Оформление исследовательской работы

Автор курсовой или дипломной работы отвечает не только за содержание, но и за грамотность и аккуратность оформления исследовательской работы.

Текст работы должен быть набранна компьютере на одной стороне стан­дартного листа формата А-4 (210 × 297). Оформляется в соответствии с требова­ниями делопроизводства: печатается шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14, выравнивается по ширине, расстояние между строками - 1,5 интер­вала.

Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. При таких пара­метрах каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-70 знаков в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.

Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, за­ключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «СОДЕРЖА­НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце за­головка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предло­жений, их разделяют точкой.

Нумерация страниц исследовательской работы сплошная. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Цифру, обозначаю­щую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу. Нумерация начинается со второй страницы – «Содержание».

Приложения помещают после списка источников литературы в порядке их упоминания в тексте. Приложения нумеруются (если их несколько) последова­тельно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на от­дельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследователь­ской работы.

В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится факти­ческий и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).

Формулы следует выделять из текста в отдельную стро­ку. Выше и ниже ка­ждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений сим­волов и число­вых коэффициентов приводится непосредственно под фор­мулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояс­нения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной ну­мерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с пра­вой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. До­пускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют. Пример 1: расчет значения критерия Н:

                                                         (1)

   где N – общее количество испытуемых в объединенной выборке;

n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – сумма рангов по каждой группе.

 

Пример 2: расчет по критерию U Манна-Уитни:

 

                                                          (2)

 

где n1 – количество испытуемых в выборке 1;

 n2 – количество испытуемых в выборке 2;     

 nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;     

 Тх – большая из двух ранговых сумм.

При наличии в научно- исследовательской работе большого количества циф­рового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов опре­деленных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонта­ли и вертикали наборы количественных и качественных дан­ных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таб­лицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верх­нем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таб­лиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.

Каждая таблица должна иметь заголовок, который поме­щается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголо­вок начинаются с прописной (большой) бу­квы, точка в кон­це заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:

Таблица 1.

Сравнение интенсивности психологических защит в группах испытуемых

 

Механизм

психологической

защиты

Испытуемые с

низкой склонностью к аэрофобии

n=30

Испытуемые с

аэрофобией

n=30

 

t

среднее Ст. откл. среднее Ст. откл.
Отрицание 5,8 2 7,1 1,63 2,79**
Проекция 9,2 2 9,5 2,5 0,5
Замещение 7 3,4 7,1 2,8 0,12
Подавление 6 1,9 6,8 1,7 1,8
Интеллектуализация 8,5 1,6 7,6 1,8 2,01*
Регрессия 5,1 2,7 7,2 2,3 3,1**
Компенсация 8 2,1 8,7 2,6 1
Реактивное образо­вание 5,4 2,1 4,6 2,1 1,42

 

* p < 0,05 ** p < 0,01 

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинаю­щиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторя­ются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.

Для представления эмпирических данных полезно исполь­зовать такие гра­фические формы как диаграммы, гистограм­мы, а также различные графики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после тек­ста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.

Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графи­ков (Л.В. Куликов, 2001):

· График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

· График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

· На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

· Линии на графике должны отражать значимость пара­метра, важнейшие не­обходимо обозначать цифрами.

· Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось орди­нат).

· Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и тре­угольниками.

Диаграммы используются главным образом для изобра­жения соотношения между величинами. Это способ графи­ческого изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны вели­чинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистог­рамма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основа­ниями на одной пря­мой (например, оси абсцисс).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обознача­ются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабс­кими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей рабо­ты. При необхо­димости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы рав­ные примерно пропущенной строке. Пример 1:

 

Рис.1. Соответствие склонностей и способностей

к определенному типу профессий на начало и конец исследования

 

 

Пример 2:

 

 Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки испытуемых

 

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так всё видно». Должны быть названы все сходства и разли­чия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказатель­ность выводам.

Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выраже­ния: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, пред­ставлены)....», «как представлено на рисунке 6...», «что и отражено на рисунке  ...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо по­вторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).

При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, исполь­зованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).

При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количе­ственные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случа­ях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Много­значные количест­венные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (непра­вильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц изме­рения точки не ставятся (миллиметр – мм). Ко­личественные числительные при за­писи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются суще­ствительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (непра­вильно – «в 20-ти случаях из 100»).

Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и скло­няют­ся в тексте, то падежные окончания числительных, оканчиваю­щиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, со­сто­ят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Список литературы в научно-исследовательской работе представляет собой отражение тех источников, которыми пользовался автор при её написании. Список литературы должен содержать библиографическое описание всех источников, упо­минаемых в тексте, а также тех, которые были использованы автором в процессе подготовки работы, но не нашли своего непосредственного отражения в тексте.

Оформление списка литературы осуществляется алфавитным способом.При этом способе группировки фамилии авторов и заглавия (если ав­тор работы не ука­зан или авторов более трех) располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.

Если в списке литературы есть работы авторов-однофамильцев, порядок расположения источников зависит от инициалов авторов. Например:

Петровский А.В. Основы теоретической психологии. – М.:ИНФРА, 1998. – 525с.

Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. – 1975.- №3. – С. 26-37

При наличии работ одного автора в списке их обычно располагают в соот­ветствии с годом издания, начиная с более раннего. Например:

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое кон­сультирова­ние. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоро­вье России», 1993. – 172 с.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон­сультирова­ние. Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 205 с.

В выходных данных принято сокращать названия городов: М. – Москва; Л. – Ленинград; СПб. – Санкт-Петербург; К. – Киев; N.Y. – New York (Нью-Йорк); Р. – Paris (Париж); L. – London (Лондон); В. – Berlin (Берлин). Названия осталь­ных городов указываются полностью. Например:

Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по нематемати­ческим специальностям / А.Н. Бородин. - СПб.: Лань, 2006. – 254 с.  

Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онто­генеза //Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8-9. – С.7-15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: