Методы организации внеклассной работы по физической культуре

Содержание

Введение

Глава I. Определение и содержание методов внеклассной работы по физическому воспитанию……………………………………………………………………….……...7

1.1.Методы об организации внеклассной работы…………………………………………………………………………………....7

1.2.Методы организации внеклассной работы по физической культуре………………………………………………………………………………….9

Глава II. Внеклассные спортивно - массовые мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников, основные формы и методы их проведения……………………………………………………………………………...12

2.1.Праздники здоровья и их значение в эмоционально-игровой деятельности школьников…………………………………………………………………………….12

2.2. Туристические (пешие) походы и экскурсии……………………………………………………………………………….24

2.3. Наркомания, токсикомания, табакокурение. Беседы по предупреждению их в сфере обучающихся (школьников)……………………………………………………………………….......26

Заключения………………………………………………………………………28

Список использованной литературы……………………………………………………………………………...30

 

Введение

         Актуальность исследования.

   Среди социально-культурных проблем, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, выделяется проблема формирования всесторонне развитый личности. В основе характеристики личности лежат три ведущих признака: а) гармоничное развитие (достижение адекватного соответствующего) индивидуального уровня умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического развития человека в их взаимосвязи; б) социальная активность (отношение человека к природе, обществу, к себе, когда он становится творцом нового); в) готовность к высоко-эффективный профессиональный деятельности и защите Родины (объем и уровень знаний, умений, желаний и возможностей человека).

   Готовность человека к адаптации в условиях современный жизни, современного производства зависит от уровня его здоровья.

   В условиях интенсивного достижений научно-деятельнической революции в повседневную жизнь появился социально – обусловленный гиподинамией. Недостаток двигательной активности приводит к разрушению уровня жизнедеятельности организма школьников, появлению новых болезней. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их регулярным тренировкам в свободное от учебы время.

  Здоровье подрастающего поколения – это нравственная и социальная. Молодой человек сам должен уметь быть не только здоровым и сильным, но и умным. Он будущий родитель здоровых детей.

  В настоящее время задачей каждого образовательного учреждения является, растить здоровых сильных, жизнерадостных детей. Занятия по физкультуре являются и должны быть основным направлением в достижении вышеперечисленных задач. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы:

  - государство;

  - родители;

  - учителя;

  -врачи.

  Но практика показывает, что усилия, прикладываемые им пока недостаточны, Здоровье детей с возрастом ухудшается, функциональные возможности в ходе учебы снижаются.

Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитание. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Существующая система школьного образования при всей ее научности не не учитывает главного: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Несоответствие школьной системы образования и развития личности ребенка конкретным закономерностям индивидуальности накладывает своеобразный порочный стеоротип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции «так принято, так надо! Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой.

   Таким образом, существуют противоречие между необходимостью усовершенствования процесса формирования физической культуры и навыков здорового образа жизни школьников, с одной стороны, и недостаточным информативно – методическим обеспечением данного процесса, с другой стороны. Исходя из противоречия мы определили проблему исследования: каковы формы и методы формирования физической культуры школьников и приобретения ими навыков ведения здорового образа жизни.

    Решение выявленной нами проблемы и составила цель нашего исследования.

    Объектом нашего исследования является теория и практика физической культуры школьников.

    Предметом исследования являются формы и методы внеклассной работы работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

    В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования нами определены следующие задачи исследования:

 

1. Проанализировать научно – методическую и художественную литературу по теме исследования, научные статьи и научно- популярные периодические издания.

2. Дать общую характеристику понятия «здоровье «и состояния учащихся в современной школе.

3. Выявить основные формы и методы организации внеклассных мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.

4. Разработать практические рекомендации по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма среди школьников.

    Для решения поставленных задачи нами использовались следующие методы исследования:  анализ и обобщение научно – методической литературы по проблеме исследования.

    Практическая значимость работы: рассмотренные методы внеклассной работы по физическому воспитанию позволят эффективно организовать досуг школьников и направить их к осознанию важности – здорового образа жизни.

   

 Глава 1. Определение и содержание методов внеклассной работы по физическому воспитанию

            1.1Методы организации внеклассной работы

     Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

   Внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических т духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично – добыто на всю жизни.

     Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.

      Индивидуальная работа -это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка упражнений, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти свое место в общем деле, Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

   Кружковая внеклассная работа  способствует выявлению и развитию интересов творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие ее формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, демонстрация спортивных достижений. Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

    К объединяющим формам  работы относятся детские клубы, общества. Широкое распространение получают спортивные клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: волейбольные, футбольные, лыжные, баскетбольные и т. д.

    Формы массовой работы принадлежит к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный хват многих учащиеся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требую непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционный формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4 – 5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые творчество школьников. Их цель – вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых, Смотры – наиболее общая соревновательная форма массовый работы. Их задача – подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

 

Методы организации внеклассной работы по физической культуре

В каждой школе должна быть общешкольная программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья.

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дня, недели, месячника здоровья как видов эмоционально-игровой деятельности. которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала. Совместные действия подсистем "учитель - ученик", "родитель - ученик", "ученик - ученик" раскрывают новые грани понимания того или иного вопроса.

Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма. Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональщто). Это особенно важно при формировании интереса учащихся к своему «Я» - «Я девочка (девушка)», «Я мальчик (парень)».

При внеклассных формах работы учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательным процессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит:

1) Составление, оформление, разъяснение правил для дежурного по классу, столовой, мастерской, спортивному залу, школе, отряду, лагерю и т.д., а также контроль за их выполнением;

2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе;

3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня;

4) Обучение гигиеническим правилам в лагерях труда и отдыха, школах-интернатах и контроль за их выполнением;

5) Организация работы учащихся по благоустройству школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях, колхозах и совхозах и контроль за их выполнением;

6) Подготовка и проведение праздников здоровья.

Чтобы правильно организовать труд школьников, особенно старших классов, учителю целесообразно руководствоваться основами законодательства по охране труда подростков, учитывать медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у «подростковых» врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: