Вопрос профессиональной подготовки (переподготовки) кадров МОТ рассматривает как проблему развития людских ресурсов, включая вопросы управления, профессиональной ориентации, профессиональной реабилитации, подготовку профсоюзных работников, руководителей различных звеньев и т. д.
В работе МОТ по подготовке кадров можно выделить два основных направления:
1) нормотворческая деятельность;
2) оперативная деятельность, осуществляемая в форме технического сотрудничества путем проведения различных проектов в этой области.
1) Нормотворческая деятельность в подготовке кадров развертывалась неактивно.
В 1949 г на 32-й сессии Генеральной конференции была принята Рекомендация №87 «О профессиональном ориентировании». Это был первый нормативный акт МОТ, где были подробно рассмотрены проблемы по данному вопросу.
В Рекомендации содержится следующее:
1) основные направления и методы осуществления профориентации подростков;
2) основные формы и методы консультаций по профессиональным вопросам взрослых;
|
|
3) принципы управления профориентацией;
4) вопросы подготовки соответствующих кадров;
5) необходимость проведения исследовательских работ в области профессиональной подготовки.
Существенное значение имела в 1962г. Рекомендация № 117 «О профессиональном обучении».
Она охватывала широкий круг вопросов, в том числе организацию, методы и средства обучения, обучение за счет предприятий, обучение МОЛ до уровня мастеров, ученичество, комплектование и условия работы преподавательского состава.
Юнеско приняло «Рекомендацию по профессиональному и техническому образованию». Между ЮНЕСКО и МОТ проводились консультации по этим рекомендациям в сфере профессионально- технической подготовки.
В 1965 г. в МОТ был создан Комитет по людским ресурсам в целях приоритетного планирования развития людских ресурсов при разработке программ ее развития.
В 1975 г. были приняты Конвенция №142 и Рекомендация №150 «О развитии людских ресурсов»
Конвенция определяет необходимость такой организации национальных систем профессиональной подготовки, которая бы отвечала потребностям всех категорий трудящихся в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.
Рекомендация призывает правительства периодически, расширять исследовательскую деятельность.
Эти документы содержат основные согласованные цели, принципы, обязательства правительств, предпринимателей и трудящихся в области политики, программ профессиональной подготовки кадров.
|
|
Основные принципы политики профподготовки:
- обеспечение равного доступа всех трудящихся к профподготовке и трудовой занятости без дискриминации на каких бы то ни было основаниях;
- тесная связь с профессиональной ориентации и проф. подготовки с занятостью;
- развитие способностей граждан к труду в их собственных интересах и с учетом потребностей стран;
- разработка и реализация правительствами национальной политики и программ профподготовки в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся.
2) Оперативная деятельность МОТ.
В сфере оперативной деятельности МОТ осуществляет программы обучения трудящихся различным профессиям. Эти программы ежегодно реализуются в десятках стран, в них заняты сотни советников и экспертов. Подготовка распространяется на отрасли, где это необходимо. Кроме подготовки и переподготовки кадров для таких отраслей МОТ оказывает помощь в подготовке наиболее нуждающимся в этом групп населения (женщин, молодежи и т. п.)
В целях сокращения затрат на переподготовку МОТ была разработана модульная программа подготовки «Модули профессий, имеющих спрос», сокращающая и упрощающая процесс подготовки новых работников.
Функция МОТ в оказании помощи странам в области проф. подготовки (переподготовки) кадров:
1) подготовка инструкторов, кот. затем организуют и ведут профессиональное обучение;
2) организация сотрудничества центров проф. подготовки разных стран в целях использования лучшего опыта;
3) создание межрегиональной системы информации в области проф. подготовки;
4) участие в создании и укрепление национальных учебных центров по подготовке управленческих кадров.
Значительную работу по подготовке управленческих кадров проводит Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации, действующий в Турине.
Программа центра предназначена для подготовки управленцев различных секторов экономики (административно- хозяйственного, гостиничного, туристического и т. п.), инструкторов по методике преподавания, программам профсоюзного образования, специалистов, мастеров.