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

Характер и содержание мер социальной коррекции будут определяться спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали коррекционные методы и способы решения социальных проблем [42, с. 541].

При определении целей и задач социальной коррекции необхо­димо исходить из понимания той уникальной роли, ко­торую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу раз­вития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе станов­ления личности.

Далее рассмотрим особенности различных технологий, которые используются для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Арттерапия

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательную и бессознательную части личности и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия [56, с. 57]

Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я».

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно в коррекционных технологиях в детском возрасте разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.

Применение технологии арттерапевтической коррекции, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом [18, с. 15].

Сказкотерапия - технология, использующая сказочную форму для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [51, с. 27].

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой [51, с. 38]:

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни детей, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Психогимнастические игры. Основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга, в процессе которого создается особая среда, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут – в состояниях и характеристиках отдельных участников.

Коммуникативные игры. Коммуникативные игры делятся на три группы: игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать [57, с. 42].

Задания на формирование у детей «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают следующее обучение:

─ распознаванию эмоциональных состояний по мимике, жесту, голосу;

─ обучение пониманию противоречивости эмоциональных переживаний;

─ обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Релаксационные технологии. Основываются на понимании релаксационного состояния как антипода стресса с точки зрения его проявления, особенностей формирования и механизмов запуска. Обычно в эту технологию включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела [56, с. 285].

Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.

Ролевые игры. Они основываются на понимании развития человека как его ролевого развития. При этом под ролью понимается функциональная форма, принимаемая индивидом при реакции на ситуацию, в которой присутствуют другие индивиды. Общеизвестно, что для обеспечения психологического здоровья необходимо адекватное ролевое развитие. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят:

─ ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль;

─ ролевую аморфность – неумение принимать любую роль;

─ отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.

Соответственно ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте [37, с. 77].

Ролевые методы можно разделить на три подгруппы:

─ ролевую гимнастику (ролевые действия и ролевые образы);

─ психодрама;

─ ролевые ситуации.

Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить, как кошечки, зайцы, волки и т.п.). Важным для дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить, как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).

Игротерапия как технология социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Игровая терапия – технология коррекционного воздействия на детей и взрослых с использованием игры [19, с. 63]. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной коррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др.

Игра способствует:

─ созданию близких отношений между участниками группы;

─ снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими;

─ повышает самооценку;

─ позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

    Характерная особенность игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре [19, с. 65]:

    1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

    2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект.

Коррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.

    Отличительные признаки развёртывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

    Структуру детской игры составляют:

─ роли, взятые на себя играющими;

─ игровые действия как средство реализации этих ролей;

─ игровое употребление предметов – замещение реальных предметов условными;

─ реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все её аспекты, - роль.

    Сюжетом игры предстаёт воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребёнка и его социализация [59, с. 74].

Игровая терапия с детьми представляет собой взаимодействие взрослого с ребёнком на условиях последнего, когда ему представляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.                                                                Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна [58, с. 30-31]:

─ как помощь для снижения агрессивности в поведении;

─ как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей;

─ при терапии детей, подвергающихся насилию или заброшенных;

─ для снижения страхов;

─ для снятия стресса и тревожности у госпитализированных детей;

─ при коррекции затруднений в чтении;

─ для повышенияуспеваемости детей с затруднениями в обучении;

─ при тставании в речевом развитии;

─ для интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей;

─ для лечении заикания;

─ для облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.);

─ при снижении тревоги при расставании с близкими;

─ как средство улучшения «Я-концепции».

Основные коррекционные механизмы воздействия игры:

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребёнком и ориентировка в этих отношениях.

     2. Изменение позиции ребёнка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

     3. Формирование реальных отношений как равноправных партнёрских отношений сотрудничества и кооперации между ребёнком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

    4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. 

    5. Формирование способности ребёнка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции специалиста, ведущего игровые занятия [57, с. 59]:

1. Создание атмосферы принятия ребенка.

2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии:

    1. Коммуникация ребёнку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребёнком, принятие ребёнка таким, какой он есть, ребёнок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решен6ия).

    2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

    3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребёнка: добиться открытого вербального выражения своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребёнка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребёнка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

    Диалогическое общение ребёнка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребёнка становиться основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии [19, с. 71].

Основные виды и формы игротерапии:

         1. В теоретическом подходе можно выделить следующие виды:

─ игротерапию в психоанализе;

─ игротерапию, центрированную на клиенте;

─ игротерапию отреагирования;

─ игротерапию построения отношений;

─ примитивную игротерапию;

─ игротерапию в отечественной психологической практике.

    2. По функциям взрослого в игре различают:

─ недирективную игротерапию;

─ директивную игротерапию.

    3. По форме организации деятельности различают;

─ индивидуальною игротерапию;

─ групповую игротерапию.

    4. По структуре используемого в игротерапии материала:

─ игротерапию с неструктурированным материалом;

─ игротерапию со структурированным материалом.

Более подробно мы рассмотрим игротерапию, центрированную на ребенке, так как по нашему мнению именно такая форма игротерапии является наиболее эффективной для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель такой терапии - не менять и не переделывать ре­бенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игро­вой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он пол­ностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое вни­мание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и от­ражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния [24, с. 87].

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического разви­тия ребенка, обладающего внутренними источниками само­развития и потенциальными возможностями самостоятель­ного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и об­щения со значимыми другими, и в первую очередь с роди­телями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.

Основная задача коррекции состоит в создании или вос­становлении значимых отношений между ребенком и взрос­лым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчи­нения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников не директив­ной терапии, единственное место, где ребенок получает воз­можность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и пережива­ний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональ­ной напряженности и фрустраций, изначально предопреде­ленных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают [24, с. 89]:

─ нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;

─ низкая степень самопринятия;

─ сомнение и неуверен­ность в возможностях собственного личностного роста;

─ высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;

─ эмоциональная лабильность и неустойчивость.

Цель данной игровой терапии согласуется с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации ребенка.

Цели игровой коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач [35, с. 271]:

─ расширение репертуара форм самовыражения ре­бенка;

─ оптимизация коммуникаций в системе отношений «ре­бенок — взрослый»;

─ повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;

─ развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осоз­нания ребенком (с помощью взрослого) своих эмо­ций, чувств и переживаний;

─ оптимизация развития «Я-концепции»;

─ повышение степени самопринятия и формировании чувства «Я».

Индивидуальная и групповая игротерапия. Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения груп­повой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка соци­альной потребности, решающим образом определяющей ус­пех проведения групповой терапии, выносится на основа­нии анализа истории каждого случая [35, с. 69].

В случае, когда социальная потребность у ребенка отсут­ствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально ре­шена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой кор­рекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.

Если для индивидуальной игротерапии противопоказа­нием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг про­тивопоказаний расширяется [35, с. 74].

Такими противопоказаниями являются [35, с. 77]:

─ ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;

─ явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;

─ ускоренное сексуальное развитие;

─ крайняя агрессивность;

─ актуальное стрессовое состояние.

Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку к работе в группе [19, с. 74].

Групповая игротерапия — это психологический и соци­альный процесс, в котором дети естественным образом вза­имодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразу­мевает игру как терапевтический процесс и является эф­фективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.

Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осоз­нать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние кон­фликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить бес­покойство и чувство вины.

В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличност­ных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми во взаимно удовлетворяющей манере. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость, необ­ходимую для того, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Большое значение для успеха работы коррекционной груп­пы имеет также состав группы, представляющий собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор [24, с. 81].                                                                               Группа дошкольного возраста должна включать детей разных полов (и мальчиков и девочек) до 6 человек. Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек, неуспе­ха и отвержения.

К использованию игры непосредственно в психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследователи-практики: И.В Дубровина [19], А.И. Захаров [22], А.С. Спиваковская [46], Л.В. Чернецкая [57] и др.

Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской [46, с. 172], является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.

Карпова, исследуя способы преодоления негативных эмоциональных состояний детей средствами игры, подробно раскрывает процесс перевоплощения как важного условия перестройки эмоциональной личностной сферы [25, с. 52]. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.

Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ [60, с. 82]. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков внес А.И. Захаров [22]. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

А.И. Захаров предлагает определенную последовательность коррекционных методик: 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение. Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин. Частота занятий при остром периоде невроза - 2-3 раза, при хроническом течении - 1 раз в неделю. Продолжительность программы - от нескольких дней до нескольких месяцев [22, с. 68].

В организации терапевтического процесса Захаров выделяет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции игры. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе, в спонтанной игре, так и в направленной игре, которая обычно представляет собой импровизацию какого-либо сюжета.

1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть отдаленной.

Дети более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит - автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, как бы говоря ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова».

2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии [22, с, 117]:

─ игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

─ выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;

─ руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

─ спонтанные и направленные игры - две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации;

─ соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

─ игра не комментируется взрослым;

─ направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно перекрывающихся этапов: объединения детей в группу, рассказов, игры, обсуждений.

1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях.

2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.

3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих.

Важно отметить, что по мере движения группы вперед, содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий межличностных отношений, а обучающие - достижение более адекватных адаптации и социализации детей.

4. Обсуждение - заключительный этап игровой психотерапии.

Таким образом, мы выяснили, что игротерапия является эффективной технологией социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим основные этапы реализации технологии игротерапии.

Технология игротерапии по социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возрастасостоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов [37, с. 83].

Перед началом коррекционной работы проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

I. Диагностический этап

1. Диагностика особенностей межличностных отношений в семье с помощью анкетного опроса родителей.

2. Проективная диагностика агрессивности:

3. Метод наблюдения за поведением ребёнка в ходе общения со сверстниками.

4. Беседы с родителями.

II. Коррекционный этап

Игровая коррекция агрессивного поведения является формой коррекционной социальной работы с детьми дошкольного возраста.

Наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий [57, с. 25].

Этапы групповой коррекции агрессивного поведения

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской коррекционной группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникаю­щий в ходе занятий игровой коррекции, проходит три отчетливо выяв­ляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и зак­репляющий [24, с. 63].

1. Ориентировочный этап

На первом этапе детям предоставляется воз­можность спонтанной игры. Тактика ведущего на этом этапе наименее ди­рективна. Он на­блюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоци­ональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ре­бенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по по­воду игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спон­танной активности ребенка.

На этом этапе решаются следующие задачи.

─ Выявление особенностей агрессивного поведения, требующих коррекции.

─ Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчеза­ют, дети становятся более активными.

2. Реконструктивный этап

На реконструктивном этапе тактика изменя­ется, позиция ведущего становится более активной. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, ис­пользуются специальные приемы. Задача ведущего на этом этапе - проде­монстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения.

При­емы коррекции: интерпретация; отражение, демонстрация более адек­ватных способов поведения, внушение, создание ситуа­ций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия.

Таким образом, на этом этапе происхо­дит эмоциональное отреагирование внутреннего напряже­ния, неприятных переживаний. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в поведении ребенка, совер­шается разрешение многих внутренних конфликтов, кото­рые носят подчас бурный и драматичный характер.

Почти всегда на этом встречаются проявления агрессии, негативизма, направленных против ведущего. К концу этого этапа гамма противоречивых эмоций ребенка должна сменится чувством безопасности и доверия как к ведущему.

3. Зак­репляющий этап

На третьем этапе у детей закрепляется способность само­стоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего - обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого этапа явля­ется закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в поведении ребенка. Необходимо до­биться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Ведущий во всем поддерживает ребенка, де­монстрирует ему свое уважение.

III. Контрольный этап

На этом этапе проводится изучение эффективности коррекционной технологии. Полученные результаты соотносятся с поставленной целью и задачами. Методами оценки эффективности коррекционной технологии являются результаты диагностических мероприятий:

─ устные опросы родителей, воспитателей;

─ результаты наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересом их участников, динамикой в отношениях от начала к концу занятий и др.);

─ результаты применения тестовых методик;

─ результаты применение технических средств (фото, видеоаппаратуры) для визуального наблюдения и анализа изменений, происходящих в участниках занятий.

Выводы по 1 главе:

1. Старший дошкольный период характеризуется возникновением новой социальной ситуацией развития. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми.

2. Важную роль в развитии личности старшего дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Опыт взаимоотношений детей друг с другом развивает способно­сти к самоанализу. На фоне формирования этих способ­ностей начинают развиваться притязания ребенка на признание среди сверстников. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.

3. Агрессивность– это относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному поведению. Выявление мотивов агрессивного поведения детей дошкольного возраста, изучение условий формирования и вариантов такого поведения настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки эффективных коррекционных программ.

4. Социальная коррекция - это технология социальной работы, направленная на изменение или исправление различных недостатков и отклонений от существующих норм в той или иной социальной сфере.

5. Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста являются: арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации.

6. Игровая коррекция агрессивного поведения является технологией социальной коррекции поведения детей старшего дошкольного возраста. Наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий.

7. Технология игротерапии по социальной коррекции агрессивного поведения детей с помощью состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: