Здоровьесбережение. Контроль и оценка проводится в естественных для ребенка условиях познавательной деятельности, исключающих деструктивный стресс и эмоциональную тревожность

1.4 Основными видами контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обучения являются:

§ стартовый контроль (в начале учебного года) – диагностика исходного уровня обученности и развития детей и подростков;

§    прогностическая оценка (перед контрольными видами деятельности) - оценка собственной готовности выполнять определенные учебные действия до начала их реального выполнения;

§ пооперационный контроль – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав учебного действия;

§ контроль по результату – осуществляется методом сравнения фактического результата и выполненных операций с образцом;

§ рефлексивная оценка – оценка выполненного действия, опирающаяся на понимание принципов его построения;

§ тематический контроль – определение степени освоения обучающимися заданного в конкретной учебной задаче способа действия;

§ итоговый контроль – определение уровня сформированности предметных знаний и умений и надпредметных способностей на рубежных этапах образовательного процесса (четверть, полугодие, год).

1.5 Основная цель безотметочной системы оценивания заключается в постепенном формировании у обучающегося действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку).

1.6 Задачами системы промежуточного оценивания учебных достижений учащихся является:

§ определение степени освоения обучающимися способов деятельности с изученными предметными понятиями, обеспечение успешности обучения, целенаправленная и своевременная коррекция текущих результатов обучения;

§ ориентация учащихся на усиление мотивов познания, закрепление в них веры в собственные силы, педагогическая поддержка учебной активности и самостоятельности обучающихся;

§ соотнесение фактического уровня предметных знаний и надпредметных умений с требованиями государственного образовательного минимума, контроль выполнения учебных планов и программ;

§ обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства.

1.7 Динамика развития учащихся диагностируется педагогом-психологом с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов по следующим параметрам:

· сформированность действий самоконтроля и самооценки;

· учебная мотивация;

· умение самостоятельно учиться;

· способность к рефлексии;

· способность к аналитическим действиям.

1.8. Повторное обучение на начальном этапе развивающего образования не допускается. Решение об оставлении ученика на повторное обучение может быть принято педагогическим советом лицея в случае длительной болезни ученика или при наличии у него серьезных трудностей в усвоении программного материала, обусловленных отклонениями в развитии ребенка по мотивированному заключению психолого-медико-педагогической комиссии с письменного согласия родителей.

 

2. Содержание, формы и периодичность промежуточного оценивания учебных достижений обучающихся в 1-6 классах

 

2.1. Текущее оценивание освоения предметного содержания в классах развивающего обучения проводится в строгом соответствии с технологической картой данной системы на этапе конкретизации изучаемого понятия и предусматривает выявление индивидуальной динамики качества знаний каждого учащегося на основе учебных действий самоконтроля и самооценки.

2.2. Содержание и форму организации промежуточного оценивания определяет учитель исходя из логики развертывания учебного материала, особенностей формирования классного сообщества, развития учащихся и других обстоятельств. Избранная форма фиксируется в календарно-тематическом плане по каждой теме учебной программы. Содержательный анализ выполненной работы делается на основе четких критериев и отражается в классном журнале, диагностической карте и дневнике учебных достижений.

2.3. Для контроля и оценки освоения предметного содержания используются:

· стартовые проверочные работы;

· итоговые контрольные работы;

· тестовые диагностические работы;

· текущие проверочные работы;

· публичные предъявления результатов творческой, проектной и исследовательской деятельности учащегося или группы;

· «портфель» достижений ученика.

2.4. Стартовая работа (проводится в начале сентября) призвана определить актуальный уровень знаний учащегося, необходимый для продолжения обучения, что позволяет организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также наметить зону ближайшего развития ученика в предметном содержании. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в классном журнале, в диагностическом листе класса, учащимся – в оценочном листе и дневнике достижений.

2.5. Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым овладевает учащийся в рамках данной учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются учащимися в специальной тетради и учителем в классном журнале.

2.6. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач. Результаты этой работы фиксируются учителем в классном журнале, а учащимся - в оценочном листе и дневнике достижений.

2.7. Итоговая контрольная работа включает в себя все основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только предметных знаний, но и надпредметных умений, характеризующих развивающий эффект обучения. Данная работа может проводиться в несколько этапов. Её результаты фиксируются учителем в классном журнале, учеником - в дневнике достижений. Материалы итоговой контрольной работы обобщаются в аналитической справке

2.8. Предъявление (демонстрация) достижений ученика или группы в творческой, проектной, исследовательской деятельности проводится публично. Эта форма оценки характеризуется тем, что в ней смещается акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме (его достижения).

2.9. «Портфель» достижений представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности школьника. Содержание «портфеля» включает в себя три обязательных элемента:

· краткое описание автором (владельцем) цели и содержания «портфеля»;

· авторские работы (продукты учебно-познавательной деятельности), сертификаты общественного признания;

· самоанализ и планы на будущее.

Оценка «портфеля» осуществляется качественно на специально организованных общественных смотрах. Результаты оценки фиксируются в сертификатах и сводных таблицах.

 

3. Ведение оценочной документации участниками образовательного процесса

Документация учителя:

3.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, в котором обозначаются контрольно-оценочные виды деятельности.

3.2. Классный журнал является главным документом учителя.

3.2.1. Классный журнал заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются, а качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«V» – хорошо знает и может применить на практике в данной и других предметных областях;

«+» – знает;

«–» – не знает,

которые корректируются по мере усвоения учащимися темы. В нижней части левой страницы разворота журнала записываются тема, все виды работ проверочного характера и пооперационный состав действия, которым должны овладеть учащиеся в ходе изучения данной темы.

3.2.2. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:

· сначала оценивается выполнение учеником всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная им по всем заданиям;

·  результат переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу;

·  количественные результаты проверки, выраженные в процентном отношении, фиксируются учителем в классном журнале;

·  качественная пооперационная оценка фиксируется в классном журнале;

· качественная оценка фиксируется учителем и учащимися в дневнике достижений (диагностической карте).

3.2.3. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:

- самый высокий уровень – 85-100%;

- высокий уровень – 70-84%;

- средний уровень – 50-69%;

- ниже среднего – 30-49%;

- низкий уровень – менее 30%.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфеля» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

3.3. Количественная характеристика знаний, умений и навыков отражается в итоговом оценочном листе только с 5-го класса. В 1-2-х классах используется содержательная качественная характеристика достижений и трудностей учащихся.

3.4. Для коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

· динамику развития учащихся за учебный период;

· уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

· процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

· уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

· сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);

· выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

3.12. При переходе учащихся в другую школу учитель выставляет в личное дело ученика отметки (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству усвоения предмета, используя следующие измерители:

 

Качество усвоения предмета, % Отметка в 5-балльной системе
85-100 «5»
65-84 «4»
40-64 «3»
Менее 40 «2»

 

Документация учащегося:

3.6. Для отслеживания динамики учения и обучения учащиеся должны иметь специальные тетради – «Мои достижения по … (учебный предмет)». В этих тетрадях отражаются и результаты всех тестово-диагностических, текущих проверочных работ, «карты знаний», оценочные листы к данным работам.

3.7. Для тренировочных работ, для предъявления работ на оценку используется рабочая тетрадь. Учитель осуществляет проверку работ в данной тетради только по предъявлению учащегося.

3.8. Для фиксации «открытий», новых способов действия и правил используется специальная тетрадь «Тетрадь открытий по… (учебный предмет)». Данная тетрадь служит личным справочникам, «помощником» в учении ученика.

3.9. Для определения стартовых возможностей ученика в начале года используется общая тетрадь «Тетрадь для стартовых и итоговых работ». Данная тетрадь создается на весь период обучения и одна на все основные предметы. В ней отражаются тексты и результаты всех стартовых и итоговых работ по каждому из учебных предметов.

Административная документация:

3.10. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все необходимые материалы учителей, учащихся и психолога для создания целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.

3.11. Все материалы, получаемые от участников учебного процесса, заместитель директора лицея по учебно-методической работе классифицирует по классам, по отдельным учащимся, используя информационные технологии с целью определения динамики в образовании учащихся от 1-го к 4-му классу, от 5-го к 6-му классу.

3.12. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей заместитель директора лицея проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: