Екатерина Алексеевна — это имя получила после принятия православия немецкая принцесса из скромного аристократического рода Софья Августа Фредерика Анхальдт-Цербска. Выйдя замуж за Петра III, она приехала в Россию в 15-летнем возрасте. Шестнадцать лет, проведенные в России до воцарения на престол, были наполнены настойчивым самообразованием: изучением языков (в первую очередь русского), знакомством с передовой общественной мыслью Европы. В эти годы окончательно сформировались основные черты характера будущей Императрицы: высокая работоспособность («монарх должен быть деспотом для самого себя» — стало девизом ее жизни), желание и умение учиться, неудержимое честолюбие, основанное на хорошем знании людей и интуиции. Сильное влияние на мировоззрение Екатерины II оказали европейские просветители, идеи которых легли в основу ее реформаторской деятельности. После воцарения Екатерина II заявила о своем намерении следовать курсом Петра I, нацеленным на превращение России в мощную европейскую державу.
|
|
Императрица подтвердила монопольное право помещиков на владение крепостными, снизила цены на соль, отменила некоторые откупы и издала жесткий указ против взяточничества. Для увеличения государственного земельного фонда в интересах дворянства в 1764 г. была проведена секуляризация церковных владений. Екатерина II в начале своего царствования предприняла попытку реорганизации верхних эшелонов власти. Она сама участвовала в заседаниях Сената, вырабатывая меры по улучшению его работы.
Так, если Петр I видел в коллегиальности Сената основное средство для ограничения произвола сановников и поэтому вверял Сенату широкие полномочия, то Екатерина II, напротив, стремилась усилить самодержавные начала, руководя Сенатом через генерал-прокурора, пользовавшегося ее личным доверием. Общие собрания Сената потеряли свое значение. Он был разделен на 6 департаментов, превратившись в бюрократический орган с преимущественно судебными функциями. Не пошла она и на уступки дворянской аристократии, претендовавшей на активное участие в политической власти. Какое-то время казалась реальной возможность реализации проекта Н.И. Панина и его сторонников о создании Государственного Совета — совещательного органа, состоящего из узкого круга приближенных. Но этот проект был отвергнут Императрицей.
Укрепив властные полномочия, Екатерина II принялась за реализацию своего плана реформ. Основной ее задачей было создание государственной системы, опирающейся на совершенство закона, упорядочение законодательной базы. Для решения этого сложного вопроса по инициативе Екатерины II в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия, которая должна была заняться кодификацией законодательства. Членами комиссии были избранные депутаты от всех сословий, кроме крепостных крестьян. Специально для работы Уложенной комиссии Екатериной II был составлен Наказ — программный документ ее деятельности, над которым она работала около двух лет. Основные идеи Наказа были заимствованы Императрицей у европейских просветителей Монтескье и Беккариа. Не вдаваясь в юридические тонкости вопросов, Императрица изложила общий план будущего законодательства. В нем содержались рассуждения о монархической власти, о народном хозяйстве, о законах, суде и кодификации.
|
|
Екатерина II считала самодержавную форму правления самой подходящей для огромной России. Отстаивая принципы абсолютизации власти, она в то же время защищала сословные права, принимая идею внутрисословного равенства. Императрица высказывала и свое представление о свободе, которая, по ее мнению, должна опираться на нравственные обязательства человека и правительства друг перед другом, на патриотизм, гуманность и любовь к ближнему. Говоря о недопустимости и унизительности рабства, Императрица осторожно намекала на желательность отмены крепостного права. Однако Наказ перед обнародованием был скорректирован с учетом требований высшей сановной аристократии, и Императрица исключила из него наиболее откровенные суждения по этому вопросу.
В Наказе Екатерина II возражала против чрезмерной строгости наказаний, пыток и смертной казни (за исключением случаев, представлявших опасность для государственных устоев). Под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией деятельность Комиссии была приостановлена и больше не возобновлялась. Императрица получила довольно полное представление о состоянии общественного мнения по ключевым вопросам русской жизни и скорректировала план возможных реформ.
Другим фактором, существенно повлиявшим на внутреннюю политику Екатерины II, была крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773—1775 гг.). Мощные крестьянские выступления, начавшиеся в 70-е годы XVIII в., были ответом на усиление крепостничества, достигавшего самых жестоких форм. Начавшееся на юге Урала в среде яицких казаков движение охватило весь юг России, стало массовым, включив крестьян, рабочих заводов, поволжские и уральские народы. В своих Манифестах Пугачев, выступая от имени якобы уцелевшего Царя Петра III, сформулировал требования уничтожения крепостного права и помещичьего землевладения.
Начало боевых действий осенью 1773 г. было успешным для восставших (им удалось взять ряд городов). Но под Оренбургом они потерпели поражение и вынуждены были отойти на Урал. Весной и летом 1774 г. Пугачев, собрав тысячи лю дей начал движение на запад. Штурмом была взята Казань. Правительственные круги, охваченные паникой, срочно заключили мир с Турцией, и все силы были брошены на борьбу с восставшими. Летом и осенью 1774 г. главную силу войск Пугачева составили крестьяне Поволжья. Разбойные акции -погромы, грабежи, убийства приводили в ужас не только дворян, но и низшие сословья, значительно сузив социальную базу восстания. Осенью 1774 г. под Царицыном отряды Пугачева были разбиты царским генералом Мехельсоном. Вскоре Емельян Пугачев был выдан властям казачьей старшиной и в январе 1775 г. казнен в Москве.
Уроки крестьянской войны побудили Екатерину II к скорейшему преобразованию системы местного управления. Губернская реформа 1775 г. — одно из наиболее удачных, продуманных и детально разработанных мероприятий Екатерины II, причем ее личная роль в подготовке данной реформы бесспорна. Было проведено разукрупнение губерний - их число увеличилось до 50. Во главе губерний стояли губернаторы, назначавшиеся Царем и обладавшие всей полнотой власти в пределах вверенной им территории. Судебная система была реформирована по сословному принципу: создавались отдельные суды для дворян, купечества и государственных крестьян. Было положено начало сословному самоуправлению: местные органы власти передавались целиком дворянству. Они были выборными и ведали вопросами строительства, содержания школ, больниц, сиротских домов и т. д. Важнейшее значение этой реформы состоит в том, что она определила тенденцию к разделению властей — отделение суда от администрации.
|
|
Значительными были попытки Екатерины II усовершенствовать сословную структуру русского общества. В 1785 г. Императрица обнародовала Жалованную грамоту дворянству и Жалованную грамоту на права и вольности городам Российской Империи. В этих документах были подтверждены ранее дарованные дворянам свободы от государственной службы, подушной подати и телесных наказаний. Широко были продекларированы и экономические привилегии дворянства: иметь фабрики и заводы, свободно торговать, права на недра земли. Жалованная грамота городам определила внутреннюю организацию городского общества, сохранив его многосослов-ность. Городское население делилось на 6 разрядов, в зависимости от имущественного положения. Провозглашалась свобода торговли и промышленной деятельности, распоряжения своей собственностью, купцы I, II гильдии и именитые граждане освобождались от телесных наказаний. Организовывалось городское самоуправление, но его функции были ограничены местными нуждами и находились под контролем администрации.
В целом реформаторская деятельность Екатерины II носила целенаправленный характер, была продумана и последовательна. Неоспорим личный вклад Императрицы в решение сложных проблем, стоявших перед страной. Находясь под влиянием передовых европейских мыслителей (Монтескье, Дидро, Беккариа, Блэкстоуна и других), она старалась быть примером для своих подданных, поощряя их стремление к образованию. Императрица, называвшая себя ученицей идеологов Просвещения, сумела извлечь из этого и практическую пользу: все ее преобразования, несмотря на существенную специфику России, проходили в рамках общеевропейских процессов и определили облик России вплоть до начала XX столетия.
|
|