Автор курсовой или дипломной работы отвечает не только за содержание, но и за грамотность и аккуратность оформления исследовательской работы.
Текст работы должен быть набранна компьютере на одной стороне стандартного листа формата А-4 (210 × 297). Оформляется в соответствии с требованиями делопроизводства: печатается шрифтом «Times New Roman», размер шрифта – 14, выравнивается по ширине, расстояние между строками - 1,5 интервала.
Текст работы следует печатать с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое – 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм. При таких параметрах каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания, т.е. 57-70 знаков в строке (без пробелов), 28-30 строк на странице.
Каждая новая глава и другие структурные элементы работы: введение, заключение, список литературы, приложения (кроме параграфов, входящих в состав глав) – начинаются с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», следует располагать в середине без точки и без кавычек, печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивать, отделять от текста расстоянием равным одной пропущенной строке. Слова в заголовках не переносятся, точка в конце заголовка, располагаемого в середине страницы, не ставится. Заголовки параграфов печатаются полужирным шрифтом, строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца отделяются с двух сторон расстоянием равным одной пропущенной строке. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
|
|
Нумерация страниц исследовательской работы сплошная. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу. Нумерация начинается со второй страницы – «Содержание».
Приложения помещают после списка источников литературы в порядке их упоминания в тексте. Приложения нумеруются (если их несколько) последовательно арабскими цифрами, сквозной нумерацией (Приложение 1, 2, 3). Страницы в приложениях не нумеруются. Каждое приложение необходимо выполнять на отдельном листе. Приложения не засчитываются в заданные объёмы исследовательской работы.
В научно-исследовательских работах студентов обычно приводится фактический и цифровой материал. Наглядность ему придаёт использование формул, таблиц, иллюстративного материала (схем, графиков, диаграмм, рисунков и др.).
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. Номер размещается с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула, то её не нумеруют. Пример 1: расчет значения критерия Н:
|
|
(1)
где N – общее количество испытуемых в объединенной выборке;
n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – сумма рангов по каждой группе.
Пример 2: расчет по критерию U Манна-Уитни:
(2)
где n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 – количество испытуемых в выборке 2;
nх – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
Тх – большая из двух ранговых сумм.
При наличии в научно- исследовательской работе большого количества цифрового материала, а также при необходимости его сопоставления и выводов определенных закономерностей материал оформляют в виде таблиц.
Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная – по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, её не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Например:
Таблица 1.
Сравнение интенсивности психологических защит в группах испытуемых
Механизм психологической защиты | Испытуемые с низкой склонностью к аэрофобии n=30 | Испытуемые с аэрофобией n=30 |
t | ||
среднее | Ст. откл. | среднее | Ст. откл. | ||
Отрицание | 5,8 | 2 | 7,1 | 1,63 | 2,79** |
Проекция | 9,2 | 2 | 9,5 | 2,5 | 0,5 |
Замещение | 7 | 3,4 | 7,1 | 2,8 | 0,12 |
Подавление | 6 | 1,9 | 6,8 | 1,7 | 1,8 |
Интеллектуализация | 8,5 | 1,6 | 7,6 | 1,8 | 2,01* |
Регрессия | 5,1 | 2,7 | 7,2 | 2,3 | 3,1** |
Компенсация | 8 | 2,1 | 8,7 | 2,6 | 1 |
Реактивное образование | 5,4 | 2,1 | 4,6 | 2,1 | 1,42 |
* p < 0,05 ** p < 0,01
Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать её можно было без разворота работы. При переносе таблицы на другую страницу заголовки её граф повторяются. Основной заголовок таблицы не повторяют, а над ней размещают слова «Продолжение таблицы…» с указанием её номера.
Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы как диаграммы, гистограммы, а также различные графики. Их следует располагать в работе в черно-белом исполнении непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или в приложении, если в указанном месте они не помещаются. В приложениях допускается цветное исполнение.
Необходимо опираться на рекомендации по построению диаграмм и графиков (Л.В. Куликов, 2001):
· График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
· График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
|
|
· На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
· Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
· Надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат).
· Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).
Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения Рис. 1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначения. Между таблицами, рисунками и текстом должны быть пробелы равные примерно пропущенной строке. Пример 1:
Рис.1. Соответствие склонностей и способностей
к определенному типу профессий на начало и конец исследования
Пример 2:
Рисунок 2. Распределение показателей уровня самооценки испытуемых
На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так всё видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.
|
|
Если делается ссылка на таблицу, можно использовать следующие выражения: «в соответствии с данными, представленными в таблице 5…», «результаты, приведенные в таблице 5, свидетельствуют о том, что...», или приводится ссылка в скобках (Таблица 5).
При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, представлены)....», «как представлено на рисунке 6...», «что и отражено на рисунке ...» или дается ссылка в скобках (Рис. 3). Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6).
При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, представлена в приложении 2», или приводится ссылка в скобках (Приложение 2).
При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случаях из девяти» (неправильно – «в 2 случаях из 9»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «45 испытуемых» (неправильно – «сорок пять семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (миллиметр – мм). Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 20 случаях из 100» (неправильно – «в 20-ти случаях из 100»).
Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «и» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» – «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» — «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).
Список литературы в научно-исследовательской работе представляет собой отражение тех источников, которыми пользовался автор при её написании. Список литературы должен содержать библиографическое описание всех источников, упоминаемых в тексте, а также тех, которые были использованы автором в процессе подготовки работы, но не нашли своего непосредственного отражения в тексте.
Оформление списка литературы осуществляется алфавитным способом.При этом способе группировки фамилии авторов и заглавия (если автор работы не указан или авторов более трех) располагаются в алфавитном порядке и нумеруются.
Если в списке литературы есть работы авторов-однофамильцев, порядок расположения источников зависит от инициалов авторов. Например:
Петровский А.В. Основы теоретической психологии. – М.:ИНФРА, 1998. – 525с.
Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. – 1975.- №3. – С. 26-37
При наличии работ одного автора в списке их обычно располагают в соответствии с годом издания, начиная с более раннего. Например:
Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 172 с.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 205 с.
В выходных данных принято сокращать названия городов: М. – Москва; Л. – Ленинград; СПб. – Санкт-Петербург; К. – Киев; N.Y. – New York (Нью-Йорк); Р. – Paris (Париж); L. – London (Лондон); В. – Berlin (Берлин). Названия остальных городов указываются полностью. Например:
Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по нематематическим специальностям / А.Н. Бородин. - СПб.: Лань, 2006. – 254 с.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза //Сибирский психологический журнал. – Томск, 1998. – Вып. 8-9. – С.7-15