Даже если получатель получает сообщение и честно пытается его декодировать, понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении (например, музыка, которую слушает коллега, мешает вашему телефонному разговору), либо в сфере эмоций человека, участвующего в коммуникативном процессе (когда получатель не может сосредоточиться на послании, так как озабочен состоянием здоровья больного родственника). Помехи могут сделать невозможными коммуникации: либо через них «прорывается» только часть информации, либо получатели неправильно интерпретируют значение сообщения. Выделяют три типа барьеров — личностные, физические и семантические.
ЛИЧНОСТНЫЕ БАРЬЕРЫ. Личностные барьеры — это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника. Нередко они возникают в связи с разницей в образовании, расе, поле, социально-экономическом статусе участников коммуникаций. Личностные барьеры обычно возникают на работе; наиболее общими примерами являются вредные вербальные привычки (например, не вызванное необходимостью повторение «э-э» или добавление в конце любого предложения «так сказать»). Мы все на собственном опыте узнали, что наши чувства зачастую ограничивают возможности общения с другими людьми, а ситуации на работе часто бывают точно такими же, как в личной жизни.
|
|
К личностным барьерам относится и так называемая психологическая дистанция — чувство эмоциональной несовместимости людей, аналогичное реальному физическому расстоянию между сторонами. Например, Маша привыкла вести разговор с Жанной «свысока». Жанну обижает такое обращение, и обида разделяет женщин.
Эмоции действуют как фильтры восприятия почти при всех видах наших коммуникаций. Мы видим и слышим, прежде всего, то, на что мы эмоционально «настроены»; фактически нашими коммуникациями руководят наши ожидания. Более того, мы живём не столько в реальной действительности, сколько в
-21-
нашей её интерпретации. Кто-то сказал: «Неважно, что вы говорите об этом, в действительности всё обстоит иначе», подразумевая, что послание отправителя в любом случае есть всего лишь результат эмоциональной фильтрации ощущений. Эффективность коммуникаций повышается, если чувства отправителя и получателя в отношении какой-то проблемы достаточно близки друг другу.
ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. Физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Физические барьеры — это неожиданный отвлекающий шум, который временно заглушает голос, передающий сообщение, расстояния между людьми, стены или статические помехи, возникающие во время приёма радиопередачи. Обычно участникам коммуникаций становится известно о возникновении такого рода барьеров, и они стремятся «преодолеть» препятствия.
|
|
Например, методы управления экологией, когда отправитель стремится так изменить окружающую обстановку, чтобы повлиять на чувства и поведение получателя, позволяют преобразовать физические барьеры в позитивные факторы коммуникаций. Аккуратность, расположение беседующих по одну и ту же сторону стола, соответствующее количество условных обозначений, растений и настенных украшений, несомненно, влияют на ощущения посетителя.
Когда в кабинет Кармен Валенсия заходили посетители, хозяйка обычно сидела за своим столом, а собеседник располагался на некотором расстоянии с другой стороны стола, что создавало психологическую дистанцию между собеседниками и чётко указывало на старшинство при взаимодействии. Позже Кармен сделала перестановки в кабинете, так что её посетители садились рядом с ней, с той же стороны стола, что предполагало большую восприимчивость и равенство сторон. Ещё одним новшеством стало появление на столе менеджера места для совместного просмотра рабочих документов. Если Кармен хотелось установить менее формальные отношения, особенно с членами её команды, она обходила стол спереди и садилась на стул рядом с посетителем.
Поведение Кармен иллюстрирует практику поддержания во время коммуникаций соответствующей физической дистанции между сторонами. Исследова-
-22-
ния такого разделения в пространстве называются проксемикой (изучением взаимодействия человека и окружающей среды), которая включает исследование различных образцов установления межличностной дистанции внутри и между культурами. В США общепринятая практика предполагает интимное об щение между близкими друзьями на очень небольшом расстоянии между ними (например, 15-50 см); разговоры между знакомыми обычно происходят на личностной дистанции около 1 м; дискуссия между коллегами протекает на социальной дистанции 1,2-3,5 м; обезличенные и формальные разговоры требуют публичного (т. е. превышающего 3,5 м) расстояния.
Важно не только знать и соблюдать общепринятые практические методы, соотнося их с характером взаимосвязей (интимные, дружеские, служебные или случайные) между двумя сторонами, но и адаптировать их к культурным различиям. Например, в латиноамериканской или азиатской культурах обычно отдают предпочтение меньшим дистанциям при личных разговорах. Таким образом, отправитель должен быть осведомлен о культурных нормах и предпочтениях получателя, а также постараться понять их и приспособиться к ним.
СЕМАНТЧИЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. Семантика — это наука о значении в отличие от фонетики, науки о звуках. Практически все коммуникации осуществляются посредством символов (слов, рисунков и действий), несущих в себе определённые значения. Символы представляют собой некие описывающие определённые территории «карты», но они, ни в коем случае не являются собственно территорией; т. е. получателю необходимо декодировать их и интерпретировать.
Семантические барьеры возникают на базе ограничений используемых нами в коммуникациях символов. Символы обычно многозначны, но мы должны выбрать одно, предназначенное именно нам значение, в противном случае и возникает непонимание. Вспомните случай с инженером-железнодорожником, который неверно истолковал сленговое выражение «работать, как черт», поэтому отреагировал на него излишне эмоционально. Семантический барьер привёл к возникновению эмоционального барьера, и возможность продолжения
|
|
-23-
общения оказалась заблокирована.
Особенно сложные проблемы возникают при попытке осуществления коммуникаций между представителями различных культур. Обе стороны не только должны знать буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования (тон, громкость и сопутствующие невербальные жесты).
Всякий раз, когда мы интерпретируем символ на основе наших предположений, а не фактов, мы делаем умозаключения, которые являются существенной частью коммуникаций. Обычно мы не имеем возможности избежать их, так как работа сознания не может остановиться, дожидаясь получения сообщения в полном объёме и его принятия. Поскольку умозаключения могут дать ошибочный сигнал, нам всегда следует помнить об этом и относиться к ним весьма осторожно. Если возникают сомнения, необходима дополнительная информация6.
Один из самых распространённых видов семантического барьера — внутригрупповой язык (сленг или жаргон). Трудовые, профессиональные и социальные группы часто создают жаргон, понятный только членам этих групп, он облегчает внутригрупповое общение. Однако при взаимодействии с другими людьми, не входящими в эту группу, и с другими группами его использование создает серьезные препятствия общению.
Наряду с перечисленными видами коммуникационных барьеров следует учитывать перегрузку и нежелание делиться информацией.
Перегрузки каналов коммуникации возникают, когда объём информации на входе в канал общения существенно превышает возможности её обработки или реальные потребности получателя.
Нежелание делиться информацией, поскольку обладание ею — один из источников власти. Люди, располагающие важной информацией, имеют возможность использовать её для влияния на других и на процесс принятия решений, поэтому они «выдают» её в виде сообщений в зависимости от того, насколько
__________________________________
6 Ньюстром Джон. Организационное поведение. Стр. 58 – 60.
-24-
это необходимо в конкретной управленческой ситуации. Информацией не хотят делиться, чтобы использовать её в подходящий момент.
|
|
Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Дефицит информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений и выполнения производственных задач, может стать причиной снижения результативности и эффективности деятельности организаций. В связи с этим специалисты по управлению уделяют много внимания совершенствованию коммуникаций в организации и созданию сетей, обеспечивающих эффективный обмен деловой информацией между отдельными сотрудниками, выступающими в качестве руководителей, исполнителей и коллег, и между структурно-функциональными подразделениями.
Снижение показателей работы может произойти как из-за задержек в выполнении необходимых производственных операций, так и вследствие конфликтов, вызванных повышенным эмоциональным напряжением, спровоцированным самим фактом отсутствия нужной информации.
Связь между степенью эмоционального напряжения, испытываемого субъектом поведения, и недостатком информации изучал отечественный учёный В.П. Симонов. Согласно предложенной им информационной теории эмоций, отвечающей на вопрос, что является причиной эмоционального беспокойства и перевозбуждения, в основе подобных эмоциональных состояний лежит дефицит важной информации, необходимой для успешного разрешения конкретной проблемной ситуации.
Зависимость между степенью эмоционального напряжения и величиной дефицита требуемой информации можно выразить с помощью следующей формулы:
Э = П (ИП – ИС),
где П — потребность в чём-либо;
Э — степень эмоционального напряжения;
ИП — информация, требуемая для того, чтобы предпринять действия,
ведущие к удовлетворению дайной потребности;
-25-
ИС — имеющаяся в наличии у субъекта поведения информация, которой может быть использована для целенаправленного поведения.
Сложность практического применения этой формулы заключается в отсутствии другого способа количественной оценки сомножителя П, кроме того, который предлагается автором данной теории в идее вычисления разности между объемами информации двух видов: имеющейся в наличии и объективно необходимой. Поэтому с точки зрения математики данная формальная запись зависимости между степенью эмоционального напряжения и наличием актуальной информации представляется не вполне корректной. Поэтому предлагается другая формула, более строгая в математическом отношении и отражающая суть ответа на два вопроса: во-первых, что лежит в основе эмоционального напряжения и, во-вторых, как соотносятся между собой его величина и указанная причина
ЭП = F(ИП - ИC),
где ЭП — степень эмоционального напряжения, связанного с неудовлетворением П.
Таким образом, читать и понимать данную запись следует так: степень эмоционального напряжения, вызванного недостаточным удовлетворением какой-либо потребности, зависит (т. е. является функцией) от дефицита информации, необходимой для целенаправленного поведения, ведущего к её удовлетворению.
Выводы, которые можно сделать, используя информационную теорию эмоций для совершенствования организационных коммуникаций, следующие:
§ менеджменту и рядовым исполнителям необходимо возможно точно знать, какая информация и в каком объёме им необходима для качественного и своевременного выполнения служебных обязанностей и заданий;
§ в связи с тем, что производственная ситуация и планы организации постоянно меняются, следует периодически проводить мониторинг состояния коммуникационных сетей, уточняя их способность к передаче информации в полном объеме и без искажений;
-26-
§ следует поощрять инициативу сотрудников, направленную па поиск информации, способствующей более качественному выполнению их функций, достижению целей подразделений и организации в целом7.
________________________________
7 Оксинойд К.Э. Организационное поведение. Стр. 335 - 337.
-27-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит своё существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений. Коммуникация представляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации. Коммуникации – это связующие нити, объединяющие взаимозависимые части организации.
Коммуникация является не только существенным элементом внутреннего функционирования организации, но и играет жизненно важную роль в обмене информацией между организацией и средой. Система коммуникации служит средством включения организации в их внешнюю среду.
Решающим соображением в пользу изучения коммуникаций в организации является тот факт, что они осуществляются в сильно регламентированных условиях, когда на процесс коммуникации воздействует организационная структура. Так, коммуникация между подчинённым и руководителем существенно отличается от коммуникации между людьми с равным статусом в организации.
-28-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиев В.Г.
Организационное поведение: Учебник для вузов/ В.Г. Алиев, С.В. Дохолян; Минобразования РФ, учеб. – метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004 год. – 310 страниц.
2. Глумаков В.Н.
Организационное поведение. Учебное пособие/ ВЗФЭИ. – Москва: ЗАО «Финстатинформ», 2002 год, 1 – 256 страниц.
3. Дорофеев В. Д., Шмелева А. Н., Частухина Ю.Ю.
Организационное поведение: Учебное пособие. – Пенза: Издательство университета, 2004. – 142 страниц.
4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И.
Организационное поведение: Учебник. – Экономистъ, 2006 год. - 665 страниц.
5. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О.
Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008 год. – 384 страницы.
6. Ньюстром Д.В., Дэвис К.
Организационное поведение. – СПб., Питер, 2000год. – 448 страниц.
7. Оксинойд К.Э.
Организационное поведение/ К.Э. Оксинойд. – Москва: КНОРУС, 2009 год. – 480 страниц.
-29-