Гипноз: измененное состояние или черта личности?

 

Будучи очень модным в XIX в., изучение гипноза в первой половине ХХ века перестало вызывать интерес. Только к 50-м годам некоторые ученые снова энергично взялись за эту тему, и хотя споры еще не утихают, было, однако, собрано много фактов, заслуживающих серьезного рассмотрения.

Прежде всего, в гипнозе выявляется что-то общее со сном и медитацией. Так же как и эти ИСС, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Субъект по существу должен сосредоточиться на каком-то одном сенсорном стимуле – например, пристально смотреть в глаза экспериментатору или фиксировать взором какую-нибудь точку на стене, а в это время ему предлагается ни о чем другом не думать и постепенно засыпать. Но на этом все сходство кончается. В отличие от других ИСС гипноз не сопровождается физиологическими отклонениями от состояния бодрствования: мозговые волны чаще всего остаются волнами бодрствующего человека, содержание кислорода и двуокиси углерода в крови не изменяется, как это бывает во время сна или медитации.

Если субъект легко поддается гипнозу и полностью доверяет гипнотизеру, то очень узкая направленность внимания позволяет ему расслабиться и полностью сосредоточиться на внушениях гипнотизера. Начиная с этого момента, он проявляет интерес только к тем событиям, которые ему предлагается воображать, независимо от всего остального, что происходит вокруг. Он соглашается выполнять действия, подчас очень насыщенные эмоционально или же такие, которые он никогда не стал бы совершать в состоянии бодрствования.

Все происходит так, как будто испытуемый согласился отказаться от своего собственного здравого смысла. Отмечается, однако, что никогда нельзя было добиться, чтобы испытуемый под гипнозом совершал действия, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии.

Проснувшись, испытуемый забудет все или почти все, что произошло во время сеанса, или, наоборот, вспомнит все подробности. Это будет зависеть от того, что ему внушалось: забыть или помнить.

Но как можно объяснить, что загипнотизированный человек способен пройти через всю комнату, ни на что не наткнувшись, или может правой рукой описать на бумаге болезненные ощущения, которые испытывает в левой руке, в то время как сам вслух утверждает, что ничего не чувствует?

Хилгард (1977 г.), чтобы объяснить такого рода явления, выдвинул гипотезу о существовании внутреннего «скрытого наблюдателя», который, видимо, не сознавая этого, находится в курсе того, что «переживает» другая часть личности. Он высказал мысль, что сознание не является чем-то неделимым и что между различными его элементами, определяющими поведение, гипноз в зависимости от обстоятельств может вводить «барьеры» разной степени эффективности. Здесь следует напомнить и о гипотезе, выдвинутой Фишером, который рассматривает психическую жизнь как ряд слоев, соответствующих различным уровням бодрствования, по которым одни из нас могут путешествовать легче, чем другие. По мнению Фишера, это способна делать одна треть всех людей, но только третья часть этой три обладает «гипнотической восприимчивостью». Может быть, эти люди просто имели возможность лучше развить способности, заложенные в каждом из нас. Это позволяет им жить одновременно на разных уровнях, когда они оказываются под контролем внешней действующей силы.

 

Память, связанная с определенным состоянием сознания

В фильме «Огни большого города» Ч.Чаплин рассказывает историю одного пьяного в стельку миллионера, которого Чарли спасает от самоубийства. Всякий раз, когда миллионер в пьяном виде встречает Чарли, он обходится с ним как с лучшим другом и приглашает его к себе. Но когда наутро миллионер трезвеет, он видит в Чарли лишь незваного гостя и выставляет его за дверь. Это классический пример приведенный Фишером (1971 г.); он показывает, что человек иной раз может вспомнить определенные события только тогда, когда он вновь окажется в том же состоянии, в каком он был, когда эти события с ним произошли.

Левинсон (1967 г.) описал случаи с больными, которые под гипнозом были приведены в состояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова, произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон.

Это явление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллеги (1969 г.) давали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, что испытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвом состоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другие исследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознавать геометрические фигуры: первая – после приема амфетаминов, вторая – после приема барбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошо вспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того же препарата, который они принимали перед запоминанием.

Овертон (1974 г.) наблюдал то же самое у крыс, которых, когда они находились под воздействием наркотика, обучили поворачивать в лабиринте направо. Эти крысы были способны снова выполнить эту задачу только в том случае, если им опять вводили наркотик: в противном случае они вели себя так, как будто никогда этому не обучались.

Фишер сравнивает различные состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег. Таким образом, для человека возможнее ряд различных существований, и они могут продолжаться от сновидения к сновидению, от одного психологического кризиса к другому, от одной ситуации экстремальной напряженности к другой ситуации того же типа, от одного творческого эксперимента к другому, от одного приступа шизофрении к следующему приступу и т.п.[16]

 

Заключение

      

       В ходе проведенного исследования можно заключить, что сознание - субъективная переживаемая последовательность событий, противопоставленная бессознательным процессам, например таким, которые возникают в вегетативной нервной системе. Сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Сознание помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

  Традиционно признаются лишь два состояния сознания, присущие всем людям: сон и состояние активного бодрствования. Однако вклад восточной культуры, изучение действия наркотиков, психоделиков и новый подход к понятию душевной «болезни» подводят нас к тому, чтобы рассматривать человеческое существо во всей его полноте, учитывая все разнообразие состояний сознания.

  Пути к измененным состояниям сознания многочисленные, от оргазма, до эмоций, вызванных красотой пейзажа или произведением искусства. Однако воспитание имеет тенденцию ограничивать стремление к подобным состояниям, чтобы удерживать людей в русле адаптации к физической и социальной действительности.

  На сегодняшний день нам хорошо известно значение сна для человека. Сон является восстановительным процессом вегетативных и мозговых функций, а также самым элементарным ИСС, в которое погружается каждый человек ежедневно. Различные виды медитации направлены на сосредоточение внимания субъекта с целью сузить поле его сознания. При этом организм расслабляется и сознание концентрируется на внутреннем мире, что может позволить человеку как бы изнутри взглянуть на самого себя.

  Применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучения семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека.

  Для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмоциях разработан современный метод самопомощи – ребёфинг, применяющий определенные техники дыхания (психотехники дыхания), позволяющие погрузиться в ИСС. Ребёфинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, хорошее здоровье, внутреннюю гармонию личности.

  Холотропная терапия – психотерапевтическая методика, направленная на «восстановление целостности». Она способствует активизации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие, что вызывает неординарные состояния сознания, в которых человеческая психика оказывается способной к спонтанной целительной активности.

  Согласно Д.Л. Спиваку, (1986, с. 84) каждому из составляющих сознанию уровней соответствует свой «язык», свои интонационные характеристики (мелодические контуры и спектры), параметры темпа речи, т.е. определенная система лексико-грамматических средств. Зная эти характерные признаки языковой упорядоченности соответствующего уровня, используя специфический «язык», возможно установить продуктивное речевое общение с человеком в ИСС, что позволит добывать и анализировать информацию, полученную из глубин бессознательного.

Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов: от физиологического сна, до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенный в группу по одному единственному признаку – отличию от «нормального», повседневного состояния сознания – определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальностей.

По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека.

Однако до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразный методологический подход, который с одной стороны рассматривает сознание как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой – изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом.

Без преувеличения, вопрос о том, будет ли процесс изменения сознания доведен до логического завершения, либо остановится в наиболее драматический период развития, имеет первостепенное значение во врачебной практике. Есть существенное житейское различие между психопатологическим завершением изменений сознания и появлением нового возвышающего опыта у обычного человека, с его законными потребностями в счастье, удовлетворенности и жизненной обеспеченности. Здесь приобретают важность биологические, социокультурные факторы, роль профессионалов.

Взаимодействие этих факторов определяет динамику ИСС и здоровье конкретного пациента, однако сами эти факторы в данном контексте привходящи и вторичны, они лишь оформляют то, что названо становлением личности, духовным развитием. Возвышающий процесс протекает согласно собственным интрапсихическим, трансиндивидуальным закономерностям и задается адаптивной направленностью сознания.

Список литературы

1. Гарфилд П. Управление сновидениями. Сборник. Москва: Беловодье. 1994

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Москва: Мир. Изд. 2-е стереотипное. 1996

3. Гроф С. За пределами мозга. Москва: Центр Соцветие. 1992

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного // Вопросы психологии. 1991, с. 13-36

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя.

6. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. Москва: изд. Моск. Университета. 1992

7. Данилова Н.Н. Психофизиология. Москва: Аспект-Пресс. 2000

8. Дружинина В.Н. Соверменная психология. Москва: Инфра-М. 1999

9. Зинченко В.П. Миры сознания и струткура сознания // Вопросы психологии. 1991, с. 13-36

10. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребёфинг. ТФ ИНКАМ. СПб. 1993

11. Майков В.В., Петрова В.П. Пневмосинтез: путь к интеграции. Москва. 1989

12. Маккенна Т. Пища Богов. Москва: ИТП. 1995

13. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер. 2002

14. Молчанов В.Т. Парадигмы сознания и структура опыта // Логос, 1992, с. 7-36

15. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Москва: Прометей. 1989

16. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. Москва: Рефл-бук. 1998

17. Петросян С.Р. Проблема популярности психоактивных веществ. Москва. 1998

18. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптиация. Москва: Наука. 1984

19. Сельченок К.В. тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. Минск: Харвест. 1998

20. Смирнов И.В. Психотехнологии. Москва: Прогресс. 1995

21. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс. 1990

22. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Москва: Рефл-бук. 1996

  

  

  

 

  

 

 

 


[1] Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. Москва: Рефл-бук. 1998

 

[2] Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение. М.: Мир, 1988.

[3] Спивак Л.И., Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. 1996. №4.

[4] Смирнов И.В. Психотехнологии. Москва: Прогресс. 1995

[5] Маккена Т. Пища Богов. Москва: Прометей. 1989.

[6] Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. Москва: Беловодье. 1994

[7] Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник.- М.: Беловодье, 1994.

[8] Смирнов И.В. «Психотехнологии». Москва: Прогресс. 1995.

[9] Cowell E.B., Müller F.G., Takakusu T. (Eds), 1969. Budhist Mahâyâna texts.

[10] Ferguson M., 1974. La revolution du cerveau, Paris, Calmann-Lévy.

[11] Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. ТФ «Икам». С.-Петербург, 1993.

[12] Элиаде М., Мифы, сновидения, мистерии. М., Рефл-бук. 1996

[13] Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН РАН. 1993

[14] Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. ТФ «ИКАМ». С.-Петербург. 1993

[15] Гроф С. За пределами мозга. М.: Центр «Соцветие». 1992

[16] Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс 1990



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: