Контроль финансовых показателей деятельности предприятия

Неотъемлемой частью процесса контроля на предприятии является контроль финансовых показателей деятельности фирмы. С помощью функции контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии фирмы, о движении денежных средств, о доходах и расходах организации. Вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы.

  В процессе финансового  контроля происходит сбор информации, обработка, а затем ее дальнейший анализ о фактических результатах хозяйственной деятельности. 

Выявляются отклонения, для этого сравниваются фактические и плановые показатели, а затем анализируются причины отклонений.

Принимаются управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

   В процессе контроля служба бухгалтерии компании:

  Во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах хозяйственной деятельности.

  Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины.

В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.

Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:

- выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных);

- оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат;

- определяют характер отклонений и их причины;

-подготавливают возможные управленческие решения и рекомендации на основе анализа отклонений.

Чтобы выявить отклонения, специалисты службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. В первой таблице  представлен расчет отклонений фактических величин от плановых по доходным статьям, а во второй таблице  по расходным статьям.

 

Таблица1.

 Расчет отклонений фактических величин от плановых по статье “Доходы” за 2009 год

Виды доходов

План, руб

Факт,  руб

Отклонение, руб

Отклонение, %

Доходы от продажи туров 2 654 780 2 780 900 126 120 5
Доходы от экскурсионной деяельности 70  478 72 456 1 978 3
Доходы от др.видов деятельности 120 789 135 000 14 211 10
Итого доходов 2 846 047 2 988 356 142 309  

 

     Из таблицы видно, что ООО «Мир путешествий»  получила доходов  на 142 309 руб. больше, чем было запланировано. Из этого можно сделать вывод о качественном выполнении работы сотрудниками предприятия, о высоких продажах туров. 

 

По этому же принципу проведем анализ расходной части.

 

Таблица 2

Расчет отклонений фактических величин от плановых по статье “Расходы” за 2009 год

Виды расходов

План, руб.

Факт, руб.

Отклонение, руб.

Отклонение, %

Реклама 115 095 115 095 0 0
Аренда 130 456 120 200 -10 256 -8
Электроэнергия помещения 256 789 256 789 0 0
Оборудование 125 607 130 607 5 000 4
Амортизация 17 890 17 890 0 0
Затраты на связь 45 790 45 790      0 0
Организаторские затраты 30 789 30 789 0 0
ФОТ   945 500 945 500 0 0
Прочие расходы 50 500 65 300 14 800 22
Итого расходов 1 718 335 1 727 960 9 625  

 

Из таблицы видно,  что ООО «Мир путешествий» получила расходов на сумму большую, чем было запланировано (9 625 руб.). Это обусловлено прежде всего значительными расходами на оборудование, а так же затратами, связанными с прочими расходами. 

Контроль за движением денежных средств необходимо проводить регулярно. Он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выровнять показатели по году. Предприятие по итогам года получает данные о расходе денежных средств, а так же, об их перерасходе. Следовательно, необходимо внести корректировки в бюджет: сократить расходы на оборудование, а так же сократить расходы по статье «Прочие расходы». 

Необходимо установить лимиты и контроль за расходом денежных средств  бюджета предприятия. В итоге это позволит устранить возникшие превышения. На предприятии обязательно должен осуществляться контроль денежных средств, ответственным за это сотрудником, который принимает решения о внесении поправок в бюджет предприятия совместно с руководителем.

 

Заключение

На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Вследствие этого планы не всегда выполняются так, как было задумано. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

У руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению одной из важных функций управления – контроля.

     Для успешной деятельности в процессе управления возникает необходимость в осуществлении функции контроля, которая осуществляется на всех этапах управления, начиная с того момента, как предприятие  сформулировала цели и задачи.

      В данной курсовой работе, я рассмотрела, как осуществляется управленческий контроль на примере предприятия туризма ООО «Мир путешествий».

Был проанализирован контроль за  поведением фирм-конкурентов, а так же контроль за финансовыми показателями деятельности фирмы.

В целом фирма довольно успешно функционирует на рынке, реализуя туры по таким направлениям как пляжный туризм, а так же отдых в экзотические страны. Предприятие выигрывает в таких позициях, как:

- месторасположение

- средняя цена тура

- ассортимент

- высокое качество тура и обслуживания

Но основным отрицательным моментом является фактическое отсутствие  рекламы. Что свидетельствует о недостаточном распространении информации о деятельности предприятия среди населения.

В ходе анализа финансовых показателей деятельности предприятия было выявлено: 

- что фактические доходы превышают запланированные показатели. Из этого можно сделать вывод о качественном выполнении работы сотрудниками предприятия, о высоких продажах туров. 

- что фактические расходы, превышают запланированные показатели. Вследствие этого, необходимо установить лимиты и контроль расходов денежных средств  бюджета предприятия. В итоге это позволит устранить возникшие превышения. На предприятии обязательно должен осуществляться контроль денежных средств, ответственным за это сотрудником, который принимает решения о внесении поправок в бюджет предприятия совместно с руководителем.

 

 

Список литературы

 

1. Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: "Дело и сервис", 2007.

2. Алексашенко С. Финансовая стабилизация и промышленный

3. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. Н.П.Любушина – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2007. – 471 с.

4. Волошин Н.И., Исаева Н.В., Ильина Е.И., Курило Л.В. и др. Туризм как объект управления. М., Российская международная академия туризма, 2007 г

5. Козырева Т.В. Учет издержек в туризме, м, Финансы и статистика, 2007 г

6. Контролинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009.-279с.

7. Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 2007.

9. Туризм, как объект управления. под общей ред. КвартальноваВ.А., М., Финансы и статистика, 2009 г с.81

10. Хойер В Как делать бизнес в Европе., М.,Прогресс, 2008г.

11. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие / Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. - М.: Издательство ПРИОР, 2007. - 176 с.

12. Экономика туризма. Под ред. Квартальнова В.А., М., Финансы и статистика, 2006 г.

13. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие. – 2-е изд., 2009г.

14. Экономика туристического рынка - 2-е издание, М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н.Малыгина, 2009г.

15. Менеджмент в туризме: учебное пособие, С.С. Скобкин, 2007г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: