Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Екатерина Алексеевна — это имя получила после принятия православия немецкая принцесса из скромного аристократиче­ского рода Софья Августа Фредерика Анхальдт-Цербска. Выйдя замуж за Петра III, она приехала в Россию в 15-летнем возрас­те. Шестнадцать лет, проведенные в России до воцарения на престол, были наполнены настойчивым самообразованием: изу­чением языков (в первую очередь русского), знакомством с пе­редовой общественной мыслью Европы. В эти годы оконча­тельно сформировались основные черты характера будущей Императрицы: высокая работоспособность («монарх должен быть деспотом для самого себя» — стало девизом ее жизни), же­лание и умение учиться, неудержимое честолюбие, основанное на хорошем знании людей и интуиции. Сильное влияние на мировоззрение Екатерины II оказали европейские просветители, идеи которых легли в основу ее реформаторской деятельно­сти. После воцарения Екатерина II заявила о своем намерении следовать курсом Петра I, нацеленным на превращение России в мощную европейскую державу.

Императрица подтвердила монопольное право помещиков на владение крепостными, снизила цены на соль, отменила не­которые откупы и издала жесткий указ против взяточничества. Для увеличения государственного земельного фонда в интересах дворянства в 1764 г. была проведена секуляризация церковных владений. Екатерина II в начале своего царствования предпри­няла попытку реорганизации верхних эшелонов власти. Она са­ма участвовала в заседаниях Сената, вырабатывая меры по улучшению его работы.

Так, если Петр I видел в коллегиальности Сената основное средство для ограничения произвола сановников и поэтому вве­рял Сенату широкие полномочия, то Екатерина II, напротив, стремилась усилить самодержавные начала, руководя Сенатом через генерал-прокурора, пользовавшегося ее личным доверием. Общие собрания Сената потеряли свое значение. Он был разде­лен на 6 департаментов, превратившись в бюрократический ор­ган с преимущественно судебными функциями. Не пошла она и на уступки дворянской аристократии, претендовавшей на ак­тивное участие в политической власти. Какое-то время казалась реальной возможность реализации проекта Н.И. Панина и его сторонников о создании Государственного Совета — совеща­тельного органа, состоящего из узкого круга приближенных. Но этот проект был отвергнут Императрицей.

Укрепив властные полномочия, Екатерина II принялась за реализацию своего плана реформ. Основной ее задачей было создание государственной системы, опирающейся на совершен­ство закона, упорядочение законодательной базы. Для решения этого сложного вопроса по инициативе Екатерины II в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия, которая должна была за­няться кодификацией законодательства. Членами комиссии бы­ли избранные депутаты от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Специально для работы Уложенной комиссии Екате­риной II был составлен Наказ — программный документ ее дея­тельности, над которым она работала около двух лет. Основные идеи Наказа были заимствованы Императрицей у европейских просветителей Монтескье и Беккариа. Не вдаваясь в юридиче­ские тонкости вопросов, Императрица изложила общий план будущего законодательства. В нем содержались рассуждения о монархической власти, о народном хозяйстве, о законах, суде и кодификации.

Екатерина II считала самодержавную форму правления са­мой подходящей для огромной России. Отстаивая принципы абсолютизации власти, она в то же время защищала сословные права, принимая идею внутрисословного равенства. Императ­рица высказывала и свое представление о свободе, которая, по ее мнению, должна опираться на нравственные обязательства человека и правительства друг перед другом, на патриотизм, гу­манность и любовь к ближнему. Говоря о недопустимости и унизительности рабства, Императрица осторожно намекала на желательность отмены крепостного права. Однако Наказ перед обнародованием был скорректирован с учетом требований выс­шей сановной аристократии, и Императрица исключила из него наиболее откровенные суждения по этому вопросу.

В Наказе Екатерина II возражала против чрезмерной строгости наказаний, пыток и смертной казни (за исключени­ем случаев, представлявших опасность для государственных устоев). Под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена и больше не во­зобновлялась. Императрица получила довольно полное пред­ставление о состоянии общественного мнения по ключевым вопросам русской жизни и скорректировала план возможных реформ.

Другим фактором, существенно повлиявшим на внутрен­нюю политику Екатерины II, была крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775 гг.). Мощные кре­стьянские выступления, начавшиеся в 70-е годы XVIII в., были ответом на усиление крепостничества, достигавшего самых жес­токих форм. Начавшееся на юге Урала в среде яицких казаков движение охватило весь юг России, стало массовым, включив крестьян, рабочих заводов, поволжские и уральские народы. В своих Манифестах Пугачев, выступая от имени якобы уце­левшего Царя Петра III, сформулировал требования уничтоже­ния крепостного права и помещичьего землевладения.

Начало боевых действий осенью 1773 г. было успешным для восставших (им удалось взять ряд городов). Но под Орен­бургом они потерпели поражение и вынуждены были отойти на Урал. Весной и летом 1774 г. Пугачев, собрав тысячи лю дей начал движение на запад. Штурмом была взята Казань. Правительственные круги, охваченные паникой, срочно за­ключили мир с Турцией, и все силы были брошены на борьбу с восставшими. Летом и осенью 1774 г. главную силу войск Пугачева составили крестьяне Поволжья. Разбойные акции -погромы, грабежи, убийства приводили в ужас не только дво­рян, но и низшие сословья, значительно сузив социальную ба­зу восстания. Осенью 1774 г. под Царицыном отряды Пугачева были разбиты царским генералом Мехельсоном. Вскоре Емельян Пугачев был выдан властям казачьей старшиной и в январе 1775 г. казнен в Москве.

Уроки крестьянской войны побудили Екатерину II к ско­рейшему преобразованию системы местного управления. Гу­бернская реформа 1775 г. — одно из наиболее удачных, проду­манных и детально разработанных мероприятий Екатерины II, причем ее личная роль в подготовке данной реформы бесспор­на. Было проведено разукрупнение губерний - их число увели­чилось до 50. Во главе губерний стояли губернаторы, назначав­шиеся Царем и обладавшие всей полнотой власти в пределах вверенной им территории. Судебная система была реформиро­вана по сословному принципу: создавались отдельные суды для дворян, купечества и государственных крестьян. Было положено начало сословному самоуправлению: местные органы власти передавались целиком дворянству. Они были выборными и ве­дали вопросами строительства, содержания школ, больниц, си­ротских домов и т. д. Важнейшее значение этой реформы со­стоит в том, что она определила тенденцию к разделению вла­стей — отделение суда от администрации.

Значительными были попытки Екатерины II усовершенст­вовать сословную структуру русского общества. В 1785 г. Им­ператрица обнародовала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту на права и вольности городам Россий­ской Империи. В этих документах были подтверждены ранее дарованные дворянам свободы от государственной службы, подушной подати и телесных наказаний. Широко были про­декларированы и экономические привилегии дворянства: иметь фабрики и заводы, свободно торговать, права на недра земли. Жалованная грамота городам определила внутреннюю организацию городского общества, сохранив его многосослов-ность. Городское население делилось на 6 разрядов, в зависи­мости от имущественного положения. Провозглашалась сво­бода торговли и промышленной деятельности, распоряжения своей собственностью, купцы I, II гильдии и именитые граж­дане освобождались от телесных наказаний. Организовыва­лось городское самоуправление, но его функции были ограничены местными нуждами и находились под контролем адми­нистрации.

В целом реформаторская деятельность Екатерины II носила целенаправленный характер, была продумана и последователь­на. Неоспорим личный вклад Императрицы в решение сложных проблем, стоявших перед страной. Находясь под влиянием пе­редовых европейских мыслителей (Монтескье, Дидро, Беккариа, Блэкстоуна и других), она старалась быть примером для своих подданных, поощряя их стремление к образованию. Императ­рица, называвшая себя ученицей идеологов Просвещения, су­мела извлечь из этого и практическую пользу: все ее преобразо­вания, несмотря на существенную специфику России, проходи­ли в рамках общеевропейских процессов и определили облик России вплоть до начала XX столетия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: