Ученые о роли и назначении оценки и отметки в школьном обучении

Г.А. Цукерман: «В школьном обучении ″у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть″.

Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий»3.

А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

…Основным фактором, мешающим становлению детского учебного действия оценки, является общепринятая пятибалльная отметка. «Отметочная» система приводит к искажению отношений учеников с учителем и родителями, а главное, с самим собой; повышению тревожности и невротизации детей, формированию неправильной мотивации учения.

Кроме того, пятибалльная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он ″круглый отличник″ или ″неуспевающий″…»4.

Б.Г. Ананьев: «Без оценки их (учащихся), тем более педагогом в педагогическом процессе, человек не может действительно осознать свой собственный поступок во всех его связях и последствиях, во всех его объективных результатах. Отсутствие оценки является, поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»5.

В.А. Сухомлинский: «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись». И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует″»6.

Ш.А. Амонашвили: «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения, а с другой стороны – насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности. Вот это – та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»8.

Л.М. Фридман: «Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены»9.

Д.Б. Эльконин: «В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда»10.

В.В. Давыдов: «Выполнение действий контроля и оценки способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения»11.

1. Педагогическая энциклопедия – М., 1964. – 242 с.

2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. – М., 2002. – 8 - 23 с.

3. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка – М.: АПК и ПРО, 204. – 76. с.

4. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина В.В. – Давыдова М., 2004. – 98 с.

5. Б.Г. Ананьев Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М. 1980.

6. В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.

7. В.М. Полонский Оценка знаний учащихся. М., 1981.

8. Ш.А. Амоношвили Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4, с. 36-41.

9. Л.М. Фридман, К.Н. Волков Психологическая наука – учителю. М., 1985.

10. Д.Б. Эльконин Психология младшего школьника. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. С. 250-251.

11. В.В. Давыдов Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С.163.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: