Праздники здоровья должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье.
Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому коллективу необходимо:
- пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся;
- осваивать самим правила физической и гигиенической культуры;
- уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья;
- вызывать у школьников интерес, вырабатывать потребность постоянно заботиться о своем здоровье;
- убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности.
Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:
1) материалом учебных программ, школьных учебников, методических разработок для данного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним);
2) показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит подобрать актуальные для детей вопросы, знания и т.д.);
3) фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса, определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного дня);
4) знакомство с литературой по формированию гигиенических навыков.
Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.
Выбрав тему, классный руководитель либо учитель, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы, врачей-валеологов территориальных центров здоровья, социальных педагогов, психологов. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья.
Праздник здоровья - итог дня, недели, месячника здоровья, поэтому в период работы над сценарием вся программа предыдущих праздников здоровья уточняется и оформляется в виде специальной наглядной информации.
Праздник здоровья может проходить в различных формах: «Путешествие в страну Здоровья», «Клуб веселых и находчивых», «Конкурс знатоков здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Дискотека здоровья», «Вечер здоровья» и т. д. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших -соответственно 90-150 минут 1 -2 раза в учебный год.
В праздниках участвуют ученики параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему «Мое здоровье», составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т.д., а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника.
Заранее готовятся атрибуты праздника, протоколы, подбираются игры, танцы, эстафеты и музыкальное сопровождение. Жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце: подведение итогов, и награждения (важно, чтобы все участники праздника были награждены, т.е необходимы вниманием жюри.
Примерные программы дня здоровья.
1. Гимнастика до уроков (по классам)
2. Уроки «Человек и его здоровье».
3. Динамическая перемена на пришкольном участке: после 2 го урока для 1-2 классов, после 3-го для 3-4 кл.
4. Обед «здоровье»
5. Организованный праздник «здоровье»
6. Заседание педагогического коллектива. За круглым столом «здоровья» подводятся итоги праздника определяются лучшие учителя.
Таблица 1
Примерная программа недели здоровья для учащихся 3-4-х классов.
№ п/п | Мероприятия | Выполнение | Ответственный |
1 | Контроль за выполнением дежурных по классу, оценка | Ежедневно | Дежурный учитель |
2 | Контроль за соблюдением правил личной гигиены учащимися после урока физкультуры, оценка | Ежедневно | Врач, медсестра, учащиеся |
3 | Открытые уроки здоровья: В 3-х классах В 4-х классах | Понедельник, вторник | Врач, завуч врач, завуч, директор |
4 | Динамическая перемена, ее гигиеническая оценка | Ежедневно | Медсестра, дежурный врач |
5 | День бегуна | Среда | Преподаватель физкультуры, завуч, медсестра, врач |
6 | Сочинение «Мое здоровье» в 4-х классах | Четверг | Учитель класса, врач |
7 | Методическое совещание учителей по вопросу преемственности преподавания правил личной гигиены учащимся 1-4-х классов | Четверг | Учителя младших классов, врач |
8 | Праздник здоровья «Сам себе доктор» | Пятница | Учитель, врач |
При подготовке и проведении месячника здоровья программой предусматривается большее количество мероприятий. Кроме названных в программе дня и недели здоровья могут проводиться:
- консультации медицинских работников школы для родителей на актуальные темы, например «Профилактика утомления учащихся»;
- цикл лекций для воспитателей по проблемам валеологии;
- семинар-практикум для учителей по теме «Взаимосвязь формирования навыков по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках биологии и физкультуры;
Конкретное время (число, час) указывается для всех мероприятий. Месячник заканчивается общешкольным праздником здоровья.
Все этапы подготовки и проведения должны анализироваться на основе обсуждения, следует учесть замечание и предложения детей, участвовавших в праздниках.
Своевременное внесение исправлений в программы дней здоровья обеспечивает совершенствование обучения и воспитания учеников, позволяет накопить банк программ, сценариев праздников для последующего их использования.