Стратегия МОТ в условиях глобализации экономики (1990 по наст. время)

Деятельность МОТ в условиях глобализации экономики протекала по следующим направлениям:

1. В 1992 г. на сессии МКТ принята Конвенция № 173 и Рекомендация № 180 о защите требований трудящихся в случае неплатёжеспособности предпринимателя, вызванные многочисленными банкротствами, особенно мелких и средних предприятий.  Суть Конвенции: в случае неплатёжеспособности предпринимателя требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, т.е. таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилигерованных кредиторов.

2. В 1993 г. на 80 сессии МКТ была принята всеобъемлющая концепция № 174, дополненная Рекомендацией № 181 «О предотвращении крупных, глобальных промышленных аварий».

Цель Концепции: состоит в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами и в ограничении последствий таких аварий. Каждое государство член МОТ должно разрабатывать, осуществлять и периодически пересматривать согласованную национальную политику, направленную на защиту трудящихся, население и окружающей среды от опасных крупных аварий.   

Лекция 3

1. Положительные стороны ВПЗ:

· привлекла внимание мировой общественности, руководство стран-членов МОТ, международного рабочего движения к проблеме массовой безработицы и нищеты;

· это документ, подкрепленный авторитетом МОТ и ООН, определяющий цели и средства прогрессивного пути развития страны;

· руководствуясь ВПЗ, многие страны приняли меры по улучшению функционирования рынков труда путем создания системы органов по трудоустройству и развитию возможностей профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся, по материальной помощи безработным.

Согласно МОТ понятие «полной занятости» не означает устранение безработицы вообще, а поддержание её на уровне, обеспечивающем нормальное функционирование рыночной экономики.

В этом случае роль МОТ в вопросах занятости – наряду с законодательством помогать странам путем консультаций, создания общественного мнения, поощрения национальных действий и международного сотрудничества в повышении занятости.

Все страны в своих попытках покончить с кризисом в области занятости стремятся найти ответ на 3 основных вопроса:

1. Как добиться устойчивого, безинфляционного роста, без кот. немыслимо расширение занятости?

2. Как обеспечить, чтобы эконом. рост на практике приводил к созданию новых рабочих мест?

3. Как добиться того, чтобы вновь создаваемые рабочие места имели качественно приемлемый характер, чтобы уважалось достоинство, и соблюдались основные права трудящихся?

Особое место при рассмотрении вопросов занятости занимает проблема трудоустройства мигрантов.

В 1949г. была принята Конвенция №97 «О трудящихся-мигрантах», сохранившая своё значение до настоящего времени.

Конвенция обязывает членов-стран МОТ:

· предоставлять в распоряжение МБТ информацию о политике и законодательстве страны в области эмиграции и иммиграции; сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях их труда и жизни, а также о мероприятиях, проводимых в стране по вопросам миграции;

· учредить бесплатную службу помощи трудящихся – мигрантам;

· обеспечивать отъезд, приезд и прием трудящихся – мигрантов;

· предоставлять для трудящихся – мигрантов не менее благоприятные, чем для собственных граждан, условия в следующих областях – заработная плата, рабочее время, оплачиваемые отпуска, принадлежность к профсоюзам, обеспечение жильем, социальное обеспечение;

· соблюдать права человека в отношении всех трудящихся мигрантов.

Последним международным нормативным трудовым актом, посвященным вопросам занятости, является автономная Рекомендация №189 «Об общих условиях для стимулирования создания рабочих мест на малых и средних предприятиях». (1998г.).

В Рекомендации говорится, что все государства-члены должны принять меры, направленные на признание и укрепление той основополагающей роли, какую малые и средние предприятия могут играть в отношении содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Что касается стимулирования, то государства-члены должны:

§ принимать и проводить соответствующую налоговую и кредитно-денежную политику и политику в области занятости, ведущую к созданию оптимальной экономической среды;

§ вводить и применять соответствующие правовые положения, касающиеся в частности интеллектуальной собственности, а также надлежащего социально-трудового законодательства;

§ повысить привлекательность предпринимательства, избегая политики и правовых мер, ставящих в неблагоприятные условия тех, кто хотел бы стать предпринимателем.

Содействие странам в повышении производительной и свободно избранной занятости, а также снижение уровня бедности, требует от МОТ решения следующих задач:

o расширение занятости путем содействия сбалансированному и долгосрочному экономическому росту в сочетании с разумной социальной и экологической политикой;

o снижение уровня бедности через оплачиваемую производительную занятость и доступность основных товаров и услуг;

o равноправие в занятости путем улучшения функционирования рынка труда и улучшение баланса между предложением рабочей силы и спросом на нее;

o повышение эффективности труда и качества занятости в различных секторах экономики;

o защита особо уязвимых групп трудящихся и устранение дискриминации отдельных групп (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые и мигранты);

o пристальное внимание к проблеме миграции, ставящей серьёзные вопросы трудоустройства и интеграции как в странах, в которые прибывают мигранты, так и в странах, из которых они выезжают.

 

3. МОТ объединяет государства, в которых проживает 98% мирового населения. Поэтому международные трудовые нормы должны быть универсальны. Однако универсальность требует, чтобы принятые нормы получили широкую ратификацию и официально принимались обязательства по их исполнению. Это и явилось основой Декларации МОТ 1998 г..

Вместе с тем, интернационализация производства и конкурентная борьба ведут к тому, что трудовые нормы теряют эффективность и значение. В ответ на это в 1999 г. Принята Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации».

Глобализация – фактор экономического роста, который является предпосылкой социального прогресса. Экономический рост должен сопровождаться определенным набором минимальных социальных правил, основанных на общих ценностях, позволяющих участникам этого процесса востребовать свою законную долю богатства, в создании которого они участвовали.

В Декларации предпринята попытка способствовать усилиям всех сторон, направленным на достижение того, чтобы экономический прогресс сопровождался прогрессом социальным.

«Принимая настоящую Декларацию, МОТ дает решение проблемам, поставленным перед ней международным сообществом, т. к. в ней устанавливается социальный минимум на глобальном уровне в ответ на реальности, создаваемые процессом глобализации».

Стратегические направления деятельности МОТ в условиях глобализации экономики:

1. Предполагается создание организационной основы для международного сотрудничества, направленного на поиск оптимальных решений насущных проблем безработицы и вызываемых ею социальных бедствий. Для этого требуется устранить опасности, угрожающие устойчивому развитию позитивных тенденций в глобальной экономике.

2. Выдвигается идея о необходимости межгосударственного регулирования глобализации в целях уменьшения ее негативных последствий. В этой связи большое влияние должно быть уделено социальной защите трудящихся через призму социального партнерства в рассмотрении и обсуждение экономических и социальных проблем. Развитие системы трипартизма.

3. МОТ поставила задачу повышения целенаправленности норм с целью усиления их воздействия на соц.-экономическое положение трудящихся, более широкие критерии отбора норм и усиление контроля за их соблюдением. На основе единых международных норм предполагается создать Международный трудовой кодекс.

4. Намечается тесное взаимовыгодное сотрудничество МОТ с МВФ, Всемирным банком и ВТО. Это обусловлено тем, что в условиях глобализации с ростом дифференциации доходов между странами и внутри их необходима помощь развитым странам.

5. Создание новой глобальной проблемы занятости с целью увеличения возможностей трудоустройства; запрещения детского труда в рамках Конвенции №   и            №190 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда»; активизация гендерной политики; эффективной миграции, разработке новых подходов к техническому сотрудничеству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: