Цель создания МОТ- заложить основы социального мира и стабильности, используя нормотворческую деятельность, организационное строительство и государственную политику.
Первая Генеральная конференция МОТ в 1919г. избрала руководящие органы организации.
Первым директорам МБТ - главным административным и полит. руководителем МОТ - был избран француз Альберт Тоша, а его заместителем - англичанин Гарольд Батлер. Они сформировали англо-француз. аппарат МБТ, поэт. деят-ность организации отражала в основном потребности Западной Европы.
Конвенции и рекомендации МОТ характеризуют отношение МОТ к социально-экономическим требованиям трудящихся и их профсоюзным организациям.
На этой конференции были приняты первые шесть конвенций МОТ:
¨ Конвенция №1 "О рабочем времени в промышленности", определившая, что рабочее время не должно превышать 8 часов в день и 48 часов в неделю. Эта конвенция распространялась на промышленные предприятия. Для отдельных стран устанавливались другие нормы. Например, в Индии 60 -часовая рабочая неделя, на Китай и Персию это вообще не распространялось.
¨ Конвенция о борьбе с безработицей, согласно которой страна должна создавать систему государственных бесплатных контор по размещению рабочей силы. Но конвенция обходила вопрос о страховании по безработице и не намечала мер по её сокращению.
¨ Конвенция о защите материнства
¨ Конвенция об ограничении труда женщин в ночное время;
¨ Конвенция о минимальном возрасте приёма на работу и ограничение труда молодёжи в ночное время в промышленности.
В 1921 году на 3 сессии Генеральной конференции пристальное внимание было уделено социально-трудовым вопросам в сельском хозяйстве.
1) Конвенция №11 "О праве на объединения в сельском хозяйстве" предполагала обеспечение всем работающим в сельском хозяйстве такие же права на организацию и объединение, как и в промышленности;
2) Конвенция "О минимальном возрасте в сельском хозяйстве и о возмещении ущерба при несчастном случае в сельском хозяйстве"
3) Рекомендации по социально-трудовым вопросам в сельском хозяйстве, в т.ч. № 11"О безработице в сельском хозяйстве", №12 "Об охране материнства " и другие.
В это же время МОТ уделяет пристальное внимание вопросам миграции, что нашло своё отражение в Рекомендации №19 "О статистике миграции". Согласно неё каждый член МОТ должен представить в МБТ сведения об эмиграции, иммиграции, репатриации, транзите эмигрантов по пути из страны эмиграции и обратно, а также о мерах, принятых или предполагаемых в связи с этими вопросами.
Деятельность МОТ 30-х годов 20 века была направлена на разработку конвенций по вопросам возмещения трудящимся ущерба и о страховании по болезни в промышленности и сельском хозяйстве, а также о процедуре установления минимальной заработной платы.
С 1924 года руководство МОТ уделяло пристальное внимание вопросам взаимоотношений с Советским Союзом. СССР не вступил в МОТ, но Наркомтруд осуществлял контакты с МБТ по некоторым техническим вопросам, по обмену информацией и статистическими данными.
В 1926 г. Генеральная конференция труда приняла решение о создании механизма контроля за применением конвенций и рекомендаций. С этой целью был создан Комитет экспертов, включающий независимых юристов из разных стран.
В 1929 г. начался мировой экономический кризис, в результате которого 1/4 часть занятых в производстве оказались безработными и реальные доходы населения снизились на 58% в среднем.
МОТ не была к этому готова и не выработала необходимых мер по преодолению безработицы и защите трудящихся от резкого обнищания.
В 1934 г. США во время правления Ф.Рузвельта вступило в МОТ, чтобы совместно с международным сообществам найти пути выхода из экономического кризиса и массовой безработицы. США рассматривали все решения МОТ, в т.ч. и конвенции, как простые рекомендации и не ратифицировали абсолютное большинство конвенции.
В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций, что дало ему право на участие в деятельности МОТ в качестве её члена. А в 1935 г. Административный Совет МОТ включил Советский Союз в постоянный состав МОТ как одну из наиболее важных в промышленном отношении стран.
В большинстве стран руководство делегациями и правительственное участие в Административном Совете осуществлялось Министерством труда. Но т.к. был ликвидирован Наркомтруд руководителями Советской делегации были либо представители Госплана, либо МИДа.
В 1936 г. сессия МОТ была посвящена вопросам регламентации труда моряков; об ответственности судовладельцев в случае болезни, производственной травмы или смерти моряка; о социально-бытавом обслуживании в портах.
В 1939 в связи с началом военных действий между СССР и Финляндией, Лига Наций приняла решение об исключении его из неё и из МОТ. В годы второй мировой войны заседания сессии МКТ не собирались. В 1943 г. Административный совет принял решение о приглашении к участию в 26-й сессии МОТ в качестве полноправного члена, но был получен отказ. В 1946 г. МОТ стала одной из самых крупных организаций ООН.
В 1944 г. Состоялась 26-я сессия МОТ в Филадельфии. В это время была принята Декларация о целях и задачах МОТ и Рекомендация №71 «Об урегулировании вопросов занятости в период перехода от войны к миру». В Рекомендации указывалась необходимость разработки мероприятий, направленных на облегчение устройства на работу демобилизованных военнослужащих, уволенных работников военных отраслей промышленности и т. п.
Вывод о деятельности МОТ в 1939-1944 гг.
В этот период для МОТ характерны 2 формы:
1. подготовка и принятие конвенций (нормотворческая деят-ть)
2. исследовательско-издательская деятельность
К 1939 г. было принято 63 конвенции, число стран- членов достигло 57, а количество ратификаций составило в среднем 15 конвенций на страну.
МОТ не выполняла в должностной мере своих уставных задач по улучшению положения и условий труда трудящихся. Деятельность МОТ была не эффективной. Не был поставлен вопрос о размере достойной з/пл., о правах профсоюзов и т. д.