Единою Всемирною душою

Оглавление.

I. Введение.

Обоснование выбора темы реферата.

Постановка цели,

задач. Определение объекта исследования

и его актуальности. Краткий обзор источников.                   1-3 стр.

                                                                               

II. Основная часть.

Поэзия прозы в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки».

1). Литературоведческое определение понятий «проза»,

«пейзаж», «импрессионизм», «стихотворение в прозе».        3-4  стр.

2). Особенности художественного мира.                                        4-7  стр.

                                                                                         

                                                                             

3). «Тончайшее восприятие природы». Бунин – пейзажист.

Пейзаж в рассказе «Антоновские яблоки».                                7-10 стр.

4). К вопросу о сюжете и теме рассказа.                                                                   

а) Основной акцент на раскрытии красоты и

гармонии жизни.                                                                    10-14 стр.

б) Что поэтизирует Бунин в рассказе.                                   14-16 стр.

в) Неудержимый бег времени и способы его выражения.       16-17 стр.                                                                                                   

5). Образ сада. Сад -понятие, символ,

конкретика, реальность.                                                        17 стр.

   

III. Заключение .                                                                    17-19 стр.

IV. Список использованной литературы.                        20стр.

- 1 -

I.Введение.

Обоснование выбора темы реферата. Постановка цели, задач. Определение объекта исследования и его актуальности. Краткий обзор источников.

                                                                            

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и Вечного. Вдали

Я вижу ночь. Пески среди молчанья

И звёздный свет над сумраком земли.

Мир- бездна бездн. И каждый атом в нём

Проникнут богом, жизнью, красотою.

Живя и умирая, мы живём

Единою Всемирною душою.

И.А. Бунин

 

                  Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имён русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоёв общества, сила воображения, выразительность, живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода,

 «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства».

            Бунин оставил в сокровищнице русской литературы богатое наследие из стихотворений и рассказов.

           Ведущая тема многих произведений художника – гибель дворянских гнёзд, распад связей дворянско- помещичьей России. Эта тема пронизана печалью, но вместе с тем писатель, по словам В.Ф. Ходасевича, известного поэта начала XX века, «великолепно, волшебно передаёт и радость бытия, и подлинную, не надуманную красоту жизни».

          Бунин пишет о незабвенном, что оставляет след в человеческой душе. Как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне он выражает самое необыкновенное и прекрасное чувство человека! Он не интригует сложным сюжетом, художник пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.

         Сила изобразительности у величайшего русского прозаика и поэта, наследника лучших традиций русской классической литературы необычайна: его стиль совмещает в себе и острую чёткость гравюры, и плотную многоцветность живописи. Писатель тонко улавливает связь человека с историей, с далью времён, со всей вселенной, но им всегда владеет чувство неприкаянности и одиночества.

         Недаром, удивительно тонкий писатель, обладавший безусловным вкусом и чувством языка, Константин Георгиевич Паустовский писал: «Иван Алексеевич Бунин  считается одним из лучших художников слова – стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен».

        Рассказ «Антоновские яблоки» - это своеобразная зарисовка осени, времени года, всегда вызывающего в романтических душах элегическую грусть, размышления о жизни, постепенно меняющейся, но такой удивительно прекрасной и гармоничной.

        Тема реферата «Поэзия прозы в рассказе Бунина И.А. «Антоновские яблоки» представляет определённый интерес, поскольку творчество художника, как видно из приведённого выше, представляет собой уникальное явление, тонкий, гармоничный синтез поэзии и прозы.

    

- 2 -

         Приведённые выдержки из литературно-критических работ подтверждают, что произведения Ивана Алексеевича Бунина можно в равной степени отнести и к жанру повествования, и к жанру лирического стихотворения. Есть мнение, что «Антоновские яблоки» проникнуты тем же пафосом, который определяется в поэме «Листопад», вышедшей в том же, 1900 году (что и сам рассказ) и в которой явно ощущается тяготение к «многоплановой описательности, своеобразной «эпической лирике» и к символике» (1)

          Цель исследования:

доказать, опираясь на анализ рассказа «Антоновские яблоки» Бунина И.А., на общую оценку творчества писателя, поэтическую функцию прозаического произведения; соответствие его жанру стихотворения в прозе.

       Задачи:

рассмотреть особенности поэтики художественного пространства названного рассказа

определить, что является предметом поэтизации и соответственно авторскую позицию по отношению к предмету изображения

философское осмысление автором течения времени в постоянно и закономерно меняющемся мире.

                 Говоря об объекте исследования, следует отметить, что «Антоновские яблоки» были созданы Буниным в знаменательный период его творчества. Эта мысль подтверждается Леденёвым А.В., кандидатом филологических наук, доцентом МГУ им. М.В. Ломоносова:   «Если в 1890-1900 гг. главное место в творчестве Бунина занимало поэтическое творчество, то позднее на первый план вышла проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм». Плодотворный лирический период сменяется прозаическим именно в это время, в 1900 году, поэтому «Антоновские яблоки» - скорее стихотворение в прозе, чем, собственно, проза. Данное утверждение можно принять, учитывая цель работы, как прогнозируемый результат.

               Сам рассказ был задуман ещё в 1891 году, но написан и напечатан был лишь в 1900 в журнале «Жизнь». Рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде.

              Анализу именно этого произведения Бунина посвящены лишь отдельные высказывания, в связи с определением художественного мира бунинской прозы. Поэтому акутальность работы состоит в том, чтобы, опираясь на имеющийся литературоведческий анализ отдельных высказываний, рассмотреть в более полном аспекте замысел автора и способы его воплощения именно в «Антоновских яблоках».

                 В ходе раскрытия темы и достижения поставленной цели и решения задач было привлечено 16 источников, прямо или опосредованно связанных с рассмотрением темы. Приведём краткую характеристику тех из них, цитаты из которых послужили материалом для анализа.

            «Иван Алексеевич Бунин»- работа известного критика Михайлова О.И., написавшего множество работ- исследований о творчестве русских писателей и поэтов: «Читая Есенина», «Жизнь и творчество Владимира Маяковского», «Трудные дороги. Жизнь и творчество Александра Куприна» и др. Произведения этого критика остаются востребованными в наши дни и постоянно переиздаются. Особо ценный материал с воспоминаниями В.Н. Муромцевой, жены Бунина, с цитированием из современных Бунину изданий, словами М. Горького, выдержками из переписки Бунина с Чеховым А.П., содержится в статье- послесловии О. Михайлова в книге «И.А. Бунин. Собрание сочинений. Том второй. Произведения 1887 – 1909», М.: «Художественная литература». 1987.

           Вышедшая в 1988 году книга Волкова А., автора учебников по истории русской литературы для ВУЗов, «Проза Ивана Бунина». Литературовед рассматривает вопрос о значимости, влиянии художественного взгляда Бунина на развитие русской прозы в первой половине XX века.

Роговер Е.С. Русская литература XX века. Санкт-Петербург. «Паритет». 2000, с. 9

- 3 -

       Статья К.Г. Паустовского «Иван Бунин» в книге К.Г. Паустовского «Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки». В статье известнейший мастер отечественной прозы определяет творчество Бунина, язык его произведений, его мироощущение художника как «…ярчайший акт самосознания, достойный звания истинного непреходящего шедевра мирового значения».

  Были привлечены и учебные пособия. Роговер Е.С. Русская литература XX века: В помощь выпускнику и абитуриенту. – «Паритет», 2000. Научный рецензент Ионин Г.Н., доктор педагогических наук, профессор.

Левина Е.В.( старший преподаватель кафедры русской литературы МГУ им. М.В. Ломоносова), Комлякова Е.А., (преподаватель кафедры ЛАХТ МГУ им. М.В. Ломоносова, автор научных статей по лингво-стилистическому анализу художественного текста). Статья ««Угасающий дух» помещичье- патриархальной России в ранних рассказах И.А. Бунина («Антоновские яблоки» и «Танька»)» в книге «Оставленное нам наследство. Проза И.А. Бунина и А.И. Куприна конца XIX- начала XX века». Книга вышла в московском издательстве ОЛМА-ПРЕСС, в 2006 году.

       Для более полного развёртывания темы реферата приведены высказывания авторов, чьи работы написаны в то же время, что и произведения Бунина и отличаются тем, что рассматривают творчество писателя как общественный акт, т.е. с гражданских позиций. Так в работах Воровского В.В. высказаны некоторые мысли о недостаточной силе изобразительности таланта И.А. Бунина.

   Кроме того использовались различные справочники по теории литературы, словари литературоведческих терминов последних лет издания.

  Принцип отбора источников имеет несколько критериев:

Æ новизна и востребованность работы

Æ оригинальность взгляда на рассматриваемый предмет, доказательность

Æ соотнесение мироощущения Бунина, его художнической позиции с замыслом его произведений

Æ детальность анализа, предметный критический подход к художественному тексту.

 

 II. Основная часть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: