Реформы Петра I: замыслы и результаты

К концу XVII в. Россия отставала от большинства стран Ев­ропы. Динамичное развитие западной цивилизации, изоляция России от европейских рынков, засилье средневековых пере­житков ставили страну перед необходимостью кардинальных реформ. Значительные перемены во всех сферах русского обще­ства связаны с именем Царя Петра I.

Воцарение Петра произошло в обстановке острой борьбы за власть между различными, боярскими группировками. Ис­пользовав стрелецкое восстание 1682 г., к власти пришли Ми-лославские и их сторонники. Царями были объявлены Иван и Петр, их сестра царевна Софья становилась регентшей, сосре­доточив в своих руках реальную власть. Умная, честолюбивая, одна из самых образованных женщин своего времени, Софья была серьезной соперницей в борьбе за власть. Будучи по­клонницей европейской моды (особенно польской), игнори­руя бытовавшие на Руси представления о роли женщины в обществе, решительно разрушая средневековые стереотипы поведения, она сама активно участвовала в разработке внут­ренней и внешней политики.

Юные годы Петр провел в селе Преображенском под Мо­сквой, предаваясь военным забавам, занимаясь кораблевожде­нием по реке Яузе и самообразованием под руководством ум­ных и практичных иностранцев. В 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной и по бытовавшим на Руси представлени­ям становился взрослым. Регентша была не нужна. Пытаясь остаться у власти, Софья предприняла попытку государствен­ного переворота, однако потерпела поражение и была сослана в Новодевичий монастырь. Вся полнота власти оказалась в руках Петра, матушки-царицы Натальи. Кирилловны и их приближенных.

К этому времени в целом сформировались основные черты политической стратегии юного Царя, нацеленные на превраще­ние России в передовую европейскую державу. Большую роль сыграло Великое посольство в Европу в 1697—1698 гг., в составе которого инкогнито находился сам Петр. Хотя официальная цель поездки — создание широкой антитурецкой коалиции в Европе — не была достигнута, основным результатом ее было непосредственное знакомство Петра с техническими и культур­ными достижениями европейских держав. Он посетил Герма­нию, Голландию, Англию и Австрию. Особое внимание Петра привлекли порядок управления немецкими городами, корабле­строение на голландских и английских верфях, медицина, сис­тема образования и деятельность крупных европейских научных центров. Он не скрывал своего твердого намерения учиться у европейцев: «Я ученик и ищу себе учителей».

Темпы преобразований в России при Петре I поражают. Это видно на примере законодательной активности. За 20 лет — с 1700 по 1720 гг. — было издано 1700 законодательных актов, в корне менявших жизнь страны. В 1720—1725 гг. было издано 1200 законодательных актов, но многие из них были неудачным заимствованием из законодательств Швеции, Дании и Германии государств, «засоренные» непонятными русскому человеку ино­странными терминами. Резко ужесточилось уголовное наказа­ние. Реформы проводились спонтанно, бессистемно и стоили больших социальных издержек. Снизился жизненный уровень, сократилась численность податного населения.

Основной задачей в деятельности Петра была военная ре­форма. Армия стала формироваться на основе рекрутских набо­ров (за рекрута несла коллективную ответственность община); с 1699 г. полки «нового строя», ранее формировавшиеся по воль­ному найму, с единообразным вооружением, снаряжением, об­мундированием, системой комплектования и обучения, замени­ли стрелецкое войско. К 1708 г. вместо 40 тыс. человек армия составила уже 113 тыс. На ее нужды работали не менее 30 ма­нуфактур. Были открыты специальные офицерские школы для подготовки командного состава. Развивалось кораблестроение: к концу царствования Петра I Россия имела самый большой на Балтике флот.

Создание новой армии опиралось на мощную экономиче­скую базу. По инициативе Петра на Урале и Севере были при­няты меры для добычи и переработки руд. Были построены ме­таллургические и оружейные заводы, дававшие железо, чугун, ядра и пушки; создавались казенные мануфактуры по производ­ству пороха, сукна, парусины и воинского снаряжения. Всего за четверть века Россия превратилась в развитую экономическую державу: объем военно-промышленного производства вырос в 7—10 раз. Основой для экономического рывка была, во-первых, финансовая реформа — чеканка мелкой разменной и, во-вторых, изменение системы налогообложения — введение по­душкой подати вместо существовавшего подворного или позе­мельного налога. Все это привело к увеличению налогового бремени на податные слои общества. В сельском хозяйстве про­должалось укрепление крепостнических отношений, увеличива­лись размеры помещичьего землевладения и сроки барщинных работ. Важнейшую роль в этом сыграло проведение всеобщей переписи 1718—1742 гг. Социальное значение этой реформы со­стояло в том, что она распространяла крепостную зависимость на те слои населения, которые раньше были свободными.

В области торговли в этот период особенно ярко прояви­лись принципы меркантилизма и протекционизма. В результате к концу царствования Петра I Россия имела активный торговый баланс. Она вышла на первое место в Европе по производству и экспорту железа.

Важнейшее место в деятельности Петра I занимали рефор­мы в области государственного управления. В 1708—1710 гг. бы­ло введено новое административное деление: 8 губерний во гла­ве с губернаторами, обладавшими всей полнотой исполни­тельной и судебной власти на местах. К 1719 г. вместо губер­ний основной единицей административного управления стала провинция, их было создано около 50. Претерпели изменения и высшие органы государственной власти. К концу XVII в. Боярская Дума окончательно потеряла свое значение. В 1711 г. был создан Сенат — временный, а затем и постоянный орган с широкими административными, судебными и отчасти законо­совещательными полномочиями. Члены Сената назначались Государем. В 1722 г. для контроля за его деятельностью была учреждена должность генерал-прокурора.

Дальнейшая бюрократизация государственного аппарата со­провождалась ростом казнокрадства и коррупции. Для борьбы с этими явлениями был создан институт фискалов, роль которых состояла в Негласном надзоре за деятельностью государственных учреждений, но в условиях отсутствия демократических форм контроля бюрократический контроль вел лишь к усилению произвола и взяточничества.

Вместо громоздкой и запутанной системы приказного управления в 1717-1719 гг. было создано 12 коллегий. Гене­ральный регламент регулировал работу коллегий и отражал ос­новной принцип разделения их полномочий —. функциональ­ный. Каждая коллегия (иностранных дел, Военная, Мануфак- тур-коллегия и т. д.) занималась определенной отраслью госу­дарственного управления.

Политика Петра I в отношении церкви отличалась жестко­стью. В первые годы его царствования был учрежден Мона­стырский приказ, который осуществлял финансовый контроль за деятельностью церкви. Изъятые средства направлялись преж­де всего на создание флота. В 1721 г. было ликвидировано пат­риаршество и учрежден Святейший Синод (фактически — кол­легия по делам религии). Во главе Него стояло не духовное, а светское лицо; церковь окончательно превратилась в один из органов государственного аппарата.

Значительные изменения претерпела и социальная структу­ра русского общества. Важное значение для укрепления эконо­мической базы феодального сословия имел Указ о единонасле­дии 1714 г., по которому наследовать имущество мог только один из сыновей. Это препятствовало дроблению имений, спо­собствовало развитию поместного и вотчинного землевладения, стимулировало заинтересованность дворянского сословия в об­разовании и государственной службе. Процесс сословной кон­солидации в городах также проходил под контролем государст­ва: создавались ремесленные цеха (по профессиональному принципу), купцы получали значительные льготы.

В 1722 г. была учреждена Табель о рангах, в которой прин­цип прохождения службы (гражданской и военной) тесно увя­зывался с присвоением дворянского звания. Служилая иерархия состояла из 14 рангов, чины с 14 по 9 ранг давали личное дво­рянство, с 8 — наследственное. Гораздо большее значение стали иметь личные способности и деловые качества, значительный удар был нанесен по принципу «породы». Однако не стоит пре­увеличивать последнее обстоятельство: благодаря Табели о ран­гах русское дворянство стало еще более замкнутым сословием, а ключевые посты в государственном управлении оставались за представителями знатных фамилий. Удачная карьера провин­циала была исключением, а не правилом; в этом смысле соци­альная политика Петра I была консервативной. Результатом го­сударственных и сословных преобразований Петра I стало ут­верждение в России абсолютистской формы правления.

В целом реформаторская деятельность Петра I стала отра­жением противоречивости исторической эпохи, представителем которой был он сам. Вооруженный идеей общего блага, Петр I внес огромный личный вклад в управление государством. От­ношение потомков к Петру I наиболее точно выразил русский историк В.О. Ключевский: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает граждан­ская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта про­тивоестественная сила соединяется с самопожертвованием, ко­гда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о непреодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, кото­рая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева».

2. Внешняя политика Петра I

В конце XVII — начале XVIII в. традиционными направле­ниями внешней политики России оставались западное и южное. Для расширения экономических, торговых и культурных связей с Западом становился необходимым выход к морям - Балтий­скому и Черному. Оставалась нерешенной проблема взаимоот­ношений с Крымским ханством, правители которого, опираясь на помощь и поддержку Турции, беспокоили южные рубежи России. Петр I был твердо намерен продолжать политику своих предшественников. В 1695 г. был предпринят поход на Азов, но после длительной осады крепости русские с многочисленными Потерями были вынуждены отступить. В ноябре 1695 г. был объявлен сбор дворянского ополчения, а в январе следующего года для участия в походе на Азов призвали всех желающих, в том числе холопов, которые объявлялись свободными. В Воро­неже приступили к строительству флота. Весной и летом 1696 г. русские предприняли новый поход на Азов. Блокированный в крепости турецкий гарнизон капитулировал. После взятия Азова было принято решение о строительстве Таганрога — гавани бу­дущего флота.

Великое посольство в Европу показало, что южное направ­ление внешней политики исчерпало себя. Война со Швецией за Балтику становилась неизбежной. Быстрыми темпами создава­лась новая армия, флот, были заключены союзы с Польшей, Саксонией и Данией против Швеции. Ценой больших усилий удалось заключить мир с Турцией на 30 лет, что дало возмож­ность избежать войны на два фронта. В августе 1700 г. Россия объявила Швеции войну. Однако начало военных действий ока­залось крайне неудачным для России и ее союзников. Первой капитулировала Дания, Северный союз оказался под угрозой. В ноябре 1700 г. русское войско потерпело крупное поражение под Нарвой. Неудача лишь удвоила энергию Петра: необходи­мые преобразования в экономической и военной сферах пошли быстрыми темпами.

Уже в 1701—1704 гг. русские войска одержали ряд побед над шведами и вышли на берег Балтийского моря. В 1703 г. у впа­дения реки Невы в Финский залив был основан город Санкт-Петербург, ставший с 1712 г. новой столицей страны.

Карл XII, рассчитывая на поддержку украинского гетмана Мазепы, стремился закрепиться на Украине, ему это не удалось. В сентябре 1708 г. у деревни Лесной было разгромлено 16-тысячное шведское войско и захвачен обоз с провиантом и фу­ражом. Армия Карла XII оказалась в стратегическом окружении. 27 июня 1709 г. русские войска одержали важную победу под Полтавой, в которой, в полной мере проявился полководческий талант Петра I, героизм и мужество русских войск. Полтавская победа в корне изменила ход войны в пользу России. Карл XII бежал в Турцию, однако предложения о мире были им отверг­нуты. У Швеции оставался сильный флот на Балтике, к тому же изменилась расстановка сил в Европе: Англия, Голландия, Ав­стрия, Франция были напуганы усилением позиций России и становились потенциальными союзниками Швеции. Турецкое правительство начало войну против России. В Прутском походе русские войска попали в окружение, но благодаря усилиям ди­пломатов был заключен мир, в результате которого Россия по­теряла Азов.

В мае 1714 г. русский флот разгромил шведскую эскадру у мыса Гангут. Эта победа была полной неожиданностью для Ев­ропы. В Стокгольме началась паника, королевский двор спешно покинул столицу, русские десанты высаживались на восточном побережье Швеции, в окрестностях шведской столицы появи­лись казачьи разъезды. В июле 1720 г. русская эскадра разгро­мила морские силы Швеции при Гренгаме. Исход войны был предрешен. С апреля по август 1721 г. в финском городе Ни-штадте шли трудные переговоры между Швецией и Россией, которые закончились установлением вечного мира. Россия по­лучила важнейшие территории: южное побережье Финского за­лива, часть Карелии, Эстляндию и Лйфляндию.

Победа на Балтике позволила впоследствии сосредото­читься на восточном и южном направлениях. В 1722—1723 гг. Петр I предпринял Персидский поход, завершившийся при­соединением к России западного и южного побережья Кас­пийского мира с городами Дербентом, Баку и др. Персидский поход способствовал упрочению экономических и политиче­ских связей Северного Кавказа и 'Закавказья с Россией. Тур­ция была вынуждена признать все присоединенные к России прикаспийские земли. Военные экспедиции были посланы Петром I и в Среднюю Азию.

Таким образом, международное положение России к концу правления Петра I значительно укрепилось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: